- Преподавателю
- Начальные классы
- Коллективный Проект «Писаховы чудеса «п
Коллективный Проект «Писаховы чудеса «п
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Перфильева М.А. |
Дата | 07.05.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Управление образования Администрации Северодвинска
Городской конкурс творческих проектных работ
младших школьников «Я познаю мир»
«Писаховы чудеса»
Ученики 3 класса «А»
МБОУ «СОШ № 29»
Руководитель:
Перфильева Маргарита Альбертовна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Северодвинск
2013
Оглавление
-
Введение………………………………………………………………………………3
-
Основная часть………………………………………………………………………..5
Глава 1. Северный сказочник………………………………………………………..5
-
Жизнь и творчество……………………………………………….…5
-
Архангелогородец……………………………………………………5
-
Рассказчик……………………………………………………………5
-
Феномен Писахова……………………………………………………5
-
Выдумщик……………………………………………………………..6
Глава 2. Реализация проекта «Писаховы чудеса»………………………………...7
2.1. Содержание и план проведения проекта ……………………………….7
2.2. Продукт проектной деятельности……………………………………….8
3.Заключение…………………………………………………………………………………9
4.Литература…………………………………………………………………………………10
5.Приложения
Приложение 1 Биография Писателя………………………………………………………11
Приложение 2 Анкета по выбору чудес………………………………………………….12
Приложение 3 Урок-игра «Счастливый случай»………………………………………...13
Приложение 4 Кроссворд по сказкам…………………………………………………….14
Приложение 5 Игра «Магнит»…………………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ Сказки сопровождают человека с самого рождения и до конца его дней. Сначала мама, бабушка рассказывают нам сказки, в школе по сказкам мы учимся читать, познавать законы жизни. Затем станем родителями - своим детям мы будем рассказывать сказки перед сном. Станем бабушками и дедушками - будем рассказывать сказки внукам. Сказки - это часть нашей русской культуры. Сказки мы читаем на уроках литературного чтения. Знаем композицию сказки, её отличительные признаки. Народные сказки знаем наизусть, литературные авторские сказки можем узнать по первым строчкам. Во 2 классе мы познакомились со сказками С. Писахова. На классном часе провели игру «Магнит», когда ученикам класса учитель предложил в течение 1 минуты написать, какие слова «притягивает» к себе фамилия Писахов. Вот какие результаты получились (см. Приложение 5 ):ребята смогли, в основном, назвать лишь по2 слова ( северно сияние, писатель). [1] Эти итоги показали, что надо серьёзно заняться изучением сказок писателя- земляка. Читая сказки, мы по новому увидели наш Север, людей, которые жили на нашей земле, природу, услышали северную речь. В конце года посетили музей и прошли мастер- класс по технике рисования- монотипии. На уроках изобразительного искусства учились рисовать северно сияние, на уроках окружающего мира узнали природу этого явления. На уроках литературного чтения инсценировали полюбившиеся сказки С. Писахова, составляли и отгадывали кроссворды( Приложение 4) про героев его сказок. На занятиях в городской библиотеке «Бестселлер» нам порекомендовали литературу по теме, показали мультфильмы, снятые по произведениям автора. При обсуждении увиденного,родилось желание самим создать мультфильм о чудесах, выдуманных С. Писаховым. Цели проекта: 1.Расширять круг читательских интересов, приобщая младших школьников к домашнему чтению;
2.Активизировать семейное чтение.
3. Воспитание чувства сопричастности в семье.
Задачи проекта:
- познакомиться со сказками северного писателя;
- работая в группах, составить список чудес;
- провести анкетирование среди ребят класса, родителей по выбору самых интересных чудес;
- рассмотреть фото- и видеоматериалы, найденные в Интернете по творчеству
- научиться создавать мультфильмы;
- отразить результаты работы над проектом в презентации;
- представить результат проектно- исследовательской работы на классном часе, школьной конференции, на родительском собрании.
Гипотеза: мы предполагаем, что сможем создать мультфильм про чудеса С. Писахова, который будет интересен всем и заинтересует его творчеством. Место работы над проектом: МБОУ СОШ № 29 и Библиотека «Бестселлер» г. Северодвинска
Сроки работы над проектом: 3 месяца (декабрь 2012, январь, февраль 2013 г.)
