«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.

Большинство дошкольников на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в шко-ле?» отвечают: «Да» Школа и учитель для них еще загадка, нечто необычное. Поэтому перед учителем начальных классов стоит первостепенная задача: заинтересовать ребенка, разжечь искру познания.

Я работаю над проблемой: «Использование межпредметных связей на уро-ках». Все методы и формы межпредметных связей помогают ребенку в ре-шении познавательных задач, в процессе адаптации ко всему новому, что несет в себе каждый урок, помогают ему быстрее запомнить изученный ма-териал.

Многолетний опыт работы и посещение большого количества уроков у своих коллег, позволили мне выделить некоторые организационно - методи-ческие приемы, с помощью которых, в сравнительно короткие сроки, можно достичь хороших результатов в организации учебной деятельности перво-классников, учащихся начальной школы.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является веду-щей, но не единственной, в которую вовлекаются дети. А использование иг-ры, игровой деятельности как один из видов межпредметных связей прини-мает свои особенные формы и имеет свои специфические задачи. Игра помо-гает сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение ма-лышей в учебную деятельность.

Игра «Звонок», например, учит детей быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку. Ежедневно, в первые, дни учебы, до начала урока на доске появляется игрушка - «Звонок» и я напоминаю ребятам:

«Прозвенит сейчас звонок:

Ты проверь, скорей, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки?

Есть девиз у нас такой:

Все, что нужно, - под рукой».

Для профилактики возникновения шума при выполнении различных действий, например, если нужно выполнить работу в тетрадях, говорю: «Сей-час я посмотрю, кто из вас быстро и бесшумно откроет тетради» - и деклами-рую стихотворение:

«Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу».

- 1 -

(Дети показывают, что указательный пальчик направляет ручку, а держит - большой и средний пальцы).

«Сяду прямо, не согнусь».

(Дети выпрямляют спинки, ноги стоят на полу - готовы к уроку).

«За работу я возьмусь»

В течение урока можно спрашивать у детей, чтобы проверить пра-вильную осанку:

- Ноги на месте?

- Да.

- Локти у края?

- Да.

- Спинка прямая?

- Да.

- Урок продолжаем.

В конце урока вновь появляется игрушка «Звонок»:

«Скоро прозвенит звонок.

Собери в портфель, дружок,

Аккуратно, по порядку,

Книги, ручку и тетрадки».

Элемент соревнования - «Какой ряд быстрее приготовится к перемене?» - активизирует детей. Они стараются за более короткий срок без шума собрать свой портфель.

«Прозвени - ка, дружок,

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята,

Поиграть, попрыгать надо».

Красочно оформленные строки стихотворения С.Маршака «Школьнику на память» помогли усвоить правила поведения на уроке:

«Учитель входит - надо встать,

Когда он сесть позволит, - сядь.

Парта - это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

На уроках не болтай,

Как заморский попугай.

Ответить хочешь - не кричи,

А только руку подними».

Строки обыгрывались, запоминались, а вместе с ними входили в привычку и правила поведения.

В последнее время все больше детей приходят в школу с ослабленным здоровьем. Учебная деятельность, необходимость сохранения вынужденной позы на занятиях, пребывание в большом детском коллективе - всё это зна-чительная нагрузка на ребенка, требующая большого напряжения его физио-

- 2 -

логических возможностей. Чтобы предупредить утомление, сохранить рабо-

тоспособность детей в течение учебного дня, применяю различные физми-нутки:

  1. Оздоровительно - гигиенические:

а) комплекс упражнения для улучшения мозгового кровообращения;

б) комплекс упражнения для глаз;

в) комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой;

2) Танцевальные.

3) Ритмические. Например:

«Дружно встали.

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри…»

4) Физкультурно - спортивные.

Например:

«Раз - присели.

Два - привстали,

Чтоб задержки никакой.

Три - нагнулись и достали

До носка одной рукой».

5) Двигательно - речевые:

«Мы сейчас бревно распилим.

Пилим- пилим - пилим - пилим …»

6) Подражательные (подражание животным, птицам.)

7) Поэтические (чтение или прослушивание стихотворения).

