Рабочая программа по интегрированному курсу «Краеведение» начальное общее образование (2 – 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «РШИОООим. С.И.Ирикова»

РАССМОТРЕНО на заседании ШМО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

учителей начальных классов заместитель директора по УВР Директор МОУ «РШИООО им. С.И. Ирикова»

____________ Сергеева С.Н. ______________ Волков С.И. __ ___________________ Водолазкина Л.Г.

« 31 » августа 2015 г. « 31 » августа 2015 г

Протокол № 1



Рабочая программа
по интегрированному курсу
«Краеведение»
начальное общее образование (2 - 3 класс)





Составил: учитель начальных классов:

Сергеева Саглара Николаевна







Ратта 2014-2015 уч. год


2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


2.1. Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по интегрированному курсу «Краеведение» для 2-3 классов разработана на основе программы интегрированного краеведческого курса в содержании начального общего образования. Программы Федорова Л.В. Литературное краеведение // Программа учебного курса для начальной школы. / Под ред. Деревянченко А.А. - Салехард: ЯНО ИУУ, 2004.

Литературно-краеведческий альманах. 2кл. / М.Б.Швец, Г.И. Леднева, С.Ю. Моргатая. - Ноябрьск: ЦБС, 2005

Ямальский калейдоскоп: Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс / Автор - составитель Л.В.Фѐдорова. 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН,2007. 152с., 16 с. цв.ил.

2. 2. Общая характеристика учебного предмета.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.


В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

Краеведческий подход в образовании младших школьников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс.

2.3. Цели и задачи обучения.

Цель курса: способствовать развитию познавательной и творческой активности младших школьников, формирование у них осознанного ответственного отношения к истории, традициям родного края, понимания целостности природы и взаимосвязи всех её компонентов.
Задачи курса:

  • расширение представлений младших школьников о природе края, её особенностях

  • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

  • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению исторического прошлого края, культурного наследия коренных народов Кольской земли.

  • воспитание навыков экологической культуры, доброты, ответственного отношения к северному краю, родному городу

2.4. Место предмета в учебном плане

Рабочая программа во 2-3 классах рассчитана на 68 часов по 34 часа в год в каждом классе, (по 1 часу в неделю).

2.5. Общеучебные умения и способы деятельности

В процессе освоения содержания интегрированного краеведческого курса учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

В целом курс позволяет углубить, расширить и систематизировать знания учащихся, вооружить их практическими умениями - навыками. Вовлечение учащихся в конкретную деятельность одна из самых основных задач курса, поэтому в планирование вовлечено много практических занятий, выполнение творческих заданий.


3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название предмета

2 класс

3 класс

4 класс

Окружающий мир

12 ч

12 ч

12 ч

Русский язык

4 ч

4 ч

Литературное чтение

5 ч

9 ч

10 ч

Изобразительное искусство

4 ч

4 ч

Технология

8 ч

4 ч

4 ч

Всего:

34 ч

34 ч

34 ч





4.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Окружающий мир
Родное село: географическое положение, природные зоны, формы поверхности. Экскурсии в природу.

Практические работы: работа с планом своего села, картой края с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты. Сезонные изменения в природе, особенности климата, растительный и животный мир области, полезные ископаемые. Природа родного края в жизни человека. Вода - источник жизни. Разнообразие северных растений. Охрана растений. Красная книга. Разнообразие животных ЯНАО. Охрана животных Севера. Невидимая сеть и невидимая пирамида. Экологическая пирамида края. Умей предупреждать болезни. Экология края. Полезные ископаемые ЯНАО. На севере Европы.

На самом Севере России. Природные зоны. Тундра. Лесотундра. Характеристика, особенности, животный и растительный мир. Полезные ископаемые ЯНАО. Животный и растительный мир ЯНАО. История края (до XX века). Традиции людей в разные времена. Основные события в истории родного края: Великая Отечественная война Официальная символика Красноселькупского района. Коренные жители края, особенности их хозяйства, культуры и быта. Салехард - столица ЯНАО. Памятники истории и культуры. Охрана природы родного края. Правила поведения в природе.

