Методическая разработка по развитию УУД

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Упражнения по развитию деятельности учащихся.

Обобщение

Вставьте окончания имен прилагательных, найдите общий грамматический признак в данных словосочетаниях.

Ранн… весной, когда еще не оденется зелен… листвой лес, цветет, отражаясь в весен… воде желтыми пуховиками, нежн… ива.

Прочитайте словосочетания, найдите общий грамматический признак.

Белоствольная березка, быстрая лань, узкая тропинка, лесная сторожка, задушевная беседа, мягкая погода, любимая тропинка, белоствольная березка, морская вода.

Прочитайте словосочетания, найдите общий грамматический признак.

Крупными пушистыми снежинками , зелеными ветками, хвойными деревьями, широкими оврагами, далекими бескрайними просторами, глубокими и чистыми реками, ценными породами, звонкими трелями, весенними песнями, добрыми большими делами, смешными плюшевыми медвежатами, холодным зимним временем, пушистым мехом, суконными шапками, праздничными днями, кожаными сапогами , зимним тихим лесом, высокими неподвижными соснами, живым тонким звуком, легким следом.

Прочитайте и запишите предложения, укажите общий грамматический признак в именах прилагательных.

Шел Ваня по березовой роще. На ближней кочке он заметил огонек. Мальчик взял его с пучком мокрой травы. В сочной зеленой траве Ваня разглядел червяка. Он включил освещение , и засветилась яркая искорка. Ваня положил червячка в коробочек. Утром мальчик не нашел его на месте.

Составьте из данных групп слов предложения по схемам. Найдите общий признак. Определите главные члены.

Охотно, Древней, о , рассказы, я, Руси, читаю.

Кто, как, что делают, что, какой, о чем.

Последней, ты, чемпионах, читал, о, Олимпиады.

Что делал, кто, о ком, какой, чего.

Пойдем, мы, в, театр, завтра.

Когда, кто, что сделаем, куда.

Рахманинова, ходили, на, вчера, вы, концерт.

Что делали, когда, куда, кого, кто.

Распределить слова по общим признакам.

Белый, светило, свет, осветим, стекло, жгут, светлый, посадил, белить, бегун, постареть, зеленый, стук, добрый, жалеть, спать, помочь, ползти, дождь, кусты, льет, дворец, чихнул, шумный, отлетел, усидел, ретивый, посинел, догонять, кипение, выработка, вести, кипение, гулять, жужжание, ходить.

Распределите по общему признаку слова по составу.

Заведешь, жизнь, румяный, ночной, туман, месяц, холм, поведешь, принеси, запоешь, путь, мать, речка, зимушка, молод, кровать, морские, берег, глуп, закипит.

Разберите слова по составу. Распределите по общему признаку.

Шишка, море, диво, Шишкин, морской, дивный, дивиться, мореплаватель, моряк, шишечка, рыба, рыбак, улыбка, рыбацкая, улыбаться, мороз, улыбочка, морозный, морозить, воробей, морозилка, воробушек, воробьиное, дежурить, заморозки, дежурить, беседа, дежурство, беседка, беседует, дежурный, холод, гнездо, холодный, гнездиться, холодает, холодильник.

Прочитайте. Подберите общее правило к данным словам. Подчеркните орфограмму по данному правилу.

Работа, ракета, растение, тарелка, трамвай, фамилия, пассажир, пальто, народ, машина, ученик, осина, огурец, обед, корова, горох, арбуз, восток, ворона, вокзал, агроном, дорога, деревня, газета, беседа, береза, багаж, вагон, билет, ладонь, сирень, портрет, платок, победа, пенал, пальто.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите орфограмму. Найдите общий признак.

Уж побл..днел закат румяный

Над усыпленною з…млей;

Дымятся синие туманы,

И всходит месяц з…л…той.

Померкла степь. Тр…пою темной

Задумчив едет наш Руслан

И видит - сквозь н…чной туман

Вдали ч…рнеет холм огромный.

Прочитайте. Вставьте окончания. Определите общий признак.

Около березк…, выехал из-за рощ…, подарок для девочк…, возле тропинк…, у ближней деревн…, у трусливой зайчих…, выбежал из норк…, брать с ладошк…, вышел из-за ветк…, принесли для пчелк…, около красивой птичк…, спрыгнул с кочк…, построил для иволг…, музыка для песн…, возле лесной полянк…, у большой собак….

