- Преподавателю
- Начальные классы
- День славянской письменности (начальные классы)
День славянской письменности (начальные классы)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Абрамова Т.И. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
День славянской письменности
Сценарий праздника с презентацией
(рассчитан на 2 урока)
План проведения праздника:
-
Открытие.
-
Вступительное выступление.
-
Презентация «Кирилл и Мефодий - великие славянские просветители»
-
Творческие задания на тему «Славянская письменность»
-
Конкурс стихов поэтов славянских народов.
-
Забавы и игры славянских народов.
Оборудование: ноутбук, проектор, маркерная доска, классная доска, оформленная таблицами («Возникновение письменности в древности», «Письменность и культура на Руси», «Буквы кириллицы»), таблички с датами, именами, названиями стран, учебники «Азбука», «Русская азбука» авторов В.Г.Горецкого и др.
I.Открытие.
-
Наша Маленькая страна в очередной раз (13-й) проводит День славянской письменности и культуры.
-
Представители славянских народов, внести флаг Маленькой страны. (дети одеты в национальные костюмы - русский, украинский, белорусский, болгарский).
-
Сегодня у нас в гостях представители 4-х славянских народов.
Расскажите о своей стране (дети рассказывают стихи)
-
«Россия - как из песни слово»
-
«Гэта ўсё - мая Беларусь!»
-
Украина
-
«Болгарио моя, земьо свещенна»
-
Первоклассники, вы кто в Маленькой стране?
-
Ваш девиз?
-
Второклассники?
-
Третьеклассники?
-
Четвероклассники?
Гимн Маленькой страны.
II. Вступление.
Ведущий.
- Сегодня 24 мая - День славянской письменности и культуры (табличка)
Каждый год весной к нам приходит этот праздник. В этот день люди вспоминают создателей славянской грамоты.
Ученик.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
(колокольный звон)
Кирилл и Мефодий, 863 г (портреты, табличка)
Ученики:
1. По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2. Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии. (Таблички)
3.Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
-
А сколько лет прошло с тех пор, как была создана славянская письменность?
(ученики 3-го и 4-го классов решают на доске: 2013 - 863 = 1150 лет)
-
Скажите, а до 863-го года была какая-то письменность?
(ответы детей)
Таблица "Возникновение письменности в древности" (египетская, китайская, индийская, ассирийско-вавилонская, финикийская, греческая, римская).
-
Какие буквы похожи на нашу письменность?
-
Давайте познакомимся с этими великими людьми, которые придумали буквы славянского алфавита - Кириллом и Мефодием.
Показываю учебники "Русскаяазбука" В.Г. Горецкого и др. (2005 г издания) и "Азбука" этих авторов (2012 г)
-
Кто учился по этим учебникам"
В конце этих учебников есть странички, посвящённые Кириллу и Мефодию, первому русскому букварю (показываю)
III. Беседа с презентацией.
Слайды 1 - 7 (читаю)
- Часть букв взяли из греческого алфавита, а часть специально создали сами (придумали) для передачи тех звуков, которых не было в греческом алфавите.
Слайд 8.
- Сравним буквы греческого и славянского алфавитов. Если прочесть названия первых букв греческого алфавита, то можно узнать, почему он так назван.
- Альфа + бета (вита) = алфавит.
- А что такое алфавит? (порядковое сочетание букв любого языка)
- А теперь прочитаем название первых букв славянского алфавита. Что такое АЗБУКА?
(Книга «Азбука» и табличка со словами)
Сия зримая книжица
По реченному алфавитица,
Напечатана быть по царскому велению,
Вам, младым детям, к научению.
- Но славянский алфавит, тот, который мы привыкли видеть, появился не сразу.
- Братья стали составлять славянский алфавит. Сначала он назывался "глаголица" - от слова "глаголить". Что это значит? (слово, речь).
- Потом появилась КИРИЛЛИЦА . Как вы думаете, почему у неё такое название?
- "Кириллица" дошла до наших дней. В первой азбуке-кириллице было 43 буквы.