8) Смехопауза (когда приходит человечек Смешинка, который обозначает минутка смеха: читаю рубрику из журналов «Говорят наши дети»).

9) Упражнения на мышечную релаксацию.

На фоне негромко звучащей мелодии говорю спокойным голосом:

Положили руки на парту,

На руки - голову.

Реснички опускаются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем….(пауза)

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Всем открыть глаза -

Продолжать урок пора!

Очень любят первоклассники такую физминутку:

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

- 3 -

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень - очень

Развеселый Чудачок.

Физминутка сопровождается показом картинки Чудачка - человечка, состав-ленного из геометрических фигур. Дети хорошо знают, если пришел в гости Чудачок, значит, будет работа с геометрическим материалом. Если появля-ется Буратино - будет знакомство с новой буквой, с новым звуком. Если при-ходит дед Всевед - настраивайся на решение задач и примером. А если при-ходит Мудрая Сова, значит надо «поломать голову» над решением загадок, ребусов, логических упражнений. Каждая игрушка несет свою игру, опреде-ленную учебную задачу. При этом задания приходят в загадочных конвер-тах. В этом случае игрушка не отвлекает, а сосредотачивает внимание на оп-ределенном виде работы.

Тогда ручка превращается в волшебную палочку, сами ребята - в вол-шебников, а урок - в сказку, которая помогает мне обучать, развивать и вос-питывать своих учеников. Эти функции игры обусловлены не только цен-ностью их учебного содержания, но и привлекательностью игровых дейст-вий, реквизита, поведением самого учителя во время игры.

Дети очень любознательны, отзывчивы на всё окружающее, располо-жены к усвоению нового, и интерес их не должен угасать на протяжении все-го урока. А интерес проявляется тогда, когда все понятно и доступно. Игры помогают в этом. Их нужно распределять в системе уроков таким образом, чтобы дети получали эмоциональную поддержку в период наиболее сложной работы над учебным материалом. И тогда, я уверена, учеба не будет тягост-ной для детей, а уроки станут привлекательными и интересными.

В своей работе широко применяю игровой метод с различными его приемами:

- это персонажи сказок,

- яркие иллюстрации,

- различные кроссворды,

- задачи - шутки,

- математическое домино,

- лотерея,

- разнообразные дидактические, электрофицированные и настольно - печат-ные игры ИКТ технологии (физминутки и упражнения для релаксации).

Существует проблема в научно - практическом обоносвании игры - как своеобразной формы, метода, специфического средства обучения. В психологической литературе содержится разнообразная классификация игр. Поэтому в своей практике я классифицирую игры по цели их проведения. Вот некоторые из них:

- игры для развития мышления;

- 4 -

- игры для развития способности к общению (сюжетно - ролевые игры на уроках чтения, познания мира)

- игры для развития творческого воображения.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, внимает усталость, позволяет удержать внимание. Приходиться много думать, искать, творить. При разработке игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их всё - таки играли. В игру задания превращает метод их проведения - эмоциональность, непринужденность, занимательность. В играх обогащается словарный запас, расширяется кругозор , прививается интерес к предмету, развивается твор-ческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Каждая игра содер-жит свой смысл, свою задачу:

«Помоги утятам найти маму».

«Помоги белочке собрать орешки».

Игры - соревнования:

«Лучший летчик»

«Кто быстрее найдет свой гараж?»

«Кто больше знает?»

«Кто самый наблюдательный?»

Изучая новую букву с учащимися 1 класса, для лучшего запоминания ис-пользую художественное слово:

«Влез на букву озорник,

Он решил, что П - турник».

Заучивание правописания на уроках русского языка в форме стихотворений:

«Не забудь - те , что приставки

Раз, из, воз, через, без,

Перед согласными глухими

Быстро сменят «з» на «с».

Значительным потенциалом для воспитания у школьников интеллектуальной активности, любознательности, широких познавательных мотивов распола-гают так называемые досуговые интеллектуальные игры. В их число входят игры:

- «Что? Где? Когда?»

- «Брейн- Ринг»

- «Поле чудес»

- «Счастливый случай» и другие аналогии телевизионный игровых прог-рамм.