Раскройте скобки. Определите общую орфограмму в словах.

Благодаря Элли (сбыться) наши заветные желания. Элли( научить)нас дружбе, и мы не ( хотеть)

бы расставаться с ней -( рздаться) восклицание трех друзей девочки. Элли(ответить) Вы много раз(спасать) меня. И я всегда( помогать)вам, друзья. Теперь Страшила (получить) удивительные мозги, у Железного Дровосека( появиться) любящее сердце, а Лев стал смелым. (Настать) время для исполнения моего желания. Я (хотеть) бы вернуться домой .

Прочитайте. В выделенных словах определите общую орфограмму.

Иногда мы встречаем такого человека на лесной тропинке или у обрывистого склона горы, в роще, в поле, на деревенской улице, в городском парке. Ты узнаешь его сразу. Он носит с собой большой плоский ящик. А в ящике находятся кисти, краски, палитра. Его узнаешь и по тому, с каким пристальным вниманием вглядывается он в окружающий мир. Он смотрит на облака, которые бьются о берег, на деревья, которые качаются на ветру. Этот человек- художник.

Прочитайте. В выделенных словах определите общую орфограмму.

Начинается игра. Мяч стремительно летит в наши ворота. Но Игорь успевает отбить его. Мяч взлетает высоко (в) небо, крутится( в)воздухе и падает (на) середину поля.

Раздается свисток судьи. Игорь останавливается.

Ты сидишь, волнуешься, ждешь. Что дальше.

Прочитайте строки из поэмы А.Пушкина. Руслан и Людмила. Что объединяет выделенные слова.

Померкла степь. Тропою темной

Задумчив едет наш Руслан

И видит - сквозь ночной туман

Вдали чернеет холм огромный,

И что-то страшное храпит.

Он ближе к холму, ближе- слышит :

Чудесный холм как будто дышит.

Прочитайте отрывок из поэмы А. Пушкина.

Найдите общий признак в выделенных словах.

Проснулись рощи молчаливы,

Чихнуло эхо- конь ретивый

Заржал, запрыгал, отлетел,

Едва сам витязь усидел,

И вслед раздался голос шумный:

Куда ты, витязь неразумный?

Ступай назад, я не шучу,

Как раз нахала проглочу!

Прочитайте слова. Запишите выделенные слова. Найдите общий признак в этих словах.

Видеть, выработка, вести, деление, полоть, запасти, поливка, трясти, выключатель, слышать, ползти, кипение, везти, жужжание, полет, гулять.

Прочитайте текст. Найди общий признак в выделенных словах.

Лежал в роще белый камень. Из - под него забил ключ. Вода из родника стала наполнять ямку. Наполнить- дело нехитрое . А что потом ? И вот уже бежит по роще ручеек. Маленький, шириной с ладошку. Упала в него травинка, а ручейку тяжело ее нести. Сделал он несколько шагов и наткнулся на кочку. Наверное, я заблудился, - подумал ручеек. Остановился он и принялся размышлять . Куда мне теперь бежать?.

Прочитайте текст. Определите орфограмму в выделенных словах.

Осенью к нам в класс пришел новый ученик. Мы быстро подружились с ним.

Ему и мне нравятся уроки математики и рисования. Мы любим вместе кататься на лыжах. Его папа научил нас спускаться с гор. Крутые подъемы мы научились преодолевать сами.

Прочитайте текст. Определите общий признак выделенных слов.

Стекло хрупкое. Но стеклу не страшна ржавчина. Стекло не гниет, и вода стекло не размывает.

Раньше стеклодувы через трубки выдували огромные стеклянные пузыри. Разрезая, а затем раскатывая пузыри, получали плоское оконное стекло.

Теперь труд стеклодувов заменяет специальная печь. Эта печь очень длинная. В одном конце печи кипит жидкое стекло. В другом конце, в бассейне, оно немного остывает и густеет. На поверхности стекла покачиваются огнеупорные челноки - кораблики.

Во всей стране пользуются стеклом. Чтобы стекло не разбилось в дороге, для стекла делают ящики. Оконное стекло укладывают в ящики. В них его и развозят.

Прочитайте текст. Объясните в выделенных глаголах общий признак.

Том взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался Бен, тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего. Бен (не)шел, а прыгал, скакал и (при)плясывал - верный знак, что на душе у него легко и что он многого ждет от предстоящего дня.

