Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Средняя образовательная школа села Старая Гута Унечского района Брянской области


Согласовано Утверждаю:

Зам.директора по УВР: Директор школы _________Бородуля Т.П. __________Отцевич А.Н.. «_______»_______2015г. «________»_________2015 г.







Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 2 класса

на 2015 - 2016 учебный год

(базовый уровень)










Составитель:

учитель начальных классов

Слуцкая О.В.






Старая Гута 2015

Пояснительная записка


Общие цели и задачи образования по данному предмету:
Цели обучения В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка; овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому многонациональной культуре Нормативно - правовые акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана учебная программа:

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Министерства образования РФ от 05.марта 2004 г № 1089«Об утверждении федерального компонентагосударственных образовательноых стандарта начального общего ,основного общего и среднего(полного) общего образования ».(с изменениями) 3.Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ,утвержденный приказом Министерства образования и науки Россйской Федерации от 6 октября 2009 г.№373 4. Письмо Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 26.03.2014 г. №1905-04 -О«О примерном учебном плане 1-4 классов общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015-2016учебный год». 5. Примерная программа начального общего образования (М.: Просвещение, 2011). 6. Основная программа начального общего образования МОУ-СОШ села Старая Гута. 7. Авторская программа Б.М.Неменского, Л.А.Неменской, Н.А.Горяевой, А.С.Питерских по изобразительному искусству , М.: Просвещение, 2011 8. Учебный план образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Изобразительное искусство» входит в область «Искусство», изучается 34 ч (1 раз в неделю).
Учебно-методическая литература
Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. С.Б. Дроздова. Изобразительное искусство. Методическое пособие «Поурочные планы», «Учитель», 2010

Общая характеристика курса

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа создана на основе развития традиций российского образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения деятельности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно- пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющей коммуникативные функции в жизни обшества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребёнок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; чёткость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность ( ребёнок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства ( ребёнок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты ( кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники ( аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации и Интернете.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развития художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребёнка способности самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребёнок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребёнка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 1 класса - «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, - рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

Тема 2 класса - «Искусство и ты». Художественное развитие ребёнка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе - злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.

Тема 3 класса - «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнаёт, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Тема 4 класса - « Каждый народ - художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствует также соответствующая музыка и литература, помогающая детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа « Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме ( с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений ( народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всём протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащиеся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы

Содержание курса


Искусство и ты

Как и чем работает художник?

Три основных цвета - жёлтый, красный, синий.

Белая и чёрная краски.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объёме.

Выразительные возможности бумаги.

Неожиданные материалы (обобщение темы).

Реальность и фантазия

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство

Изображение природы в различных состояниях.

Изображение характера животных.

Изображение характера человека: женский образ.

Изображение характера человека: мужской образ.

Образ человека в скульптуре.

Человек и его украшения.

О чём говорят украшения.

Образ здания.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

Тихие и звонкие цвета.

Что такое ритм линий?

Характер линий.

Ритм пятен.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.

Обобщающий урок года.



Содержание тем учебного курса

2 класс ( 34 ч)


Содержание учебного материала

Характеристика деятельности учащихся

Искусство и ты (34 ч)

Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.

Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

Как и чем работает художник? (8 ч)

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.

Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль чёрной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Три основных цвета - жёлтый, красный, синий. Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живопис­ными навыками.

Изображать на основе смешива­ния трех основных цветов разнообраз­ные цветы по памяти и впечатлению.

Белая и чёрная краски.


Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с бе­лой и черной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материа­лами различные по настроению пейза­жи, посвященные изображению при­родных стихий.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.


Расширять знания о художествен­ных материалах. Понимать красоту и выразитель­ность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше).

Изображать осенний лес, исполь­зуя выразительные возможности мате­риалов

Выразительные возможности аппликации.


Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особен­ности изображения на плоскости с по­мощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.

Выразительные возможности графических материалов.

Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.

Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Изображать, используя графичес­кие материалы, зимний лес.

Выразительность материалов для работы в объёме.


Сравнивать, сопоставлять вырази­тельные возможности различных худо­жественных материалов, которые при­меняются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление)

Создавать объемное изображение животного с передачей характера.

Выразительные возможности бумаги.


Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, пря­моугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоско­го листа в разнообразные объемные формы. Конструировать из бумаги объек­ты игровой площадки.

Неожиданные материалы (обобщение темы).