Мои ученики с удовольствием играют в игры:

- «Турнир знатоков»

- «Конкурс смекалистых»

- «Дни веселых задач».

Игры - путешествия:

- 5 -

- «В страну сказок»

- «В царство Берендея»

- «Джунгли зовут»

- «Космические приключения».

Игра, а также связанные с ней виды деятельности (конструирование, изоб-разительное искусство, музыка и т.д.) являются наиболее эффективными формами развивающего обучения младших школьников. Развивающий эффект игры заключен в ней самой. Её образно - символический характер способствует развитию воображения, наглядно - образного и интуитивного мышления. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру следует считать таким же важным элементом образовательной работы в на-чальной школе, как и урок. Следовательно, игра должна присутствовать на уроке и вне уроке в той мере, в какой она необходима для создания «гармо-нического сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок», коррекции и стимулирования всех сторон детского развития.

«К хорошему уроку учитель готовится всю жизнь» - говорил В.А.Су-хомлинский. С каждым годом мы накапливаем опыт, педагогический и жизненный. Год от года наши уроки должны становиться содержательнее, интереснее. Мы вынашиваем уроки, как ребенка, думаем о нем, перероем массу книг, чтобы найти золотое зерно.

Новое веяние в преподавании - это взаимосвязь между учебными пред-метами с использованием межпредметных связей для отражения целостной картины окружающего мира « в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания Вспомним, что прогрессив-ные педагоги разных эпох - Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинс-кий и др. - подчеркивали необходимость взаимосвязи учебных предметов. Эти великие ученые предвидели современное веяние, возрастающий интерес к интергрированию. Интегрированный урок - это междисциплинарная форма учебного процесса, которая основана на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования.

Например, мною были проведены следующие интегрированные уроки:

- Математика и физкультура;

- Познание и изобразительное искусство;

- Познание, трудовое обучение и русский язык.

Предлагаю тематику интегрированных уроков в 1 , 2 классах по блоку «Общество»:

1 класс

Тема: «Человек - это я и другие»

Предметы: Познание мира «Человек - это я и другие»;

Русская грамота - « Схемы предложений»;

Изобразительное искусство - «Веселый человек».

Тема: «Наша семья».

Предметы: Математика - «Решение задач. На сколько больше, меньше?»

- 6 -

Тема: «Школа - радость моя»

Предметы: Познание мира - «Школа радость моя»;

Русская грамота - «Наши добрые дела».

Трудовое обучение - «Профремонт класса».

2 класс.

Тема: «Человек».

Предметы: Математика - «Решение задач» (О жизни человека, труде);

Литературное чтение - «Дворник Шаке» (А.Дуйсенбиев);

Трудовое обучение - самообслуживание; пришивание пуговиц; ремонт одежды.

Тема: «Семейные традиции».

Предметы: Русский язык - «Словарный диктант» (по теме);

Литературное чтения - «Как ваше здоровье» (А.Алексин);

Трудовое обучение - «Дастархан» (аппликация)

В своей работе использую некоторые типы современных уроков:

- урок фантазирования;

- урок - соревнование;

- урок открытых мыслей;

- урок - турнир;

- урок - диспут;

- урок творчества;

- урок - спектакль;

- урок - конкурс.

Задания из области тестирования.

  1. Какая пословица лишняя?

а) Мороз не велик, да стоять не велит.

б) Лето со снопами, а осень с пирогами.

в) Спасибо мороз, что снегу нанес.

г) Береги нос в большой мороз.

2. Из области логического мышления.

а) У семерых братьев по одной сестре. Много ли сестер?

б) Хозяйка несла в корзине сто яиц, а дно упало. Сколько осталось яиц?

3. Из области «сочинительства».

Ра- ра - ра - начинается игра.

Ры - ры - ры - у мальчиков шары.

Ре - ре - ре - стоит домик на горе.

Ри - ри - ри - на ветках снегири.