Прочитайте отрывок из рассказа Г.Скребицкого Кот Иваныч. Найдите общий признак в выделенных словах.

Жил у нас в доме огромный, толстый кот Иваныч, ленивый, неповоротливый.

Целые дни он ел и (с)пал. (За)лезет на теплую лежанку, (с)вернется клубком и (у)снет. Во сне кот лапы (рас)кинет,( вы)тянется, а хвост вниз (с)весит. Из - за этого хвоста Иванычу часто (до)ставалось от нашего дворового щенка Бобки.

Прочитайте слова. Найдите общий признак.

Ходить, пасти, грызть, беречь, смотреть, нести, течь, молоть, дышать, увлечь, везти, красить, плести, собирать, полоть, дружить, стеречь.

Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Обоснуйте общий признак этих слов.

Передо…тихо шумело море. У … была интересная книга. Надо …. сияло солнце. Подо…был теплый и сухой песок.

Во … жила тихая радость. Ко … на берег прибежала моя собака. Она соскучилась по … .

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Найдите общий признак в выделенных словах.

Я в задумчивости шел по лесу. Подо мною тихо ш…лестела л…ства. Вдруг подо мною по…вился за…ц. Он осторожно приблизился ко мне. Я пож…лел, что со мной не было фотоаппарата.

Прочитайте предложения из русской народной сказки, поставив глаголы в скобках в прошедшем времени в нужном роде и числе. Определите общий признак у глаголов в скобках.

Братья (уехать) на базар, а Емеля целый день (лежать) на печке. (Попросить )его невестка: « Сходи, Емеля, за водой!».

(Взять) Емеля ведра да топор и ( отправиться) на речку.

Ярко ( светить) солнце…

Прочитайте и спишите стихотворение. Найдите общий признак в выделенных словах.

Цветут за мельницей кувшинки,

Стоят в воде, как поплавки.

Мы поплывем туда на спинке,

Сплетем прохладные венки.

Найдите глаголы. Определите время глаголов.

Прочитайте текст. Определите общий признак выделенных слов.

Три женщины берут воду из колодца, а старичок на камушке сидит.

Спешат две матери похвалиться своими сыновьями. «Мой сынок ловок и силен. Он всех победит», -рассказывает одна мать. Вторая ей вторит: « А мой поет, как соловей». «Что же ты ничего не говоришь про своего сына ?»- спрашивают соседки третью женщину. Признается она им: « Ничего в нем особенного нет».

Идут женщины с полным ведром, а старичок идет за ними. Вдруг навстречу три мальчика. Один фокусы творит, другой песни распевает. А третий спешит к матери, берет тяжелые ведра и несет их сам. Ну что ? Каковы наши сыновья? - задают матери старичку вопрос. «Я только одного сына вижу».

Прочитайте отрывок и скажите, из какой он сказки. Как он заканчивается?

Видит козленочек, что ведьма костры раскладывает. Бежит он к доброму молодцу и просит его : «Пусти меня на речку сходить!» « Ступай! - отвечает молодец.

Прибежал козленочек к речке и кричит-зовет Аленушку…

Найдите общий признак в выделенных словах. Расскажи сказку до конца.

Прочитайте строки из сказки А.Пушкина.

Плещ… ты, куда захоч…,

Ты морские камни точ…,

Топ… берег ты земли,

Подыма… корабли.

Объясните написание пропущенных окончаний. Найдите общий признак.

Прочитайте и озаглавьте текст. Найдите общий признак в выделенных словах.

В выходной день папа с Сережей сделали кормушку. Папа прибил ее под самой форточкой.

Каждое утро Сережа сыпал в кормушку разные крошки, зерна.

Воробьи садились на большой тополь, но к кормушке не подлетали.

Однако с каждым днем птицы становились все смелее. Они садились на ближние ветки тополя, потом начинали слетаться на столик- кормушку. А как осторожно они это делали! Пролетят мимо, кусочек хлеба схватят и скорей с ним в укромное местечко отлетают. Склюют там потихоньку и опять к кормушке летят. Сережа наблюдал за птицами и радовался.

Прочитайте текст. Найдите все известные орфограммы.

Иногда мы встречаем такого человека на лесной тропинке или у обрывистого склона горы, в роще, в поле, на деревенской улице, в городском парке. Ты узнаешь его сразу. Он носит с собой большой плоский ящик. А в ящике находятся кисти, краски, палитра. Его узнаешь и по тому, с каким пристальным вниманием вглядывается он в окружающий мир. Он смотрит на облака, которые плывут по небу, на волны, которые бьются о берег, на деревья, которые качаются на ветру. Этот человек- художник.