Повторять и закреплять получен­ные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на ито­говой выставке, оценивать собствен­ную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников

Реальность и фантазия ( 7 ч )

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.

Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.

Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой.

Изображение и реальность.


Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении харак­тер выбранного животного. Закреплять навыки работы от об­щего к частному.

Изображение и фантазия.


Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изобра­8жения реальных и фантастических жи­вотных (русская деревянная и камен­ная резьба и т.д.). Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.

Развивать навыки работы гуашью.

Украшение и реальность.


Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения раз­личных украшений в природе (паутин­ки, снежинки и т.д.).

Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.

Украшение и фантазия.


Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать приемы создания орна­мента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры. Работать графическими материала­ми (роллеры, тушь, фломастеры) с по­мощью линий различной толщины.

Постройка и реальность.


Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бума­гой (закручивание, надрезание, склады­вание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира.

Участвовать в создании коллективной работы.

Постройка и фантазия.

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными построй­ками.

Осваивать приемы работы с бу­магой.

Придумывать разнообразные конструкции.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

Участвовать в создании коллективной работы.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

Повторять и закреплять получен­ные на предыдущих уроках знания.

Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их единство) Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

О чём говорит искусство ( 11 ч)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.

Изображение состояний ( настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройка для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Изображение природы в различных состояниях.


Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью.

Изображение характера животных.


Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью.

Изображение характера человека: женский образ.


Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая вол­шебницы), используя живописные и графические средства.

Изображение характера человека: мужской образ.


Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональ­ное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные обра­зы доброго или злого героя (сказочные и былинные персонажи).

Образ человека в скульптуре.


Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных худо­жественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания обра­зов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, запоминание, вытягивание, защипление).

Создавать в объеме сказочные об­разы с ярко выраженным характером.

Человек и его украшения.


Понимать роль украшения в жиз­ни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бу­маги богатырские доспехи, кокошники, воротники).

Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т. д.

О чём говорят украшения.


Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противопо­ложных по намерениям сказочных фло­тов.

Образ здания.


Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы.

В изображении, укра­шении и постройке че­ловек выражает свои чувства, мысли, на­строение, свое отноше­ние к миру (обобщение темы)



Повторять и закреплять получен­ные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

Как говорит искусство (8 ч)

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.

Эмоциональное воздействие цвета: тёплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий.

Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь составлять теплые и холод­ные цвета.

Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов.

Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета.

Осваивать различные приемы ра­боты кистью (мазок «кирпичик», «вол­на», «пятнышко»).

Развивать колористические навы­ки работы гуашью.

Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т. п.).

Тихие и звонкие цвета.


Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Иметь представление об эмоцио­нальной выразительности цвета - глу­хого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе.

Изображать борьбу тихого (глухо­го) и звонкого цветов, изображая весен­нюю землю.

Что такое ритм линий?


Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружаю­щей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли). Развивать навыки работы пас­телью, восковыми мелками.



Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

практические работы, экскурсии, творческие проекты

-

-

1

Как и чем работает художник?

8

8

-

-

-

2

Реальность и фантазия

7

7

-

-

-

3

О чём говорит искусство

11

11

-

-

-

4

Как говорит искусство

8

8

-

-

-

Итого:

34

34

-

-

-

Тематический курс учебного плана

Период обучения Количество часов 1 четверть 9 2 четверть 7 3 четверть 10 4 четверть 8 Итого: 34



Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Формы организации учебного процесса:


Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, уроков итогового контроля, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-соревнований, уроков-сказок и др. (обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).



Виды и формы контроля:


Используются вводный, текущий, тематический итоговый, комплексный виды контроля. Используются фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, тестирование. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В оценочной деятельности используются три вида оценивания:
Стартовая диагностика Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) Объективизированные методы, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся.


Требования к результатам освоения курса

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей ( потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;

- понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности

( рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся

на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Планируемые результаты

В результате изучения искусства у обучающихся:

- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и

в общении с искусством;

- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы

анализа произведения искусства;

- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие,

открытость миру, диалогичность;

- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся

конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных

традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и

национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

- овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку

явлениям окружающего мира;

- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России ( и своего региона);

- будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые

рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Раint.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник, 2 класс М.: Просвещение, 2012.
  2. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь, 2 класс
  3. Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники.
4. Программа Б.М.Неменского, Л.А.Неменской, Н.А.Горяевой, А.С.Питерских по изобразительному искусству, М.: Просвещение, 2011
  1. С.Б. Дроздова. Изобразительное искусство. Методическое пособие «Поурочные планы», «Учитель», 2010













Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству


п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности

уч-ся

Вид контроля


Дата проведения


Предметные

Метапредметные

УУД(работа с текстом)

Личностные



пл.