Русский язык
Составление связного текста из деформированных предложений. Сочинение - описание «Птицы нашего края». Составление сказки по северным мотивам (по серии картинок). Изложение - повествование на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

Литературное чтение
Осень в произведениях поэтов и писателей Северного края (Л.Лапцуй, Р.Ругин, И.Истомин). Селькупские сказки. Северный фольклор. Стихи ямальских поэтов. Край, в котором мы живем. Приметы весны. Весна. Праздник Победы. Стихи Н.Тимофеевой, Л.Лапцуя, Б.Дубровина о городах Ямала. Устное народное творчество. Сказки северного края. Ненецкие сказки. Мансийские сказки.

Технология
Работа с пластилином. Животные Крайнего Севера. Работа с бумагой. Оригами, гофрирование. Пингвин. Работа с разными материалами. Панно «Полярная ночь» (яичная скорлупа, акварель). Работа с тканью, ниткой. Изонить. Моделирование деталей одежды северных народов. Декоративно-прикладное искусство селькупов. Способы украшения одежды вышивкой.

Изобразительное искусство

Тематическое рисование. «Мой любимый сказочный герой» (по мотивам саамских сказок.). Рисование по памяти. Наброски птиц Крайнего Севера. Работа над композицией по собственным наблюдениям «Здравствуй, солнце!», «Северное сияние». Импровизация по мотивам национальной одежды в декоративно-сюжетной композиции «Красавица Севера». Орнаменты женского костюма. Творчество художников Севера.


  • 5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    - знать:

    • достопримечательности родного края;

    • название рек и крупных внутренних водоёмов родного края;

    • заповедники ЯНАО;

    • особенности растительного мира родного края, названия ягод (их лечебное свойство);

    • грибов, цветов, деревьев;

    • представителей животного мира, наиболее характерных для морей, внутренних водоёмов, тундры, леса;

    • особенности культуры, древней культуры селькупов;

    • основные праздники родного края

    • основные признаки времён года

    • правила поведения в природе

    уметь:

    • рассказывать в нескольких предложениях о своём крае;

    • называть представителей животного мира, характерных для морей, внутренних водоёмов, тундры, леса, более подробно рассказывать о некоторых из них;

    • проводить самостоятельные наблюдения в природе;

    • рассказывать о некоторых изменениях в неживо

    природе, о связи со сменой времён года.

6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. М.Б.Швец, Г.И. Леднева, С.Ю. Моргатая. Из сердца в сердце, 2005 «Литературно-краеведческий альманах». 2- 4кл.- Ноябрьск: ЦБС.Учебник.

2. Л.В.Фѐдорова. Ямальский калейдоскоп,2007 Учебное пособие по литературному краеведению. 2- 4 класс / Автор - составитель 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН. 152с., 16 с. цв.ил. Учебное пособие.


7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базанов А. Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. Л., 1939.

2. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н., Владимиров А., Порудоминский В. Книга природы. М., 1990.

3. Коробов Э. С. Малых народов не бывает. М., 1991.

4. Осипова В. А (редактор). Коренное население Пуровского района. Тюмень, 1993.

5. Омельчук А. На краешке земли. Свердловск, 1990 .

6. Лапцуй Л. На оленьих тропах. Свердловск, 1982.

7. Лапцуй Л. Песни мои-детям. Спб., 2001.

8. Лапцуй Л. Песнь моя - моей земле. Тюмень, 2000.

9. Федорова Л. В. Северные родники. Тюмень, 2001.

8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

Тема урока

Предмет

Тип урока

Форма урока

Вид контроля

дата

1

Природа родного края в жизни человека

Окружающий мир

Комбинированный

Путешествие,
беседа

Творческая работа

2

Составление связного текста из деформированных предложений на тему «Осень на Севере»

Русский язык

Развитие речи

Урок-практикум

Самостоятельная работа

3

Осень в произведениях поэтов и писателей Северного края ( Л.Лапцуй, Б.Дубровина)

Литературное чтение

Изучение нового материала

Урок - беседа

Фронтальный

4

Работа с пластилином. Животные крайнего Севера

Технология

Изучение нового материала

Урок - практикум

Практическая работа

5

Вода - источник жизни

Окружающий мир

Комбинированный

беседа

Творческая работа

6

Селькупская сказка. «Глаза и уши».