Этапы реализации проекта:
- определение цели и задач проектной работы;
- составление плана работы;
- распределение заданий между собой;
- изучение литературы по теме;
- проведение анкетирования среди учащихся;
- работа по созданию мультфильма о чудесах С.Писахова;
- представление продукта проекта учащимся и родителям.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Северный сказочник
-
Жизнь и творчество
-
Архангелогородец
-
Рассказчик
-
Феномен Писахова
-
Выдумщик
Глава 2. Реализация проекта «Писаховы чудеса»
-
Содержание и план проведения проекта
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
СРОКИ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Декабрь
1 неделя
Погружение в проблему. Месяц знакомства с произведениями С.Г. Писахова
1.Посещение городской библиотеки. Знакомство с книжной выставкой, биографией (Приложение 1), произведениями С.Г. Писахова.
2.Семейное чтение сказок. [4] Домашнее задание: решить вместе с родителями кроссворд. (Приложение 4)
3. Домашнее иллюстрирование сказок.
2неделя
1.Семейное чтение сказок, выбор чудес. [5]
2. Домашнее иллюстрирование сказки.
3неделя
1.Коллективный просмотр фильма «Не любо - не слушай» по произведениям С.Г. Писахова.
2. Урок развития речи «Сочинение по просмотренному фильму».
4неделя
1.Семейное чтение сказок. [6]
2.Домашнее иллюстрирование сказки.
3. Просмотр спектакля в Драмтеатре «Сказы бабушки трески» по произведениям С.Г. Писахова.
январь
3 неделя
1.Выбор сказок, которые можно будет изобразить в пластилиновой лепке. (Приложение 2)
2.Домашнее иллюстрирование сказки.
3. Изготовление декораций к выбранным сказкам.
4 неделя
Организация и осуществление деятельности
1 «Ожившие герои сказок» Изготовление поделок- героев сказок С.Г. Писахова. В работе используется техники: рисование, лепка из пластилина.
2. Фотографирование эпизодов 8 сказок.
февраль
1неделя
1.Классный конкурс на лучшего чтеца, который будет читать текст за кадром.
2. Урок-игра «Счастливый случай» (Приложение 3)
2 неделя
-
Запись озвучания к каждой сказке.
-
Подбор музыкального сопровождения к фильму.
-
Монтаж фильма.
3 неделя
-
Просмотр мультфильма в классе.
-
Написание отзывов об участии в проекте.
-
Показ мультфильма родителям. Сбор отзывов.
-
Показ мультфильма школьникам других классов. Анкетирование.
3 этап - заключительный (21.02.2013- 28.02. 2013) включает в себя:
- проведение игры «Магнит»;
- подведение итогов работы над проектом: рефлексия (синквейн).
2.2. Продукты проектной деятельности
Работая над проектом в течение трёх месяцев, мы смогли создать следующий продукт:
Мультфильм «Писаховы чудеса»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
« Да, только здесь, на Севере моём, такие дали и такие зори, Дрейфующие льдины в Белом море, игра сполохов на небе ночном. Здесь, словно в сказке, каждая тропа Вас к роднику выводит непременно. Здесь каждая деревня так люба, как будто в ней красоты всей вселенной. И, уж конечно, нет нигде людей такой души и прямоты, и силы, И девушек таких вот, строгих, милых, как здесь в лесах, на родине моей». - Писал А.Яшин в стихотворении «На Севере моём». [2]
Вот так, в нескольких строчках, поэт рассказал обо всём великолепии нашего края, сказочник Писахов нашёл свою форму выражения любви к своей малой родине…А мы в виде мультфильма. В ходе работы над проектом мы прочитали много сказок С. Писахова, изучали литературу, рассматривали фото- и видеоматериалы об Архангельской области, совершали заочные экскурсии в разные уголки нашей области, посетили музей С. Писахова в областном центре, провели мастер - класс по технике монотипия, посмотрели спектакль «Сказы матушки Трески» (по произведениям С. Писахова) в Северодвинском Драмтеатре, провели анкетирование по теме исследования среди школьников класса и родителей, создали мультфильм, который показали ученикам 3-4 классов нашей школы. Данный продукт предлагаем использовать на уроках литературного чтения, краеведения, технологии, изобразительного искусства при знакомстве с творчеством писателей Севера. Цель проекта достигнута, гипотеза получила своё подтверждение. Мы узнали много нового о нашем земляке С. Писахове, знаем его сказки, узнаём его героев. Об этом говорят результаты игры «Магнит», проведённого по завершению проекта: ученики смогли назвать более 20 слов, в ассоциации к слову «Писахов». После работы над проектом появилось желание в таком же русле познакомиться с произведениями Б. Шергина, но это уже немного позже.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников / науч. ред, Э.И. Николаева - Архангельск: Поморский университет, 2005.