- А сейчас сколько букв в нашей азбуке? (33)
Слайды 11 - 12 (читаю)
- Каждая буква и в старославянском алфавите имеет своё название, но не такое как вы сейчас говорили.
Слайды 13 - 17
Чтение букв.
Слайд 18.
- При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог, потом назывались буквы 2-го слога, произносился 2-й слог. Слоги складывались в целое слово.
- Попробуйте прочитать другие слова.
Слайд 19.
- В старину книги писались от руки. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворённым золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами. Отсюда и пошло выражение: «начать с красной строки». Заглавные буквы в начале строки назывались буквицами.
Слайд 20.
Назвать буквы.
Слайд 21.
- Какая буква пришла к вам в гости? (Глаголь. Глаголить - говорить)
Эта буква принесла вам такие задания.
Но помните: прежде чем сказать, надо подумать.
Я говорю старославянское слово, а вы переводите на современный язык.
Град (город)
Здравие (здоровье)
Страж (сторож)
Драгой (дорогой)
Брег (берег)
Древо (дерево)
Врата (ворота)
Злато (золото)
Власы (волосы)
Очи (глаза)
Уста (губы)
Слайд 22.
- А это что за буква? (Веди. Ведать, знать.)
Она принесла вам загадки.
-
Украинская
Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан)
-
Белорусская.
Что это за дорога:
Кто по ней идёт, тот хромает. (Лестница)
-
Болгарская.
От одного очага весь свет греется. (Солнце)
-
Русская.
Шли две матери с дочерьми,
Да бабушка с внучкой.
Нашли полтора пирога.
По многу ли достанется? (По полпирога. Их было трое)
- Трудно было учиться грамоте. Славяне знали, как важно уметь читать и писать, понимали огромное значение образования, поэтому придумали много пословиц и поговорок об Азбуке. А какие пословицы вы знаете?
Слайд 23.
Продолжи пословицу.
Слайд 24.
Проверка.
Слайд 25 (читаю).
IV. Творческое задание.
Каждый класс получает буквы. Надо раскрасить их , разрисовать и составить слово.
Из букв составляем строчку стихотворения:
Буква к букве - будет слово…
Слайды 26 - 28.
Читаем хором.
Слайды 29-31.
- Каждый человек, изучающий русский язык должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.
А так же имя монаха Нестора. Кто это? (Летописец)
Иван Фёдоров? Кто это? (первопечатник)
V. Конкурс стихов поэтов славянских народов.
VI. Забавы и игры славянских народов (проводится в спортивном зале или на улице)
Дополнительный материал
-
Из букв старого алфавита составь слова.
-
веди, есть, слово, наш, аз (весна)
-
слово, есть, слово, твердо, аз (сестра)
-
буки, есть, добро, аз (беда)
-
твердо, есть, рцы, есть, мыслите (терем)
-
Назовите буквы современные.
Глаголь (гэ) покой (пэ) ер (ъ)
Люди (эль) еры (ы) ерь (ь)
-
Сколько букв было в старинном алфавите? (43)
-
Почему назвали азбуку кириллицей? (автор - Кирилл)
-
Почему люди до сих пор почитают братьев Кирилла и Мефодия? (основатели славянской азбуки)
-
В каком городе родились братья? (Солоники) В какой стране? (Греция)
-
Как возникло слово «азбука»? (аз + буки)
-
Объясните выражения:
-
альфа и омега (начало и конец; первая и последняя буквы греческого алфавита);
-
вертится на языке (очень хочется сказать, но не могу вспомнить);
-
говорить за глаза (говорить о ком-нибудь в его отсутствии);
-
держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего);
-
жить своим умом (придерживаться своих взглядов, своих убеждений);
-
иметь голову на плечах (быть умным, сообразительным);
-
одного поля ягодки (похожи друг на друга по своим качествам);
-
писать как курица лапой (плохо, неразборчиво);
-
спустя рукава (делать что-нибудь очень плохо);
-
убить двух зайцев (сделать сразу два дела).