- 7 -

В результате моих многолетних наблюдений выяснилось, что боль-шинство детей не любят читать, а уроки литературы, к сожалению, не для всех являются любимыми. Поэтому в своей работе использую виды упраж-нений по методике В.Н.Зайцева и Лысенко О.:

1. Чтение за диктором (1 ученик начинает, а затем дети подхва-тывают).

2. Чтение в парах - групповое чтение.

3. Чтение в темпе скороговорки.

4. Чтение с отрывом взгляда от текста (отдых глазам : «Посмотри на распустившийся цветок »).

5. «Телефон» - расскажите сидящему сзади о чем причитал, а тот следующему и т.д.)

6. Закончите стихотворение. (Скажи в рифму)

7. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения.

8. Замер скорости чтения.

9. Дневник читателя ( 4 класс) - автор, название, отрывок, герои.

Зрительную память я развиваю по следующим пунктам:


  1. Чтение стихотворения по слогам;

  2. По строчкам «опасные места»;

  3. Шепотом;

  4. Голос «выключили», глазки читают.

  5. Соседу читают.

  6. Пишут.

  7. Проверяют.

  8. Выполняют задание.

Очень любят мои ученики речевые зарядки (использую скороговорки и пословицы), хоровое чтение, работу над трудными словами. Дети следят за правильностью чтения, любят рисовать диафильмы к стихотворениям, участ-вуют в минутках поэзии. Я часто говорю им и родителям о том, что хорошие результаты дает чтение перед сном. Еще 200 лет назад говорили: «Студент науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий».

- 8 -


Важно чтение мысленное, а не шепотом. Надо учить детей читать глазами. Главное условие динамического чтения - работать каждый день. Здесь очень полезны методы и приемы, которые помогут активизировать внимание учащихся. Например:

  1. Прием фотографирования.

За 1 - 2 секунды запомнить все, что изображено на картинке, и рассказать обо всем, что запомнил.

2.Найди «лишнюю букву», «лишний слог».

А.О.В.У.И ВО, НО, РЫ,СО,КО.

3. Найди «лишнее слово»:

Река слон мала

Речка лев моль

Ручей мак мела

Ручка тигр мила

4. Увидеть слово:

- а к а с т у п (капуста)

- г о а п д о (погода)

5. Из какой сказки слова:

(Я, мышка - норушка)

(Посадил дед репку)

6. Чтение, с изменением одной буквы (точка - бочка- почка)

7. Состязательность (по группам.) Читают сильные - пересказывают слабые.

Активно применяю на уроках чтения в 4 классе Венный метод.

Например, при изучении отрывка из повести А.Грина «Алые паруса».

Сначала учащиеся вспомнили все важные моменты из жизни главных героев:

Ассоль и Грея, а затем стали давать им характеристики отдельными словами, которые записывали на двух кругах. Далее нашли общее, что объединило этих героев: целеустремленность, доброта, романтизм, вера в добро. Этот метод помог учащимся сделать вывод, что главные герои встретились не-случайно.

«У Ассоль и Грея много общего, главное - они оба верят в чудеса», - констатировала одна ученица.

В своей работе широко использую метод «Рассказ по кругу». Я или ученик определяет речевую ситуацию, например: «Узнай, что - либо, о чем -

нибудь спроси и расскажи об этом». Ведущий начинает беседу: «Однажды я спросил своего приятеля о том, что он больше всего любит».. Нурлан сказал: «Я очень люблю мультфильмы. Один раз смотрел интересный мультик по те-левизору. Дома никого не было. Вдруг неожиданно раздался звонок. Я от-крыл дверь, вышел и увидел …» Далее продолжает следующий ученик и т.д. Заканчивает рассказ ведущий.

Одно из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет

-9 -


методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как присту-пить к изучению какой - либо темы, я много времени уделяю поискам актив-ных форм и методов обучения, продумывая каждый урок.

Готовясь к урокам, на которых уч-ся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материалов спо-собствуют средства наглядности, опорные схемы, которые применяю на уро-ке.

Как сделать русский язык интересным, занимательным, любимым предметом для ребенка?

Одно из эффективных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку является дидактическая игра.

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды дея-тельности: исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поиско-вую. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес их учеб-ной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них доступным, работоспособность значительно повышается.

