- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок развитие речи Насекомые
Урок развитие речи Насекомые
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ягфарова Ю.Р. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План - конспект урока Развитие речи
Тема: «Насекомые»
Класс: 7 класс со сложной структурой дефекта
Тип урока: изучение нового материала по теме «Насекомые»
Цель урока: формирование умения составлять связное высказывание на основе анализа насекомого по картинно-символическому плану.
Задачи урока
1. Образовательные:
- расширить и уточнить представления обучающихся о предметах окружающего мира через изучение насекомого;
- закрепить знания детей о внешних признаках насекомых, об их строении;
- учить детей образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами;2. Коррекционно-развивающие:
- корригировать познавательные процессы на основе использования специальных упражнений на восприятие целостного образа по его части, составление целого из частей;
- активизировать и расширить словарный запас обучающихся;
- формировать навыки учебной деятельности
3. Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению;
- воспитывать любовь к природе и её обитателям.Оборудование: -мультимедийное оборудование; - картинный план; - разрезные картинки божьей коровки - предметные картинки с изображением времен года.
Ход урока: 1. Организационный момент. (1слайд) Учитель: Утром солнышко проснулось, (потирают глаза кулачками) Улыбнулось, (улыбаются друг другу) Потянулось, (потягиваются) Расправило свои лучики (руки согнуты в локтях, дети касаются друг друга локтями, передают пожелания). Учитель: Молодцы, садитесь, начнем наш урок - развитие речи. - Какое сейчас время года? - Какое время года было до зимы? - Какое время года будет после зимы? - Сколько всего времен года? Перечислите. - Назовите признаки лета (2 слайд), осени (3 слайд), зимы (4 слайд), весны (5 слайд). 2. Актуализация знаний. Насекомые. - Определите, кто изображен на картинке (6слайд). - Назовите одним словом: бабочка, жук, комар, кузнечик - это … насекомые (7 слайд). Тема нашего урока сегодня - Насекомые. - Посмотрите внимательно на насекомых. Скажите, что общего у насекомых. - Поиграем в игру «Большой - маленький». Я называю большой предмет - вы маленький. Например: мяч - мячик. Жук - жучок, (8 слайд) комар - комарик, (9 слайд) пчела - пчёлка, (10 слайд) муравей - муравьишка. (11 слайд) «Один - много» Я называю один предмет - вы много. Например: стул - стулья. паук - пауки, (12 слайд) бабочка - бабочки, (13 слайд) кузнечик - кузнечики, (14 слайд) гусеница - гусеницы. (15 слайд) Физминутка. Молодой мохнатый шмель! Разбудил тебя апрель. (Присесть, встать, руки в стороны, махи вверх-вниз) Ты летаешь и жужжишь, Над поляною кружишь, (Поворот кругом, махи руками) Сядешь на большой цветок, Будешь пить душистый сок. (присесть, изобразить) Учитель: Молодцы! Давайте сядем на места и продолжим работу. Соберите картинку из частей. - Какое насекомое получилось? - Как догадались? (16 слайд) - Сегодня на уроке узнаем, кто такая божья коровка, назовем её признаки, составим про неё предложения. Составление рассказа по плану. Божья коровка. (16-20 слайды)
- Кто это (выбор среди птицы, животного, насекомого).
- Размер (большой - маленький).
- Форма (округлая).
- Части тела (голова; брюшко; усики; лапки; крылья; надкрылья).
- Цвет (яркая окраска).
- Где живет.
- Польза для человека.
Картинно-символический план
Вариант высказывания
Божья коровка
Это насекомое; жучок.
Размер
Божья коровка - маленькая.
Форма
Она округлой формы.
Части тела
У божьей коровки есть голова, брюшко, 2 усика, 6 лапок (цепкие; приспособлены для жизни на растениях), 2 крыла, пара надкрыльев (плотные, жесткие).
Цвет
Голова и брюшко у божьей коровки черные, крылья прозрачные, надкрылья красные или оранжевые с черными точками. Яркая окраска.
Где живет
Живет это насекомое повсюду: в коре деревьев, на растениях, под камнями и брёвнами.
Польза для человека
Божья коровка приносит пользу человеку. Она уничтожает вредных насекомых.
Музыкальная пауза: Песня «Оса» Игра «Закончи предложения» Пчела собирает… пыльцу. (21 слайд) Муха села на… цветок. (22 слайд) Бабочка летает над … озером. (23 слайд) Жук спрятался под … листком. (24 слайд) Итог урока. - Про какое полезное насекомое узнали на уроке. - Назовите признаки божьей коровки. - Каких насекомых ещё знаете?
Литература:
- «Развитие речи» Е.Д. Худенко, «Просвещение», 2009 г.
- «Игры на развитие речи» Э.М. Курицына, А.А. Тараева, «РОСМЭН», 2008 г.
- «Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи» И.В. Прищепова, «Каро», 2008 г.
- «Речь и моторика» Т.А. Ткаченко, «ЭКСМО», 2007 г.
Самоанализ урока.
В данном классе обучается 5 учеников со сложной структурой дефекта. У детей наблюдается неустойчивость мыслительных операций, узость и недостаток внимания и восприятия, нарушения памяти, недоразвитие устной речи.
Тип урока: изучение нового материала по теме «Насекомые»
Цель урока: формирование умения составлять связное высказывание на основе анализа насекомого по картинно-символическому плану.
Задачи урока
1. Образовательные:
- расширить и уточнить представления обучающихся о предметах окружающего мира через изучение насекомого;
- закрепить знания детей о внешних признаках насекомых, об их строении;
- учить детей образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами;2. Коррекционно-развивающие:
- корригировать познавательные процессы на основе использования специальных упражнений на восприятие целостного образа по его части, составление целого из частей;
- активизировать и расширить словарный запас обучающихся;
- формировать навыки учебной деятельности
3. Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению;
- воспитывать любовь к природе и её обитателям. Урок составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Проводился дифференцированный подход к обучающимся на разных этапах урока: актуализация опорных знаний «Составь рассказ по плану», закрепление материала упражнение «Закончи предложение». Наглядный материал удачно использовался на всех этапах урока (презентация). Слайды не повторялись, выполнены ярко и красочно. Оформление слайдов подобрано в соответствии теме и заданиям.На уроке были созданы игры:
- игра «Большой - маленький»;
- игра «Один - много»;
- игра «Закончи предложение»;
- -упражнение «Собери картинку».
Для снятия нагрузки была использована физминутка и исполнение песни «Оса». На уроке ребята проявляли заинтересованность в различных видах деятельности. Цели и задачи урока достигнуты.