Конспект урока по окружающему миру на тему Свойства воздуха

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира во 2 классе



Тема: «Свойства воздуха» Цель: показать учащимся, как проводятся опыты и фиксируются результаты наблюдений; выявить свойства воздуха в ходе опытов и наблюдений, обсудить с учащимися план доклада на тему «Свойства воздуха». Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, газеты, цветные стёклышки, листки белой бумаги, стакан с водой, ручные часы со стрелками, плакат «Правила поведения при проведении опытов».

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня тема нашего урока «Прозрачный невидимка». - Кто же такой этот прозрачный невидимка?
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем. (Воздух) - Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе. А, проделав ряд опытов, познакомимся и со свойствами воздуха. 3. Правила поведения при проведении опытов. -Прежде, чем приступить к опытам мы должны познакомиться с «Правилами поведения при проведении опытов», которые вы видите на доске. 1. Необходимо бережно относится ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться. 2.Во время работы можно не только сидеть, но и стоять. 3.Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником. 4. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта. 5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным. 6.Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя 7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом. 4. Что такое воздух - лекция учителя. - В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простой опыт: 1 опыт. - Сложи газету в несколько раз и взмахни ею около своего лица. - Что вы почувствовали? Это заколебался воздух. - Какой вывод мы можем сделать? (Воздух окружает нас со всех сторон.) - Запишите его на листочке бумаги. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер - это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинаковая. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое. Да и человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут. 5. Состав и свойства воздуха. - Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов. Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух - смесь многих газов, в основном азота - 78%, кислорода - 21% и углекислого газа - 1%. - Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород - мы дышим кислородом) Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден. - Какими же свойствами обладает воздух? 2 опыт. Работа на странице 46 учебника. -Закройте цветную полоску ладошкой. Не отрывая ладошку от рисунка, назовите цвета. -Почему вы не можете этого сделать? (Это потому, что ваша ладошка непрозрачна.) - Уберите ладошки. Сейчас между рисунком и вами только воздух. - Можете вы назвать цвета сквозь воздух? -Какой вывод мы можем сделать? (Воздух прозрачен.) - Запишите его на листочке бумаги. - А всегда ли окружающий нас воздух прозрачен? Вывод: Прозрачен чистый воздух. Дым костра, дым из труб домов загрязняют воздух частицами гари и пыли. Воздух становится непрозрачным. Часто загрязнение воздуха связано с деятельностью человека. 3 опыт. - Через прозрачное цветное стёклышко посмотри на белый лист бумаги. -Что вы видите? Какого цвета лист? - Уберите стёклышко. - Изменился цвет листка? Почему? - Как вы думаете, почему в учебнике нет рисунка воздуха? - Какой вывод мы можем сделать? - Запишите его на листочке. 4 опыт. - Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? -Как вы думаете почему? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет. -Какой вывод мы запишем на наших листочках? -Всегда ли окружающий вас воздух прозрачен и не имеет запаха? - Прочитайте памятку на странице 47 учебника. Вывод 5. - Посмотрите на окна в нашем классе. Там вставлены двойные рамы? - Как вы думаете, зачем это сделано? (Воздушный слой между двойными рамами не выпускает тепло на улицу и сохраняет его в комнате.) -О каком свойстве воздуха мы узнали? Запишите его на листочках. (Воздух плохо проводит тепло.) - А теперь с научной точки зрения объясните, почему в зимний холодный день воробей сидит «нахохлённый»? - Как в быту человек использует знание об этом свойстве воздуха? В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому она хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду. В ватном халате тоже много воздуха, а так как воздух плохо проводит тепло, то в жаркую погоду он не даёт перегреваться телу человека. Вывод 6. - Зачем в жаркий день мы надеваем на голову панамку? -Когда светит солнце, поверхность земли нагревается? Почему, как вы думаете? -Если бы воздух не пропускал солнечные лучи, могло бы это произойти? - Значит, какой вывод мы можем сделать? (Воздух хорошо пропускает солнечные лучи) Запишите это свойство на своих листочках. 5 опыт. Положите наручные механические часы рядом с собой на стол. - Из какого материала сделан стол?( из дерева) - Вы слышите, как часы тикают? Постепенно удаляйте часы от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их ход. - Прислоните ухо к столу, что вы слышите? - Как вы думаете, почему это происходит? - Что же лучше передаёт звук дерево или воздух? - Какой вывод мы запишем? Воздух хуже передаёт звук, чем дерево. - Не только дерево проводит звук лучше, чем воздух, но и любой твёрдый предмет. В древние времена о приближении вражеской конницы люди узнавали, прикладывая ухо к земле. И партизаны во время Великой Отечественной войны использовали это свойство.
  1. Итог урока.
-Давайте подведём итог наших исследований. -Что такое воздух? - Какие свойства имеет воздух? - При ответе на этот вопрос вам помогут листочки, на которых вы делали записи во время урока. 7. Домашнее задание. 1 группе - составить доклад по теме «Воздух и его свойства» используя дополнительный материал. 2 группе - прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 45 -49).
© 2010-2022