Найдите общий признак в выделенных словах.

Прочитайте. Выскажите , свое отношение к героям сказок. Определите общий признак выделенных слов.

Герои народных сказок- отважные и сильные добрые молодцы. Их не страшат опасные приключения, дальние дороги, высокие горы. Злые волшебники, чудища лесные и морские не могут их победить.

Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

Стрижонок вылупился в темн.. норк... Ничего не было видно. Лишь тускло мерцало маленьк.. п..тнышко света. Стр..жонок приник к тепл... и мягк.. мам.. - стрижих.. . Он задр..мал, согревшись под тепл… крылом. Шел дож… Стр…жонку казалось, что это мама стучит сильн…клюв…по ск…рлупе яйца.

Найдите общий признак в выделенных словах.

Прочитайте предложения. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

В зоопарке мы видели маленьк.. желт.. тигрят, которые привезены из далек.. уссурийск.. лесов.

На снегу виднелись крупн… и мелк…следы дик… зверей.

Прочитайте текст. Какой это текст - описание или повествование. Найдите общий признак в выделенных словах.

Волк- умный и хитрый хищник. Обладает отличным чутьем, острым слухом и прекрасным зрением. Он охотится на диких оленей, лосей, кабанов и мелких грызунов. В поисках пищи волк может не есть пять - шесть суток.

Прочитайте предложения. Найдите общий признак выделенных слов в каждом предложении.

Голубое небо наполнилось звонк.. трелями жаворонков. По утрам и вечерам распевает свои весен.. песни скворец. Громк.. голоса зябликов можно услышать даже в парках Москвы.

Прочитайте и озаглавьте текст. Обоснуйте общее правило в выделенных словах.

В древней Москве в холодн… зимн…время горожане носили кафтаны на пушист… меху, суконн.. шапки. Для праздничн…дней одежда шилась из узорчат… тканей. Бедн.. люд носил лапти, богатые - кожан… сапоги.

Прочитайте строки из стихотворения А.Пушкина. Вставьте пропущенные окончания. По мшист…, топк.. берегам

Стояли избы здесь и там.

Прочитайте текст. Найдите общий признак в выделенных словах.

Сколько спят дубовые почки ?

Лесник спилил ствол разбитого грозой дуба, а через месяц над широким пнем красовалась пышная листва.

Побеги вырастают из почек. Откуда же взялись почки на пне? - недоумевал Никита.

Лесник объявил : «Эти почки появились давным - давно на маленьком дубочке, но долго спали. Ведь живительная влага струилась из земли к верхним почкам. Гроза сломала дуб, сок из земли хлынул к нижним почкам, разбудил их. И вот на пне зеленеет буйная листва».

Прочитайте слова. Найдите общий признак среди выделенных слов. Внести, прилететь, расплести, расстроить, зажечь, остудить, хвалить, веселиться, горевать, шутить, гулять, потушить, нагреть, ругать.

Прочитайте словосочетания. Дать согласие, проявлять интерес, завязать дружбу, приходить в восторг, возлагать надежду, вести переписку, испытывать тревогу.

Прочитайте предложение стихотворения С.Воскресенского.

Всех дел его не перечислить,

Единой мыслью не объять.

Оно за вас уж стало мыслить,

Во всяком случае- считать. Найдите общие признаки в выделенных словах. Выделите в предложениях все глаголы неопределенной формы запишите их после вопросов, на которые они отвечают. Рядом пишите все возможные формы времени этих глаголов.

Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных и помещенных в скобках орфограмм.

Заманчиво в погожий день прогул…ся в лесу за Волгой. Дедушка часто перебира…ся на другой берег на лодке. Иногда он берет с собой и нас.

Свежий ветер поднима… легкую рябь. Сестра крепко держ…ся за борт лодк… . Солнечный лу… разлива…ся по водной глад… . Мы объезжа…островок. Птицы любят его тиш…. И вьют там гнезда.

Вот мы в лесу. Как легко дыш…ся на свеж… воздух…!

Дедушка сразу начина…готови…ся к ночлегу, а мы тороп…ся проведать заветн…места.

Прочитайте и озаглавьте текст.

Скоро начн…ся первый сен…кос. Закипит в лугах жаркая р..бота.