Именно игры помогают уч-ся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов.

Например: в 1 классе.

Тема: Звук Ж, и буквы Жж.

Цели: - научить читать слова и тексты с буквой Ж,

-развивать мышление, речь, улучшать технику чтения,

- воспитывать дружеское отношение к товарищам.

1.Орг. момент.

2. Сообщение цели урока:

Сегодня на урок пришел гость, но он не хочет показываться, пока вы не отгадаете - кто он.

Он ходит голову задрав,

Не потому, что граф,

Не потому, что гордый нрав.

А потому, что он …(жираф)

Как вы догадались, что это жираф? Что вы знаете о жирафах?

3. Отгадывание загадок:

В золотой клубочек Листья падают с осин,

Спрятался дубочек (желудь) Мчится в небе острый клин. (журавли)

Из королевства какой буквы эти слова? Давайте произнесем звук.

Фонетическая зарядка.

Как жужжит шмель?

4. Составление схем к словам по вариантам.

5. Придумайте слова, названия животных, в которых встречается звук (Ж) -

- 10 -

(ежи, ужи, стрижи т.п.)

6. Кто внимательный?

Найдите в словах звук (Ж) и хлопните в ладоши.

Кошка, ножницы, чемодан, ежи, жук, лыжи.

7. Игра «Соревнования телефонистов».

Сейчас я каждому сидящему на 1 парте скажу скороговорку, а вы по сигналу змейкой передадите ее последнему игроку, а он скажет ее вслух.

1 ряд - в живом уголке жили ежи и ужи.

2 ряд - не живут ужи, где живут ежи.

3 ряд - жутко жуку жить на суку.

8. Знакомство с буквой Жж.

«На что похожа?»

Эта буква широка и похожа на жука

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук!

Ж - ж - ж.

9. Чтение слогов с буквой Ж.

А

О

У

Ж Е

И

10. Игра «Молчанка» Я показываю слог, дети его прочитывают, а вслух произносят тот, кого я называю.

3. Физминутка.

4. Работа по учебнику.

5.Итог урока.

А, например во 2 классе можно поиграть в такие д/игры:

Я вам буду задавать вопросы, вам нужно ответить одним словом, подчеркнуть сочетание ЖИ - ШИ.

А) как называется африканское животное с длинной шеей? (Жираф)

Б) какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие? (шило)

В) как называется дикая роза? (шиповник)

Г) какой ты знаешь съедобный гриб с рыжей шляпкой? (рыжик)

Д) как называется форменное пальто у военных? (шинель)

В 3 классе можно поиграть:

«Чей ряд лучше»

- 11 -

На этой яблоне, кроме обычных яблок, выросли еще пять. Эти яблоки не-простые. Видите, они крупнее остальных и на них написаны буквы. Сорвать яблоки может тот, кто скажет и напишет какие буквы пропущены в словах, и докажет это подбором проверочных слов.

З..мля з…рно

В..лна с..мья

Пл..сать зв..нить

Ш..лун п..стреть

П..терка л…сток

В 4 классе - приведу фрагмент урока.

Тема: Три склонения имен существительных.

Цели: обобщить знания уч-ся о 3 - х склонениях имен существительных;

-развивать грамматически правильную речь (письменную и устную)

- навыки каллиграфии;

- воспитывать интерес к изучению русского языка.


Ход урока:

1. Орг.момент.

Сегодня у нас урок - соревнование. Можно назвать КУН (клуб умелых и находчивых). Как и во всяком соревновании у вас должно быть желание победить. На этом уроке победит не сила, а (на плакате)

УМ, ДРУЖБА, СМЕКАЛКА, ЗНАНИЕ, ЧЕСТНОСТЬ, ПАМЯТЬ.

К какой части речи относятся эти слова?

Определите склонение этих сущ-ных (с помощью карточек) устно.

Как определить склонение сущ-х?

Кто догадался. Над чем мы будем работать?

Мы закрепим и обобщим наши знания по теме: «Три склонения имен существительных» и выявим знатоков русского языка.