- Морянка: Хрестоматия о русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. Ред. И.Ф. Полякова. - Архангельск: Поморский университет, 2005.
- Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.
- Писахов С. Сказки. Архангельское книжное издательство, 1959.
- Писахов С. Сказки. Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1978.
- Пономарёва И.Н. Сказки Писахова, Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1978.
- arhnet.info\A\arkhangelsk
- nashkraysev.ru
Приложение 1 Биография писателя
Степан Григорьевич Писахов
(1879 - 1960) Русский писатель-сказочник, художник Степан Григорьевич Писахов родился 25 (по старому стилю 13) октября 1879 года в Архангельске. Окончил Архангельское городское училище, учился в Художественном училище барона Штиглица (училище технического рисования и прикладного искусства, ныне училище им. Мухиной) в Петербурге, откуда в 1905 году был исключен "за вольнодумство". Много путешествовал по Северу; в качестве художника, этнографа, фольклориста участвовал в арктических экспедициях по поиску Г.Я.Седова, Р.Амундсена, У.Нобиле; побывал в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Западной Европы. Участник и организатор выставки "Русский Север" (Архангельск, 1910), юбилейной выставки1911 года, посвящённой 200-летию Царского Села, "Выставки трёх" (Я. Бельзен, С. Писахов, И. Ясинский) в Петербурге (1914), выставок "Север в картинках" в Петербурге (1912, Большая серебряная медаль) и Москве (1928). Начиная с 1928 г. почти четверть века преподавал рисование в школах Архангельска. Первая сказка Писахова "Не любо - не слушай" опубликована в 1924 г., а первый сборник сказок вышел в 1938 г. На следующий год после этого Писахов был принят в Союз писателей. Однако первая "московская" книга Писахова вышла в издательстве "Советский писатель" лишь в 1957 г. Перу Писахова принадлежат также интересные путевые очерки об освоении Арктики, об экспедициях в Заполярье, заметки, дневники, опубликованные в большинстве своём после смерти писателя. Умер 3 мая 1960 г. в Архангельске. По произведениям Писахова сняты мультипликационные фильмы "Архангельские новеллы", "Не любо - не слушай", "Смех и горе у Бела моря" (в сборник вошли в том числе фильмы по сказкам С. Писахова "Морожены песни", "Апельсин", "Перепилиха", "Вечны льдины" и др.).
Приложение 2 Анкета по выбору чудес из сказок Писахова Анкетирование проводилось после того, как каждая группа предоставила список чудес. Инструкция: отметьте, пожалуйста, чудеса, которые бы Вы хотели обыграть в мультфильме.
Налим Малиныч
Взял я налима на цепочку и повёл, как собаку.
Оседлал большую рыбину.
Своя радуга
Да с песней на радуге в избу и ввалился.
Апельсин
Кругом- вода, посередине- апельсиново дерево цветёт.
Перепилиха
Перепелиха визгнула - медведя насквозь проткнула и наповал убила голосом.
Своим свистом лес может вырубить.
Пирог с зубаткой
Жону посолил, тесто обтяпал, маслом смазал - да в пирог!
Морожены песни
На морозе всяко слово вылетит - и замёрзнет! У всякого свой вид, свой цвет, свой свет.
Северно сияние
Северно сияние сушим, заплетам в косы, освещам путь.
Звёздный дождь
Дождь в бочки сливали, хмеля добавляли, пивом всех угощали.
Ветер про запас
Я руки раскинул, потянулся, схватил ветер охапкой, сжал в горсть, в комок и за пазуху сунул.
Собака Розка
Рыба через всю деревню лежала.
Кислы шти
Кислы шти такой крепости, что пробки, как пули, выскакивали.
Не любо- не слушай
В стары годы в придано первым делом вечну льдину давали.
Баня в море
Сеня Малина топил баню и плыл на ней по морю.
Рыбы в раж вошли
Северный мужик придумал ходули, чтоб по дну моря шагать.
