Обобщение опыта по теме: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА



В настоящее время в Республике Казахстан происходит коренная перестройка системы образования и образовательных программ. До недавнего времени важнейшей задачей школы была передача учащимся глубоких знаний и усвоение ими определенного набора понятий. Современные преобразования в обществе, новые стратегические линии в развитии экономики, политики, социокультурной сферы привели к « необходимости модернизации целей и задач школьного образования» . В «Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 года» отмечена необходимость « развития универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций», определяющих современное качество содержания образования. «Все организации образования, независимо от форм собственности, должны обеспечить знание учащимся казахского языка, как государственного, а также изучение русского языка и одновременно одного из иностранных языков, в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования». «Государственный и русский языки являются обязательными предметами, включаемыми в программу единого национального тестирования». В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д. Современный ребёнок очень подвижен, и, если нет выхода его энергии, он быстро устаёт. Дети не могут долго слушать объяснение учителя, долго писать: внимание многих из них недостаточно устойчиво. Специальные исследования физиологов показали, что, как правило, на 12-15-й минуте урока внимание детей резко ослабевает: именно в это время в их тетрадях по русскому языку появляется больше всего ошибок; именно в это время учитель чаще всего делает замечания, требует дисциплины и т.д. Степень концентрации внимания у детей разная: уже к концу первого месяца становится ясно, кто из ребят умеет сосредотачиваться при выполнении работы в классе, а кто, напротив, беспрерывно отвлекается. Показателен объём внимания: у детей он значительно уже, чем у взрослых. В современной начальной школе возникает объективная необходимость в формировании орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста, обеспечивающих эффективность данного процесса. Рассеяно внимание, страдает орфографическая зоркость. Это обусловило выбор темы «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках направлена на: достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности школьника, мобилизацию интеллектуальных ресурсов личности обучаемого, с целью повышения эффективности обучения. Цель исследования: разработка и экспериментальная апробация педагогической модели условий формирования орфографической зоркости в младшем школьном возрасте на основе развития интеллекта. Новизна исследования заключается в том, что предпринимается попытка установить зависимость развития орфографической зоркости от развития интеллекта. В основу исследования положена следующая гипотеза. Если развивать интеллект младших школьников, то эффективнее будет формироваться орфографическая зоркость, развиваться функциональная грамотность. Цель, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи работы: В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно богатых граждан страны. Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти.. Методику обучения средствами субъективизации, предложила профессор Г.А.Бакулина. Работая по данной методике около5 лет, могу сделать вывод, что она очень эффективна, поскольку дети получают глубокие прочные знания, причём с « интересом». Считаю, что она актуальна и соответствует требованиям современного образования. Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Предлагаемая методика предназначена для использования в традиционной системе обучения, придавая ей развивающую направленность. Но универсальный характер методики позволяет задействовать многие ее положения во всех существующих сегодня образовательных системах. Ученые едины во мнении, что произвольная осознанная активность формируется в школьные годы. Ее базисом является поисковая познавательная деятельность субъекта, когда ученик действует не по подобию, не по образцу; когда его внутренний мир находится в постоянной активной работе; когда школьник стремится к самостоятельно выношенным решениям и действиям и их обязательному осуществлению. Своевременное формирование этой высшей формы активности, по убеждению исследователей, является важнейшим условием, обеспечивающим человеку возможность достичь вершины своего развития. Постоянная постановка проблемной ситуации приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Тем самым мы имеем уже дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Войдя в жизнь, ребёнок будет более защищён от стресса, и более стойким к жизненным проблемам. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках направлена на: достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности школьника, мобилизацию интеллектуальных ресурсов личности обучаемого, с целью повышения эффективности обучения. В рамках теории учебной деятельности сложилась теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, она помогает управлять процессом познания ребенка, подсказывает те этапы, по которым его нужно провести, чтобы обеспечить правильное, надежное формирование полноценных умственных действий. Напомним эти этапы: 1. Предварительное знакомство с целью действия, т. е. создание мотивов для формирования действия. 2. Ориентировка в том, как это действие должно быть выполнено, т. е. получение общего представления о способе действия, или, как говорят психологи, создание ориентировочной основы действия (ООД). 3. Выполнение действия в материализованном виде, т. е. с помощью каких-то внешних "опор": условных знаков, моделей, таблиц, схем и т. д. 4. Выполнение действия во внешней (громкой) речи. 5. Выполнение действия с проговариванием про себя. 6. Выполнение действия без всевозможных внешних и внутренних "опор", в умственной форме. Под субъективизацией понимается качественно новый уровень участия школьника в организации и осуществлении учебного процесса, предусматривающий его прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. Понятие субъективизация непосредственно связано с термином субъект. Его важнейший смысл - активное начало в человеке. При этом человек является субъектом целенаправленного действия, которым он сознательно управляет, проявляя произвольную осознанную активность. Последняя обеспечивает достижение поставленных им целей, по отношению к которым он выступает как хозяин, творец, инициатор. Принципы обучения русскому языку в системе интеллектуального развития учащихся Современные методисты, учителя изучают проблему интеллектуального развития детей на уроках русского языка. Интеллект - это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется: - эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства; - способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию; - способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире; - вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д. Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах: 1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель подбирает и составляет упражнения в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь. 2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность. 3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы. 4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Реализовать эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый Заключение Что такое интеллектуальная культура учащихся? Это:

  • потребность в овладении методическими знаниями;
  • наличие методических знаний - знаний о приёмах и средствах усвоения учебного материала;
  • умение анализировать содержание и структуру текстов любого вида, учебных заданий.
  • умение выделять главное в определениях, задачах, теоремах и т.д.;
  • умение квалифицировать показательные объекты
  • умение сравнивать показательные объекты.
Как обеспечить развитие у школьников интеллектуального потенциала? Для этого надо учителю поставить перед собой следующие цели. 1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определения, понятия, задачу и др.) 2. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты. 3. Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении, понятии, правиле, задаче, законе и др.) 4. Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др. 5. Создать условия в развитии памяти учащихся. Благодаря памяти ребёнок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Интеллектуальное развитие учащихся обеспечивается. Увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознании произвольности, что способствует углубленному осмыслению детьми учебного процесса. Чтобы обеспечить развитие интеллектуальных способностей, на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии. Все выше сказанное, не только увлекает, заставляет задуматься, но развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. У ребят создается бодрое рабочее настроение, которое снимает утомляемость и поддерживает внимание. Исходя из этого, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия (навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т. д.).

© 2010-2022