факт

Первая четверть ( 9ч)

Как и чем работает художник ( 8 ч)

1

Три основных цвета - жёлтый, красный, синий.

Задание:

изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа).

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги.

Смешение трех основных цветов;

Использование текста правил работы с красками гуашь и акварель;

Что такое живопись? Первичные

основы цветоведения. Знакомства с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живопис­ными навыками.

Изображать на основе смешива­ния трех основных цветов разнообраз­ные цветы по памяти и впечатлению.

Предвари-тельный

2

Белая и чёрная краски.

Задание:

изображение природных стихий

(гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т.д.) (без предварительного рисунка).

Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги.

Знакомство с различным эмоци-ональным звучанием цвета.

Расширение

знаний о живописных материалах.

Знакомство с выразительными возможностями цветовой палитры; развитие изобразительные навыки; развитие умения видеть красоту и разнообразие красочных смесей. Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с бе­лой и черной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материа­лами различные по настроению пейза­жи, посвященные изображению при­родных стихий.

Текущий, с/р

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Задание:

изображение осеннего леса ( по памяти и впечатлению).

Материалы: пастель и мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага.

Рисовать по представлению; смешивать краски. Обсуждение вариантов изображения деревьев; развитие практических навыков;

Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность ли-нии. Ее выразительные возможности. Толстые и тонкие, подвижные и тягучие линии. Работа с дополнительной литературой

Знакомство с новыми художественными материалами ,знакомство с вариантами построения композиций; Расширять знания о художествен­ных материалах. Понимать красоту и выразитель­ность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше).

Изображать осенний лес, исполь­зуя выразительные возможности мате­риалов.

Текущий, с/р

4

Выразительные возможности аппликации.

Задание:

создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в группе - 1-3 панно; работа по памяти и впечатлению).

Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей.

Развивать творческие навыки; учиться работать в коллективе

Подготовка творческих сообщений Что такое скульптура? Образный язык скульптуры.

Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов.

Изображение животных. Передача характерных особенностей животных

Развитие эстетического восприятия; понятия «ритм, пятно»;


Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особен­ности изображения на плоскости с по­мощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.

Текущий, с/р

5

Выразительные возможности графических материалов.

Задание:

изображение зимнего леса ( по впечатлению и памяти ).

Материалы: тушь или чёрная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь; белая бумага.

Понимание образной характеристики линий: колючие, весёлые, злые, тихие и т. д.) Техника изображения дерева. Приёмы получения тонового пятна. изображение зимнего дерева графическим материалом (углём) по впечатлению и по памяти.

Творческое сообщение Что такое макет? Материалы для макетов. Работа с бумагой (склеивание, скручивание, надрезание, сгиба-ние). Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка

Знакомство с выразительными возможностями линии, точки, темного и белого пятен; Знакомство с различными техниками работы графическими материалами; Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Изображать, используя графичес­кие материалы, зимний лес.

Текущий, с/р

6

Выразительность материалов для работы в объёме.

Задание:

изображение животных родного края (по впечатлению и памяти )

Материалы: пластилин, стеки.

Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.

Творческое сообщение о животных родного края

Плоскостноеи объёмное

изображение (различия).

Понятие «скульптура». Лепка из пластилина из одного большого куска путём вытягивания и вдавливания. Сравнивать, сопоставлять вырази­тельные возможности различных худо­жественных материалов, которые при­меняются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, запоминание, вытягивание, защипление)

Создавать объемное изображение животного с передачей характера.

Текущий, с/р

7

Выразительные возможности бумаги.

Задание:

сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно; работа по воображению).

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Составлять композицию, последовательно её выполнять

Обсуждение выразительных возможностей материалов, которыми работают художники.

Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мел-ки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы.


Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, пря­моугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоско­го листа в разнообразные объемные формы. Конструировать из бумаги объек­ты игровой площадки.

Текущий, с/р

8

Неожиданные материалы (обобщение темы).

Задание:

изображение ночного праздничного города.

Материалы: неожиданные материалы ( серпантин, конфетти, семена, нитки, трава и т.д.), тёмная бумага (в качестве фона).