Обычно она начина…ся с рассветом.

Травы будут лож…ся ровными р…дами. Над пол… поль…ся

уд…вительный аромат скошенной тр…вы.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.

Найдите общие признаки в выделенных словах.

День прибавляя…ся . Ярче свет..т солнце. Оно скоро растоп…т снег.

Вскро…ся река. Прилет…т первый вестник весны - грач. Я люблю это время года и жду его. Ты идешь по полю, с радостью слыш…шь песни ручейков, любу…шься ярким синим небом.

Прочитайте текст. Обоснуйте общую орфограмму в выделенных словах.

Уже семнадцатый день я нахожусь в дороге. Пройду еще одиннадцать километров и увижу Байкал.

С радостным чувством приближаешься к озеру. Озеро Байкал существует много миллионов лет. В нем встречается редкая рыба, попадаются и морские животные.

Прочитайте стихотворение. Найдите общий признак в выделенных словах.

Не умею быть один!

Не желаю быть один!

Много есть на то причин!

Хором ты спо… один!

Строем ты пройд… один!

Поглядим!

Очень грустно одному

Даже веселиться.

И не вкусно одному

Есть две груши потому,

Потому что, потому

Не с кем поделиться.

Прочитайте пословицы. Найди общий признак в выделенных словах.

И сам тонет, и других топит.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Пока умный думает, глупый уже делает.

Голова у ног ума не просит.

Прочитайте предложения парами. Найдите общий признак в выделенных словах.

Он стрем…ся. Нужно стрем…ся. Готов позабот…ся. Лена позабот…ся.

Лодка пригод…ся. Может пригод…ся.

Прочитайте стихотворение. Объясните правописание пропущенных орфограмм. Найдите общий признак.

Время бабушк… седой

Отправля…ся за водой.

Подн..ла кувш… - тяжел он,

До краев водою полон.

Но того, кто ей помог,

Бабка не находит.

Ищешь день, и два, и пять,

Все дивится ч…ду.

Я зага…ку разгадать

Смог бы, да не буду.

Ведь поступками хвалиться

Джигиту не годиться.

Прочитайте стихотворение. Обоснуйте выделенные слова.

Весна, весна кругом живет и дышит.

Весна, весна шумит со всех сторон/

Взлетел петух на самый гребень крыши

Да так поет, что слышит весь район.

Раскрыты окна. Веет теплый ветер,

И легкий пар клубится у реки.

Подобрать однокоренные глаголы.

Хороший-………, интересный-……., умный-…….,

большой-……. .

Прочитать стихотворение. Что общего в выделенных предложениях.

Ну как прославить утро

И просто

И мудро?

Кому сказать спасибо?

Кого благодарить?

Не надо,

Не надо,

Не надо говорить.

Найдите в стихотворении глаголы и укажите, в какой форме они употреблены. Найдите общий признак в выделенных словах.

Встает стеною золотой,

Волнуется пшеница,

И каждый колос налитой

К земле готов склониться.

Осенний урожай богат,

Мы можем им гордиться.

Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

Мне нрав..ся весенний лес. Войд… в него и замр…, не надыш…ся запахом молодой листвы.

Шарик стара…ся привле… мое внимание, начина… нос…ся, прыг…, пря…ся от меня, напад….

Наход…ся по дорожкам, разлож…. костер, чтобы испе…картошку, и с аппетитом пообеда… .

Найдите в выделенных словах общий признак.

Прочитайте стихотворение .Найдите общий признак в выделенных словах. Запишите глаголы прошедшего времени вместе с теми словами, от которых зависит их род и число. Выделите в глаголах окончания, укажите род.

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра.

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора,

И вылез. Но кругом все тихо,

Соседей нет, он первый здесь.

Его понюхала зайчиха,

Понюхала, хотела съесть.

Прочитайте стихотворение. Разберите глаголы по составу.

С юга птицы прилетели,

Таял снег, а воробья

Выгоняли из жилья.

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенес,

А сейчас под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь, хоть убей!»-

Прочирикал воробей.

Со скворечней Миша вышел

И приветливо сказал:

«Я друзья сердечно рад!

Охраняйте вместе сад!»

Прочитайте отрывок из сказки, используя глаголы в скобках в прошедшем времени.

