РП и КТП занятий по внеурочной деятельности Край, в котором я живу

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕМИБУГРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО ________ Зам.дир. по УМР ______ Директор МБОУ /Доштамбаева И.Ж./ /Кравцова Е.Н./ «Семибугровская ООШ»__________

/Ибрагимова Р.С./

Рабочая программа внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год



Названиние «Край, в котором я живу»

Составитель: Шудирова Л.Т.

Программа рассчитана для первого года обучения. Требования ФГОС соблюдены.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» Направление: проектная деятельность

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011г. и авторской программы С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2011. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель проектной деятельности по курсу «Край, в котором я живу » - овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых и этических ориентиров по охране окружающей среды.

Проектная деятельность при изучении курса «Изучаем родной край» в начальной школе имеет отличительную особенность - она имеет краеведческую направленность. Краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и может быть рассчитана на все четыре года обучения.

Проектная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружаю- щей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Продолжительность: в течение учебного года аудиторные и внеаудиторные занятия 1 раз в неделю (первый год обучения - 33 ч).


Программа курса «Край, в котором я живу» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы - воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • научить видеть и понимать красоту живой природы;
  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

  • развивать потребности общения с природой;

  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.



Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо- туристические технологии, проектные технологии.

Объекты изучения:

История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.

Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.

Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.

Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;

Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал. Формы учета знаний, умений: - педагогическое наблюдение; - тестирование; - тематический опрос;
- рисуночные тесты («Мой класс», «В школе»);
- методика «Ступеньки», «Волшебный день»; - выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

Ожидаемый результат:

  • рост познавательной активности у ребят;

  • увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  • Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.

Оценка результативности:

  • подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);

  • участие в различных конкурсах;

  • проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Работа с родителями

  • индивидуальные встречи с родителями в течение года;

  • посещение родителями различных выставок, мероприятий;

  • проведение занятий совместно с родителями.



Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

«Край, в котором я живу» Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Край, в котором я живу» распределяются по трем уровням.

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей


  1. ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.


2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Предметные результаты: Ученик научится:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);

  • символику страны, края, города, школы;

  • традиции русского и казахского народов и семьи,

  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

  • условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

  • технологию изготовления поделок из природного материала.

  • правила ТБ в кружке.


Ученик получит возможность научиться:
  • видеть и понимать красоту живой природы;

  • вести простейшие наблюдения в природе;

  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;

  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;


  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.


Метапредметные результаты: В результате прохождения программы
Ученик научится:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Оценивать правильность выполнения действия;

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

  • Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.



Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;


  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • Задавать вопросы;

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Ученик получит возможность для формирования:

  • любви к людям и природе;

  • ответственного отношения к окружающей среде;

  • доброжелательности к живым существам;

  • стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

  • стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.



Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;

  • Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.








Содержание программы

Первый год обучения. (33 часа)
Тема 1: Введение (2ч) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа - наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч) Россия - наша Родина. Москва - столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России - берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Астраханской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой Астрахани.
Тема 3: Я и моя семья. (3 ч) Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Выяснить, кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: Моя улица. (1 ч) Урок-экскурсия по улицам села, г.Астрахани.. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района». Тема 5: Наша школа (1 ч) Я - ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Тема 6: Природа нашего края. (21 ч) Полезные ископаемые Астраханского района. Речная сеть области, реки. Озера, их происхождение.

Климатическая область расположения района. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений. Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон. Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.

Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история. Экологические проблемы региона и своего края. Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1ч)














Календарно-тематическое планирование



№ п/п


Раздел и тема

Кол-во ча-сов

Дата по плану


Дата по факту

Тема 1: Введение

2



1

Краеведение- наука о родном крае.

1

02.09


2

Природа - наш второй дом

1

09.09


Тема 2: Мой край на карте Родины

6



3 Россия - Родина моя. Символы государства - герб и флаг. Гимн России.

1

16.09


4 Символ России - берёза.

1

23.09


5 Астраханский край - частица России. Символика края.

1

30.09


6 Город (село), в котором живем.

1

07.10


7 Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

1

14.10


8 Знакомство с символикой Астрахани.

1

21.10


Тема 3: Я и моя семья

3



9

Профессии моих родителей.

1

28.10


10

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

1

11.11


11

Моя родословная.

1

18.11


Тема 4: Моя улица

1



12

Экскурсия по улицам города Астрахань (села).

1

25.11


Тема 5: Наша школа

1



13

Знакомство с историей, традициями своей школы.

1

02.12


Тема 6: Природа нашего края

21



14 Полезные ископаемые Астраханской области.

1

09.12


15 Что дает наш край стране.

1

16.12


16 Климат. Сезонные изменения погоды.

1

23.12


17 Реки и озера.

1

13.01


18 Растительный мир родного края

1

20.01


19 Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.

1

27.01


20 Лекарственные растения нашего края.

1

03.02


21 Викторина «Что это за листья?»

1

17.02


22 Правила поведения в лесу, в парковой зоне.

1

24.02


23 Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе».

1

02.03


24 Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга.

1

09.03


25 Викторина «Зелёный мир вокруг нас».

1

16.03


26 Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях.

1

06.04


27 Животный мир родного края.

1

13.04


28 Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

1

20.04


29

Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.

1

27.04


20

Викторина «В мире животных».

1

04.05


31

Птицы родного края.

1

11.05


32

Географические названия населенных пунктов нашей местности.

1

18.05


33

Народные промыслы края.

1

25.05


Что мы узнали за год? Подведение итогов.





ИТОГО:

33







ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ:

  1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2010.
  4. Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.



© 2010-2022