Многолетний опыт работы убеждает в том, что занимательные упраж-нения могут строиться на юморе, шутке, комической ситуации. Подобные упражнения не исключены и при работе над словарными словами.

Здесь, нельзя обойтись без художественных текстов, подходящих для темы и соответствующих возрасту учеников, поэтому я использую в своей методике стихи - опоры и рифмовки - подсказки. Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей остальной работы над грамот-ностью.

Используя методику З.Баевой из г. Азова, все слова, которые есть в русском языке, по сложности их написания, я разделила на 3 большие группы. Эти группы условно назвала так: «зеркальные, опасные, очень опасные слова»

- 12 -

«Зеркальные» - слова, в которых каждому звуку соответствует такая же буква, т.е. звуки, как в зеркале, отражаются в буквах. Писать их легко, ведь в них все понятно: кран, кукла, парта.

«Опасные» - слова, в которых есть хитрые непонятные звуки. При их письме неясно, какой же буквой обозначить тот или иной звук. Это место в слове считается опасным. Перед написанием таких слов сначала надо подумать. Таких слов в русском языке много, но есть специальные правила. Которые помогают их писать без ошибок: туча, лыжи, весна, сугроб, на ветке.

Я сообщаю детям, что эти правила - помощники будут часто прихо-дить на уроках русского языка. И дети не только не страшатся правил, а на-оборот, хотят поскорее их узнать и более заинтересованно знакомятся с ни-ми на последующих уроках. Ведь правила не требуют, а помогают писать - грамотно.

Есть в русском языке и «очень опасные слова» - это такие слова, где неясные хитрые звуки, которые в них есть, никакими правилами - помощниками не проверишь. Их нужно запомнить: крокодил, базар, беседа.

Я использую шуточные стихи и рифмовочки, которые помогаю детям узнать эти «очень опасные» слова, научат их писать правильно.

Я скажу сестре и брату,

Что железную ЛОПАТУ,

И ТОПОР, и МОЛОТОК

С буквой «О» пиши дружок.

Что дает такой подход? Он позволяет в самом начале изучения русско-го языка заложить у младших школьников основу навыков орфографической зоркости, научить их внутреннему тормозу, т.е. остановке перед написание любого слова. Ведь совсем недостаточно научить детей писать, надо еще приучить их думать при письме.

На уроках математики дидактические игры находят широкое примене-ние при закреплении любой темы. Так, например, д/игра «Вырасти цветик - семицветик» способствует закреплению темы «Письменное сложение и вы-читание чисел с переходом через разряд» в 3 классе развивает логическое мышление. Более сложный вариант - игра «Космический секрет» предназна-чена для учащихся 4 класса, помогающая закрепить эту же тему. Способст-вует закреплению понятий «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» такая игра, как «Загадочные треугольники».

На уроках математики использую большое количество игр, развиваю-щих количественные, пространственные, временные представления о пред-мете. Например, использую игры: «Сколько треугольников?», «Чему равня-ется точка?», «Загадочная надпись», «Угадай город», «Сосчитай фигуры», «К доске», «Загадочный пример» и др.

Все вышеперечисленные игры легко модифицируются, их можно ис-пользовать (незначительно изменяя) на любых уроках математики. Для сос-

- 13 -

тавления данных д/ игр использую книгу Волиной «Занимательная матема-тика», в которой представлено огромное количество занимательных заданий по математике.

Приведу пример игры «Цветик - семицветик»:

Если правильно считать,

Можно слово угадать,

Подставляя по порядку

Цифры в чистую тетрадку.

На лепестках цветка пишу примеры, а дети, отрывая их, решают эти приме-ры.

Д/ игра «Камень на дороге» - выполняются задания по решению задачи.

Условия : расстояние до королевства 25 км., а вы пройдете со скоростью 5 км/ч. Вычислите время, которое вы потратите на путешествие. (Запись реше-ния в тетради.)

25 : 5 = 5 (ч)

Ответ: 5 часов.

-Назовите компоненты деления? Какую формулу вы использовали, при решении задачи? (дети записывают)

Д/игра «Мост через речку» - по закреплению устного счета.