Благодаря Элли (сбыться) наши заветные желания. Элли(научить) нас дружбе, и мы не (хотеть) бы расставаться с ней!»-(раздаться) восклицание трех друзей девочки. Элли (ответить) : «Вы много раз (спасать) меня, и я всегда (помогать) вам, друзья. Теперь Страшила (получить)удивительные мозги, у Железного Дровосека(появиться) любящее сердце, а Лев стал смелым. (Настать) время для исполнения моего желания. Я (хотеть) бы вернуться домой!».

Прочитайте. Объясните правописание безударных личных окончаний глаголов.

Найдите общее в выделенных словах.

Посмотр…ш… на дельца иного:

Хлопоч…т, меч…ся,

Ему дивятся все.

Он, кажется, из кожи рвется,

Да только все вперед не подается,

Как белка в колесе.

Как мы махнем,

Минуты не потрат…м,

И возик свой

Мы не свезем, а скат… .

Прочитайте отрывок из сказки В.Одоевского/ Городок в табакерке/ Вставьте пропущенные буквы. Разберите глаголы прошедшего и настоящего времени по составу. Обоснуйте общее в выделенных словах.

Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерк… .

Он подошел к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выход..т,

краде.. т…хонько по небу. Окошки горят ярк… огнем. Вот со…нце

перешло через небо на другую стор..ну и совсем скрылось. Г…родок

пот…мнел, ставни з…крылись, и башенки п…меркли.

Прочитайте и озаглавьте текст. Начина…ся игра. Мяч стремительно л…тит в наши ворота. Но Игорь успева… отбить его. Мяч взлетает высоко в небо, крут..ся в воздух… и пада… на сер…дину поля.

Раздается св..сток судьи. Игорь останавлива…ся.

Ты сид…, волну…ся, жде… . Что дальше?

Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

Пеликан.

Пеликана узнае… сразу по большому мешку под клювом. Он ему очень нужен. Во время охоты пти… набива… свой мешок рыб… до отказа, а потом на берегу спокойно поеда…добычу. При этом пеликан внимательно смотрит чтобы рыба попла в глотку вперед головой.

Прочитайте. Вспомните, из какой сказки А.Пушкина эти строки.

Ветер, ветер ! Ты могуч,

Ты гоня.. стаи туч,

Ты волну.. сине море,

Всюду ве…шь на просторе,

Не бо…ся никого,

Кроме Бога одного.

Аль откаж… мне в ответе?

Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее.

Прочитай текст. Найди ошибки.

Крупная полярная сова яросно нападает на песца, ловко увертывается от зубов хищника. Песец давно чюет впереди беспомощных совят и стремятся туда. Сава решает обмануть врога и взмывает вверх. Песец бросается вперед, но вдруг сам взлитает в воздух. Это сова сверху схвотила его за спину и оторвала от зимли.

Прочитайте текст. Найди ошибки. Проверь себя.

Весеннее сонце палит нещадно. Пески лежат кругом. Они тижело дышат горячей грудю. Я сажусь на спину верблюда и громко гаворю:

« Хырр, хырр !» Жывотное медленно встает на передние ноги, я отклоняюсь назад. Затем верблюд реско подбрасывает задние ноги, и я накланяюсь вперед. Сзади меня едет мой пятнадцатилетний провадник в ватном халате и мохнатой шапке. Сегодня мы привезем пресную воду на ферму, а оттуда заберем шерсть.

Прочитайте текст. Найди ошибки.

Дыхание весны чювствуется повсюду. По разному встречяют это время зверь и птица. У зайчихи скоро появятся зайчята. В наре быстро подрастает барсучонок. Везде ты увидишь и услышишь сениц. Они радосно и звонко возвещяют приход весны.

Какие грамматические признаки общие.

Тучу - кручей в озере- в городе

Вещь- плащ грачом- врачом

К морю- полями лошадь- лошадка

Прочитайте слова. Распределите слова на две группы.

Ворота, города, телеги, сани, щипцы, топоры, клещи, молотки, дрова, ножницы, дрожжи, лестницы, вожжи, слова.

Распредели на группы.

Ж…стянка, прож…веет, ш…рстинка, ш…рина.

Найди общую орфограмму в словах.

Найди ошибки.

Пришла теплая весна. С крыш ручями сбежал последний снек. На сонечном припеке показывается зиленая трафка. Загляните в лисную глушь, и там под старой хмурой елю начинают появляться реткие первые цвиточки.