Развитие навыков работы в технике бумажной пластики;

Схемы для работы в технике «Оригами»-поиск и изучение дополнительной литературы

Приемы конструирования из бумаги; создание макетов;


Повторять и закреплять получен­ные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на ито­говой выставке, оценивать собствен­ную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников

Текущий, с/р

Реальность и фантазия ( 7 ч)

9

Изображение и реальность.

Задание:

изображение любимого животного.

Материалы: гуашь (одна или две краски) или тушь, кисть, бумага.

Рисование по памяти или представлению животного

Обсуждение характерных осо-бенностей животных; Особенности животных, пропорциональные соотношения частей тела.

Рассматривание животных, умение видеть их красоту, обсуждение особенностей различных животных. Вглядываться в животных и видеть их красоту: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластику переходов одной части тела в другую и т.д.


Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении харак­тер выбранного животного. Закреплять навыки работы от об­щего к частному.

Текущий, с/р

Вторая четверть (7 ч)

10

Изображение и фантазия.

Задание:

изображение фантастического животного путём соединения элементов разных животных, птиц и даже растений.

Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (цветной или тонированной).

Творческие умения и навыки работы с гуашью.

Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. (творческое сообщение)

Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изобра­жения реальных и фантастических жи­вотных (русская деревянная и камен­ная резьба и т.д.). Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.

Развивать навыки работы гуашью.

Текущий, с/р

11

Украшение и реальность.

Задание:

изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий

(индивидуально или по памяти).

Материалы: уголь, мел, тушь и тонкая кисть или гуашь (один цвет), бумага.

Изображение

паутинок, снежинок

при помощи

графических

элементов (линий,

точек, кружочков и т д.) по памяти.

Построение композиции и рассказ о замысле

Видеть красоту в природе, учится у природы, развитие наблюдательности. Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения раз­личных украшений в природе (паутин­ки, снежинки и т.д.). Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.

Текущий, с/р

12

Украшение и фантазия.

Задания:

изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги.

Материалы: любой графический материал (1-2 цвета).

Изготовление и украшение кокошника. Создание украшений для человека. Перенесение красоты природы в быт человека.

Творческое сообщение

« История появления женского кокошника», значение слова «кокошник»

Иметь представление, что такое кокошник, кто носил кокошники, как их украшали. Что такое орнамент? Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать приемы создания орна­мента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры. Работать графическими материала­ми (роллеры, тушь, фломастеры) с по­мощью линий различной толщины.

Текущий, с/р

13

Постройка и реальность.

Задание:

конструирование из бумаги подводного мира

(индивидуально-коллективная работа).

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Создание макетов аквариумных рыбок.

Творческие умения и навыки работы с гуашью.

Природа сама, без участия человека создаёт свои конструкции, а человек учиться у природы, изучая её. Роль Постройки в быту человека; чувство композиции; навыки конструирования из бумаги. Творческая работа «Самые необычные постройки на земле»

Природные сообщества и конструкции. Природные конструкции: соты, ракушки, домик улитки, подсолнух, головка мака, стручки гороха и т.д.


Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бума­гой (закручивание, надрезание, склады­вание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира.

Участвовать в создании коллективной работы.

Текущий, с/р

14

Постройка и фантазия.

Задание:

создание макетов фантастических зданий, фантастического города

(индивидуально-групповая работа по воображению).

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Создание макета сказочного замка

Творческая работа (сообщение) «Самые необычные постройки на земле»

Создание рассказа о Природе, как образе мудрого учителя; увидеть в примерах архитектуры природные аналоги;

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными построй­ками.

Осваивать приемы работы с бу­магой.

Придумывать разнообразные конструкции.

Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

Участвовать в создании коллективной работы.

Текущий, с/р

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

Задание:

конструирование (моделирование) и украшение ёлочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно.

Материалы: гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей.

Рисование с натуры ёлочных украшений

Творческий рассказ о истории создания елочных игрушек

Создание и украшение елочных игрушек из бумаги, салфеток, ниток, пластика и т.д.

Повторять и закреплять получен­ные на предыдущих уроках знания.

Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их единство) Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

Текущий, с/р

О чём говорит искусство (11 ч)

16

Изображение природы в различных состояниях.

Задание:

изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное ит.д.).

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Чувствовать и выражать в изображении характер природы, её состояние и настроение.

Создание морского пейзажа

Творческая презентация, содержащая репродукции известных художников с морскими пейзажами

Формируем представление о природе. Природа тоже имеет характер. Она может быть, то грозной и тревожной, то спокойной и радостной, то грустной и нежной - мы видим в ней настроение. Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение, его изображение обращено к нашим чувствам


Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью.