На доске изображена река, на одном из ее берегов лежат «бревна», на которых написаны задания для устного счета. Например:

16 - х = 0 12 + х = 12

25 : х = 1 4 * 1000 = …

160 * 100 = … х - 30 = 0

Задание: Решив правильно примеры, построить мост через речку.

Д/игра «Таможня». Решение примеров в несколько действий.

Перед путешественниками «граница» в царство «Треугольникуса», ох-раняемая сторожевой собакой. Она пропустит их только тогда, когда будет решен пример: 736 * 200; 18 + 10395; 385 + 906

Д/игра «Ворота в Математическое царство» - Задание найти площадь ворот, и они откроются.

На уроках математики в 1 классе, знакомя с цифрами, использую за-бавные стихотворения:

Цифра 6 - дверной замочек,

Сверху крюк, внизу кружочек,

Или задачи - шутки:

У пенечков 5 грибочков

И под елкой 3.

Сколько будет всех грибочков?

Ну - ка, подскажи?

Использую на уроках игры: «Кто быстрей пробежит по числовой лестнице», «Чей букет больше», «игра - путешествие «По стране математических зна-

- 14 -

ков».

Для формирования умения проводить дедуктивное рассуждение ис-пользую задания:

Ответь, правильны ли данные рассуждения или нет.

  1. Пианино - это музыкальный инструмент. У Вовы дома музыкальный инструмент. Значит, у него дома пианино?

  2. Если одно число при счете называют раньше, чем другое, то это число меньше?

  3. Верно ли, что 25 см. больше, чем 2 дм. 5 см.?

Применение приема классификации на уроках математики прозволяет рас-ширить имеющиеся в практике приемы работы, способствует формирова-нию положительных мотивов в учебной деятельности, т.к. в заданиях содер-жатся элементы игры и поиска. Это повышает активность учащихся и обес-печивает самостоятельное выполнение работы.

«Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и которым призваны изменить». (М.Горький)

В своей практике я чаще всего использую нестандартные формы рабо-ты на уроках познания мира. Эти формы требуют от учителя огромной под-готовки, зато они очень интересны, нравятся уч-ся и дают им необходимые знания. Хочу поделиться своими наработками - привести фрагмент урока по теме : «Овощи» в 1 классе.

Я придумала для вас одну очень интересную сказку.

В Шортандинском царстве Бектауском государстве жили - были очень дружные ребята, они никогда не ссорились, вместе играли, пели песни. Вот однажды весной ребята решили посадить овощи. Пошли в огород, выкопали ямку, каждый из них принес свое семечко: кто огурец, кто морковку, а кто помидор. А т.к. ребята были очень дружны и всегда вместе, то и семена ре-шили положить в одну ямку. Ребята заботились о своих посадках, каждый день поливали. И дождичек теплый им помогал, и солнышко пригревало. Приходили папы и мамы - любовались всходами. И ждали: что же у них вы-растет. И вот какое дерево у них выросло. Ребята радуются: «Вот мои огур-цы». « Вот моя морковка» Вот мой помидор» Вот мой лук!» Вот только одна беда, все овощи одного цвета. Но эту беду мы с вами, ребята, поправим.

И в 10 лет, и в 7, и в 5 -

Все дети любят рисовать.

И каждый сразу нарисует

Все, что его интересует!

Вопрос: какую ошибку допустили дети при посадке семян?

Мы многое узнали теоретически, а теперь закрепим практически.

1. Д/ игра: «Чьи это детки?»

Показываю учащимся, семена растений и плодов, а дети называют их: семена подсолнечника, арбуза, огурца; косточки вишни, сливы, абрикоса и др.; желудь (дуб), шишки (ель, сосна), сережки (береза).

- 15 -

2. Игра «Назови первый зимний месяц».

Дети угадывают названия растений на определенных картинках и по первым буквам составляют слово:

Декабрь - дуб, ель, калина, арбуз, береза, рябина.

3. игра «Начало, как конец».

Дети смотрят на предметные картинки растений и называют их - начало и конец на одну и ту же букву: астра, томат, колокольчик, крыжовник и т.д.

  1. Игра «Что едят в сыром виде, а что - в вареном?