Птицы строят гнезда. Грач ходит по зимле и копает ее крепким клювом. По ели белочька прыгает с ветки на ветку. Полевая мышь греется на яром сонышке.

Начялся весенний сев. Идет трактор по палям, поднимает ровные шырокие пласты. Дружно и слаженно кипит робота. Если харошо посеешь, то получишь хароший урожай.

Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

В соседн..м селе кошка играла с котенк…м на молоденьк..й травк.. . Весенн…е солнышко грел…, и маленькая семья была счастлива.

Вдруг над зелен..й лужайк…й появился огромн..й орел. Он быстро опустился с порядочн…й высоты и схватил слабеньк…котенка.

Кошка отличалась замечательн…м мужеств…м. Она мигом очутилась на спине могуч… хищника, собрала последн.. силы и перекусил… горло сильн…му врагу.

Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

С в..стока и с сев..ра раск…ленные пески Каракумов огиба…т неукротимая Амударья. На склонах возвышенности великая река изгиба…ся и прор…зает теснину. П…токи Амударьи ворву…ся здесь в огромное вод…хранилище. Оно отним…т у пустын… около миллиона гектаров земли, сдела..т их плод…родными.

Найдите общее в выделенных словах.

Прочитайте и послушайте, сколько звуков (ф)в словах данного предложения. Сколько в них букв (ф) Фокусник ловко вставил номер с веревками в свое выступление.

Прочитайте текст. Найдите общий признак в выделенных словах.

Работники многих национальностей уч…ствовали в постройк… водохранилищ… . Они назвали главн…ю улицу нов..го города Дорогой дружбы.

Прочитайте выражения и объясните их значение. Найдите выражения, близкие и противоположные по смыслу. Найдите общий признак в данных словах.

Во весь дух, ни свет ни заря, в час по чайной ложке, не за горами, рукой подать, одна нога здесь, другая там, как снег на голову, за тридевять земель.

Прочитайте текст , вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова. Найдите общий признак в выделенных словах.

Обрыв. Ты стоишь … и глядишь … . …пробиваются ручьи, и мелодичные звуки доносятся … . … виднеется лес. … направляется охотник, а из лесу выскакивает заяц и … устремляется … .

Наверху, вниз, там, снизу, вдали, туда, мгновенно, обратно.

Прочитайте текст. Выпишите с вопросами когда/ как/ куда/ где/ словосочетания, в которые входят обстоятельства. Укажите, какой частью речи они выражены. Найдите ошибки.

Однажды охотник подарил дрессировщику крохотного медвежонка. Жарким летним днем Ермолаев посадил его в раковину умывальника и открыл кран. Медвежонок довольно урчал и охотно подставлял мордочку под струю. Наконец дрессировщик закрыл кран , насухо вытер мишку и спустил его вниз.

Вскоре Ермолаев ушел, а медвежонок остался в квартире. Он ловко забрался в знакомую раковину и здесь терпеливо дожидался нового купания.

Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм. Проконтролируйте себя.

В соседнем силе кошка играла с катенком на малоденькой трафке. Весеннее сонышко грело, и маленькая семья была счястлива.

Вдруг над зиленой лужайкой появился огромный орел. Он быстро опустился с порядочьной высоты и схватил слабенького котенка.

Кошка отличялась замечятельным мужеством. Она мигом очютилась на спене могучего хищника, собрала последние силы и перекусила горло сильному врагу.

Прочитайте слова и разделите их на две группы.

Суп, Веня, год, быль, снег, ель, зять, соя, цветок, жарь, фрак, река, гора.

Образуйте от данных корней слова, имеющие указанные значения. Распределите на группы.

Рыб- человек, занимающийся рыбной ловлей, старый мужчина старая женщина

человек, делающий мебель из дерева

Стар- маленькая рыба , жена того, кто ловит рыбу.

помещение, где обедают.

Стол- маленький стол , очень большой стол , главный город, старые вещи.

Прочитайте слова. Назовите выделенную часть слова.

Перешить(платье) переставить переползти

Перечитать(книгу) переплыть пересолить(суп)

Перестроить (дом) перегреться( на солнце)

Прочитайте слова. Назовите в них гласные орфограммы.

Пообедать, кролик, беседа, электровозы, докажу, отдежурить, камешек, заинтересуешь, прописная, объяснить, подмосковный.

Прочитайте предложения и объясните правописание пропущенных орфограмм и расстановку знаков препинания. Найдите ошибки в словах.