Сахарна редька
Зацепился больным зубом за поезд и два вагона оторвал.
Зелена баня
Брёвна у новой срубленной бани проросли корнями в землю, выросли до поднебесья и баня позеленела свежими листьями.
Итоги анкетирования. Сказки, выбранные детьми для мультфильма:
«Своя радуга», «Апельсин», «Пирог с зубаткой», «Северно сияние», «Собака Розка», «Не любо - не слушай», «Баня в море», «Зелена баня».
Приложение 3 Урок-игра «Счастливый случай» Класс делится на две команды «Налимовы» и «Тресковы». 1 гейм- «Вопрос - ответ» Команды по очереди бросают кубик, все стороны которого разноцветные; каждый цвет означает какую- то сказку Писахова, по цвету ведущий задаёт вопрос по содержанию, за каждый правильный вопрос - одно очко. Достаточно четырёх вопросов каждой команде. 2 гейм - «Домашние вопросы» Каждая команда задаёт вопросы команде соперников по сказкам, которые она заготовила дома. 3 гейм - «Тёмная лошадка» Узнать литературного героя по описанию. 4 гейм - «Чья вещь?» Каждой команде предлагается назвать сказку и героя по предложенной вещи. 5 гейм - «Конкурс знатоков» Командам по очереди нужно объяснить значение диалектных слов или по лексическому значению слова догадаться, что за слово, которое употребляют на Севере. 6 гейм - «Мастерицы» Кто быстрее заплетёт «северно сияние» в косу. 7 гейм - «Рыбаки» Кто больше запишет на листок названий северных рыб. 8 гейм - «Домашний театр» Показать инсценировку сказки Писахова, приготовленную дома. 9 гейм - По отрывкам, которые я буду зачитывать, отгадайте из какой это сказки.
- «… Глань-ко на улицу, вишь , кто идёт? Сама - перестарок, а идёт фасонисто, как таракан по горячей печи. Голос у неё такой пронзительной силы, что страсть!» ( «Перепелиха»)
- «… Взял я налима на цепочку и повёл, как собачку, налим хвостом отталкивается, припрыгивает-бежит» (Налим Малиныч»)
- «… Заяц из лесу да деревней, да к реке, а тут щука привелась, на берег головицу выставила, пасть разинула» ( Собака Розка»)
- «… Я недолго думал. Столкнул баню углом в воду, в крышу воткнул жердину с половиком - вышла настоящая мачта с парусом. » ( «Баня в море»)
Приложение 4 Кроссворд по сказкам С.Г. Писахова
По горизонтали 5. Средство связи Малины с медведями. 6. Взрывная емкость для кислых штей. 9. Фигура из мороженой песни. 12. Теплое место для Перепилихи. 13. Земля, воспетая С.Г. Писаховым. 14. Приманка для рыбы. 17. Любимый напиток кумы Рукавички. 18. Мучное изделие, от которого «человек слабнет». 19. Зверек, на которого Сеня «с кислыми штями завсегда» ходит. 20. Орудие лова франтих из воды. 25.«Оглушительно» оружие. 26. «Страшенна, матеруща» рыба.27. Место, откуда Малина пригнал стадо трески. 30. Начальник полиции, которого «и мороз не брал». 31. Часть деревни, где находился дом Малины. 32. Военачальник Наполеона, одетый «с большим блеском». По вертикали 1. Человек, который «ледяным промыслом» живет. 2. Малоемкое хранилище для рыбы во время «банного промысла» 3. Собака Малины. 4. Приспособление для мягкой посадки. 7. Озорник, закинувший Сиволдая на мачту для флюгера. 8. Музыкальный инструмент пингвина. 10. Открытое место в море, далеко от берега. 11. Цель приезда пингвинов в Архангельский край. 15. Обогреватель для царского трона.16. Помещение для торговли мукой, зерном. 21. «Губки с маленькой улыбочкой - бантиком». 22. Одеяло для дома Сени Малины. 23. Мордобитное оружие. 24. Сила купцов. 28. Дерево для моста в тещину деревню. 29. Город, где чиновники «важно изобретение прихлопнули».
Приложение 5 ИТОГИ ИГРЫ «МАГНИТ» (ассоциации)
Подготовительный этап проекта - 2 слова на тему «Писахов» ( 02.12.2012)
Заключительный этап проекта- 20 слов на тему «Писахов» ( 28.02.2013)