Я показываю картинки овощей и фруктов, дети хлопают в ладони, если их едят в сыром виде.

Познавательно - орфографическая разминка.

Задание: распределите по группам растения со словарными словами:

Помидор, капуста, картофель, арбуз, морковь;

Яблоко, абрикос, апельсин; сирень, береза, тополь.

  1. Игра «Елочка»

Дети подходят к елочке, вырезанной из цветной бумаги; с магнитной доски срывают прикрепленные игрушки - плоды овощей и фруктов, называя их.

  1. Назовите растения сложным словом?

-Если любят влагу? - влаголюбивые.

- Если устойчивы к засухе? - засухоустойчивые.

- Если любят тепло и свет? - теплолюбивые, светолюбивые.

- Если устойчивы к морозам? - морозоустойчивые.

- Если выносливы к тени? - теневыносливые.

7. Экологические правила с частицей - не:

  • Не загрязняйте воздух, воду, почву, лес.

  • Не ломайте ветки деревьев.

  • Не рвите цветов.

  • Не губите кору у деревьев.

  • Не топчите грибы.

  • Не забывайте поливать, удобрять, рыхлить почву.

  • Не топчите насекомых.

8. Экологические стихи по охране природы.

Ни умыться, ни напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.

И поэтому всегда всем везде нужна вода!

За время работы накопила много заданий и упражнений на развитие внимания, памяти (слуховой, зрительной, логической), восприятия,

наблюдательности и логического мышления. Все эти задания помогают мне в

работе, и я вижу результаты.

На своих уроках использую элементы технологии критического мыш-ления. Мои ученики с большим желанием составляют кластеры, диаграммы Венна, пишут эссе. Ведь именно эта технология стимулирует учащихся, акти-

- 16 -

визирует словесно - логическое мышление, усиливает речевую деятельность учащихся, расширяет диапазон применения их поисковой активности.

В классе ребята с различными природными задатками, типами памяти, особенностями восприятия. Поэтому необходим, дифференцированный под-ход в обучении, индивидуальная работа. Для этого я использую различные карточки. Их у меня 510.

Все игры, используемые мной на уроках и во внеклассных мероприя-тиях, классифицированы, к каждой идет аннотация.

Считаю, что по каким бы программам мы ни работали, какую бы ни осваивали технологию, всегда должны помнить, что делаем это для того, что-бы помочь ребенку осознать свое место в многообразном и взаимозависимом мире: научить уважать права и свободу других людей, обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности, способностей каждого ребенка.

Учитель начальных классов должен не упустить тот момент, когда у мАлышей, как искорка, мелькнет самостоятельная мысль, вначале, может быть, несмелая, неуверенная. Необходимо создать атмосферу, которая может вдохновлять детей, вселять уверенность - в себя, поощрять интересы, твор-ческое начало. Поддерживать эту искорку, чтобы она, в конце концов, пре-вратилась в звезду!.



- 17 -

Используемая литература


1. В.Н.Максимова «Межпредметные связи в процессе обучения», Изд.Москва «Просвещение»,1988 г., стр.29- 40,100-116

  1. Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А,А,Столяр, Т.М.Чеботаревская, «Давайте поиграем!»,Изд, «Просвещение», 1991 г., стр 6 - 76.

3. Волина «Занимательная математика», Изд. «Просвещение», 1998 г,,стр. 56 - 61

4. Т.Ровицкая «Считалки», Изд. «Жалын», 1987 г., стр. 3 - 23

5. С.И.Волкова, Н.Н.Столярова «Тетрадь с математическими заданиями», Изд. «Просвещение», 1993 г., 6 - 158

6. В.М. Бурмако «Русский язык в рисунках», Изд. «Просвещение», 1991 г., стр.6 - 94

7. Федорова М.В., Щукина Н.В. «Грамматика русского языка» Изд. ЭКСМО, Москва, 2010 г., стр. 3 - 117

8. С.Мирсеитова «Обучение как поиск и поиск для обучения», Изд. ИП «Жоолдак Е.В», 2011 г. Серия «Школа профессионального развития», стр. 206

© 2010-2022