Текущий, с/р

Третья четверть (10 ч)

17

Изображение характера животных.

Задание:

изображение животных весёлых, стремительных, угрожающих.

Материалы: гуашь (2-3 цвета или 1 цвет), кисти.

Создание рисунка кота

Рассказ о строение животных (туловище, шея, голова, морда, ноги, лапы, хвост, уши, и т.д.).

Всё живое имеет свой образ, характер, настроение.


Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью.

Текущий, с/р

18

Изображение характера человека: женский образ.

Задание:

изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие - злых.

Материалы: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага.

Портрет мамы. (выставка рисунков

Творческая работа-создание презентации с рисунками женских лиц. Рассказ о авторах рисунков.

Мимика лица, движение рук, выражающих эмоции. Умение по выражению лица определять его отношение к окружающим, учиться отражать это в рисунке. Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая вол­шебницы), используя живописные и графические средства.

Текущий, с/р

19

Изображение характера человека: женский образ.

Задание:

изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие - злых.

Материалы: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага.

Портрет мамы. (выставка рисунков

Творческая работа-создание презентации с рисунками женских лиц. Рассказ о авторах рисунков.

Мимика лица, движение рук, выражающих эмоции. Умение по выражению лица определять его отношение к окружающим, учиться отражать это в рисунке. Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая вол­шебницы), используя живописные и графические средства.

Текущий, с/р

20

Изображение характера человека: мужской образ.

Задание:

изображение доброго и злого героев из знакомых сказок.

Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки, обои, цветная бумага.

Портрет папы, дедушки, брата. (выставка рисунков)

Творческая работа-создание презентации с рисунками мужских лиц. Рассказ о авторах рисунков.

Черты характера доброго и злого человека. Обмен мнениями Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональ­ное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные обра­зы доброго или злого героя (сказочные и былинные персонажи).

Текущий, с/р

21

Изображение характера человека: мужской образ.

Задание:

изображение доброго и злого героев из знакомых сказок.

Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки, обои, цветная бумага.

Портрет папы, дедушки, брата. (выставка рисунков)

Творческая работа-создание презентации с рисунками мужских лиц. Рассказ о авторах рисунков.

Черты характера доброго и злого человека. Обмен мнениями. Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональ­ное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные обра­зы доброго или злого героя (сказочные и былинные персонажи).

Текущий, с/р

22

Образ человека в скульптуре.

Задание:

создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга и т.д.).

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

Портрет бабы Яги

Сообщение на тему « Как определить по рисунку сказочность изображенного героя»

Характеры сказочных героев, отражение его на поведении, в одежде. Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных худо­жественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания обра­зов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, запоминание, вытягивание, защипление). Создавать в объеме сказочные об­разы с ярко выраженным характером.

Текущий, с/р

23

Человек и его украшения.

Задание:

украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников.

Материалы: гуашь, кисти (крупная и тонкая).

Мальчики создают щит и расписывают его согласно правилам оформления. Девочки создают украшения для костюма

Творческая презентация, содержащая в рисунках историю женского и мужского костюма-наряда.

Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он (например, смелый воин-защитник или агрессор, красавица или пугало, обвешанное побрякушками). Учимся выгля-деть красиво.


Понимать роль украшения в жиз­ни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бу­маги богатырские доспехи, кокошники, воротники).

Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т. д.

Текущий, с/р

24

О чём говорят украшения.

Задание:

украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои).

Защита проектов созданных панно

Творческая презентация с иллюстрациями к рассказам о пиратах

Создание панно «Морские пираты» с использованием полученных знаний о оформлении пиратских кораблей Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противопо­ложных по намерениям сказочных фло­тов.

Текущий, с/р

25

Образ здания.

Задание:

создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Развивать творческую фантазию через создание домика для сказочного героя, развивать умение работать в коллективе;

Показать, что образ здания напрямую связан с его назначением; Творческое сообщение на тему «Где живет змей Горыныч»

Понимание возможности выражения своих чувств через архитектуру;


Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы

Текущий, с/р

26

В изображении, укра­шении и постройке че­ловек выражает свои чувства, мысли, на­строение, свое отноше­ние к миру (обобщение темы)


(Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки).

Сказочное панно на тему «Маша и медведь»

Обсуждение творческих работ. Уметь делать осмысленный выбор материала и приёмов работы для передачи своего отношения к изображаемому;

Умение работать в коллективе


Повторять и закреплять получен­ные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

Итоговый

Четвёртая четверть (8 ч)

Как говорит искусство (8 ч)

27

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

Задание:

изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, чёрная и белая краски не применяются).