Пада… утренн… луч сонца на трову диревья цвиты. Сине… кустики чирники алеет зимляника. Выглядывают красн…сер…желт…шлябки сыроежек. Звонко щебеч…залива…ся птицы.

Прочитайте текст.

В утреннем небе угасает последняя звезда. Робкий луч раннего солнца освещает луга, леса, поля. По обочинам узкой тропинки тучные колосья клонятся под собственной тяжестью.

Распределите слова в три группы:

  1. В корне 2.в приставке 3. В окончании.

Прочитайте слова. Найди общий признак.

В…кзал, ком…ндир, м…талл, кол…сница, за…ц, ж…лезный,

г…зета, б..рега, г…ризонтальный, ве…лка, лес…ница,

завтр…к, вост…ковед, пом…дор, топ…ры.

Вспомните правила переноса слов.

Росс-ия, объяс-нение, и-ней, яко-рь, групп-па, бел-ье, су-ета,

го-рсть, покрыва-ло, молоде-жь, автом-обиль, вы-стрел,

Еле-на, фами-лия, ме-бель, о-зеро, настрой-ка, каю-та, мета-лл.

Найдите ошибки.

Прочитайте предложения. Сравните их .Обоснуйте правило.

Появляются грибы, ягоды, орехи. Тучки набегают, но не проливаются дождем. Весной просыпаются лягушки, раки. Солнце ярко светит и греет. Земля покрылась травами , цветами. В лесу , на лугу, в поле пробудилась молодая жизнь. Травка зеленеет, солнышко блестит.

Прочитайте строки из поэмы А.Пушкина.

Руслан и Людмила. Найди общее в выделенных словах.

Померкла степь. Тропою темной

Задумчив ед..т наш Руслан

И вид…т : сквозь ночной туман

Вдали черне…т холм огромный,

И что-то страшное храпит.

Он ближе к холму, ближе -слыш..т:

Чудесный холм как будто дыш.. .

Прочитайте текст. Найдите общее в выделенных словах.

Кошка Ю-ю никогда не попрошайничает. Но когда приходит мальчик из мясной лавки, она бежит на кухню. Кухонную дверь она сама открывает с непостижимой ловкостью. Ю-ю подпрыгивает и виснет на ручке. Обхватывает ее передними лапами, а задними упирается в стену.

Иногда мальчуган долго взвешивает мясо. Тогда Ю-ю зацепляется когтями за стол и начинает раскачиваться.

Прочитайте текст. Выделите в глаголах личные окончания.

Заяц- русак имеет пеструю окраску. Она маскирует его среди травы. Зимой шерсть становится белой. Это делает зверька незаметным на снегу. У зайца много врагов/ лисица, рысь, сова и коршун. Спасает его умение быстро бегать и хорошо запутывать следы.

Найдите общие признаки в выделенных словах.

Прочитайте словосочетания.

Дубовая роща, большая поляна, лесная тропинка.

Определите род прилагательных.

Найдите общий признак в выделенных словах.

Прочитайте текст. Найди ошибки.

Сонце жарко пекло землю. Все отправились к рике. Вдруг налител свежый витерок. Девочки не заметили бальшую черную тучю. Она захадила с запада. Запахло цвитами и бирезовым лестом. Стало пограмыхивать. Хлынул проливной летний дожть.

Прочитайте текст. Найдите ошибки.

Дарога вьется вдоль шырок…поля . В ясн…лазури поет звонк…песню жаворонок. Под легким витерком валнуется спелая рош. От горячего сонца кружится галова, но на чистом воздухе дышытся лигко и свободно.

Запишите текст.

Зимн… погож…утром р…бята к…тались (на)лыжах (в)лесу сначала они (за)шли (в)березовую рощу оттуда они (от)правились (к)дальн…стар…бору (по)знакомому удобн.. Лыжне (в)соснов… бору ст..яла тиш…

Прочитайте словосочетания. Определите род имен прилагательных.

Белоствольная береза, быстрая лань, зимняя сказка,

узкая тропинка, лесная сторожка, вечерняя заря.

лежачий камень, певчая птица, добрый человек, охотничье ружье,

будущее время, настоящая работа, мягкая погода, задушевная беседа,

народная сказка, добрый молодец, дальняя дорога, высокая гора,

чудище лесное, морской зверь, пестрый платочек, веселая матрешка,

злой волшебник, красная щека, дальняя дорога.

© 2010-2022