Материалы: гуашь без чёрной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.

Выполнение по выбору. Угасаюший костер на фоне ночного неба, перо Жар-птицы или весеннюю лужайку, используя контрастные цвета.

Толкование слова «Контраст» в дополнительных источниках

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Представление о тёплом и холодном. Деление цветов на тёплые и холодные. Борьба цвета.

Смешение красок. Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять теплые и холод­ные цвета. Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приемы ра­боты кистью (мазок «кирпичик», «вол­на», «пятнышко»). Развивать колористические навы­ки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т. п.).

Текущий, с/р



28

Тихие и звонкие цвета.

Задание:

изображение весенней земли (по памяти и впечатлению).

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Создание весеннего пейзажа

Понятие «глухие» и «звонкие» цвета в дополнительных источниках знаний. Сообщение на уроке

Понимать, что такое «глухие» и «звонкие» цвета Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Иметь представление об эмоцио­нальной выразительности цвета - глу­хого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать борьбу тихого (глухо­го) и звонкого цветов, изображая весен­нюю землю.

Текущий, с/р



29

Что такое ритм линий?

Задание:

изображение весенних ручьёв.

Материалы: пастель или цветные мелки. В качестве подмалёвка используется изображение весенней земли (на нём земля видна сверху, значит, и ручьи побегут по всей плоскости листа). Можно также работать гуашью на чистом листе.

Изображение ритма стволов деревьев и травы, ручейков.

Ритмическая организация листа с помощью линий. Понятие ритма. Изменение ритма линий меняет содержание работы. Творческая презентация с рисунками листьев

Понятие, что такое «ритм линий». Эмоциональное звучание линии.

Линии как средства характеристики изобража-

емого. Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружаю­щей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли). Развивать навыки работы пас­телью, восковыми мелками.

Текущий, с/р


30

Характер линий.

Задание:

изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти).

Материалы: гуашь, кисть, или тушь, уголь, сангина; большие листы бумаги.

Рисунок березовой рощи

Творческая презентация с рисунками и фото деревьев и веток деревьев

Плачущая ива, кудрявая береза, колючая роза- применение линии, как средства выражения впечатления увиденного. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые и т. д. Уметь видеть линии в окружаю­щей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различ­ных деревьев. Осознавать, как определенным материалом можно создать художествен­ный образ. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением

Текущий, с/р



31

Ритм пятен.

Задание:

ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная).

Материалы: белая и тёмная бумага, ножницы, клей.

Создание изображения ритмично летящих птиц.

(от изменения положения на листе бумаги даже одинаковых пятен изменяется восприятие листа, его композиция)

Нахождение понятия «ритм пятен» в дополнительных источниках информации для дальнейшего сообщения на уроке.

Знакомство с ритмом пятен, как со средством выразительности; сравнить ритм пятен с музыкальными ритмами; учить создавать ритм в изображении; Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости лис­та. Развивать навыки творческой ра­боты в технике обрывной аппликации.

Текущий, с/р



32

Пропорции выражают характер.

Задание:

конструирование или лепка птиц с разными пропорциями (большой хвост - маленькая головка - большой клюв).

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки.

Образы индюка с разными характерами пропорций.

Объяснять слово «пропорция»,

разный характер пропорций (атлет - гимнастка, слон - жираф).

Знакомство со средством художественной выразительности-пропорцией; понимать, как от пропорций зависит образ предмета; Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изме­нения пропорций.

Текущий, с/р



33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.

Задание:

создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

Материалы: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Создание коллективного панно

«Весна. Шум птиц»

Творческая презентация на тему «Весна»

Обобщение темы четверти. Понимать и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль взаимодействия различных средств художественной вы­разительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную твор­ческую работу (панно) «Весна. Шум птиц».

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя за­мысел, уметь выполнять работу в гра­ницах заданной роли.

Текущий, с/р



34

Обобщающий урок года.

Выставка детских работ, репродукций работ художников - радостный праздник, событие школьной жизни.

Оставить несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согнуть лист пополам и плотно сжать. Развернуть, и вы увидите необычные, причудливые узоры - кляксы. А можно нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь

Понятие слова «монотопия» для сообщения на уроке

Умение работать в коллективе


Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников. Понимать и уметь называть за­дачи, которые решались в каждой чет­верти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.

Итоговый




© 2010-2022