Литературное чтение

Изучение нового материала

Поэтическая гостиная

Чтение выразительное

7

Тематическое рисование. «Мой любимый сказочный герой» (по мотивам сказок Севера)

Изо

Комбинированный

беседа

Выставка работ

8

Разнообразие северных растений

Окружающий мир

Комбинированный

беседа

Творческая работа

9

Охрана растений. Красная книга

Окружающий мир

Комбинированный

беседа

Творческая работа

27.10

II четверть

10

Сочинение - описание «Птицы нашего края»

Русский язык

Развитие речи

Урок - практикум

Самостоят. работа

11

Разнообразие животных ЯНАО

Окружающий мир

Комбинированный

беседа

Творческая работа

12

Работа с бумагой. Оригами, гофрирование. Пингвин.

Технология

Комбинированный

беседа, практикум

Творческая работа

13

Рисование по памяти. Наброски птиц Крайнего Севера

Изо

Комбинированный

беседа

Выставка работ

14

Невидимая сеть и невидимая пирамида. Экологическая пирамида края.

Окружающий мир

Комбинированный

беседа

Индивидуальный

15

Составление сказки по северным мотивам (по серии картинок)

Русский язык

Развитие речи

Урок - сочинение

Самостоят. работа

16

Хантыйские народные сказки «Сорока», «Заяц и медведь» и др.

Литературное чтение

Изучение нового материала

Урок - беседа

Чтение наизусть

17

Охрана животных Севера.

П. Кожевников. Стихи о животных и птицах Севера.

Окружающий мир

Изучение нового материала

Беседа

Фронтальный

18

Умей предупреждать болезни

Окружающий мир

Изучение нового материала

Урок - исследование

Практическая работа

19

Работа над композицией по собственным наблюдениям «Здравствуй, солнце!»

Изо

Комбинированный

беседа

Выставка работ

20

Экология края

Окружающий мир

Изучение нового материала

Урок - беседа

Индивидуальный

21

Северный фольклор

Литературное чтение

Изучение нового материала

Урок - инсценировка

Фронтальный

22

Охрана природы (заповедники ЯНАО)

Лесные были. В.Рябцев «Зеленый дятел», «Кузнец», «Желна».

Окружающий мир

Комбинированный

беседа

Творческая работа

23

Полезные ископаемые ЯНАО

Л. Лапцуй «Будь милостив к природе»,

У. Шульгина «И теперь я наказ хочу людям

дать».

Окружающий мир

Комбинированный

Экскурсия, беседа

Фронтальный

24

Слово северным поэтам.

П. Салтыков «Север», «Лебеди».

Литературное чтение

Изучение нового материала

Урок - путешествие

Творческая работа

25

Работа с разными материалами. Панно «Полярная ночь» (яичная скорлупа, акварель)

Технология

Изучение нового материала

Урок - практикум

Практическая работа

26

Сочинение по серии сюжетных картинок «Зимние забавы детей»

Русский язык


Развитие речи

Урок - сочинение

Самостоят. работа

27

А. Тарасова. Четверостишья о животных и птицах.

Литературное чтение

Изучение нового материала

Урок - путешествие

Творческая работа

28

Авторские сказки писателей Севера. Л. Ефремова, Р. Ругина, Е. Сусой.

Литературное чтение

Изучение нового материала

Урок - викторина

Чтение наизусть

29

Край, в котором мы живем. Приметы весны

Литературное чтение

Развитие речи

Урок - сочинение

Самостоят. работа

30

На севере Европы

Окружающий мир

Комбинированный

беседа

Творческая работа

31

Весна. Праздник Победы

Литературное чтение

Изучение нового материала

Поэтическая гостиная

Чтение наизусть

32

Изложение - повествование на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану

Русский язык

Развитие речи

Урок - изложение

Самостоят. работа

33

Работа с тканью, ниткой. Моделирование деталей одежды северных народов.

Технология

Комбинированный

беседа

Выставка работ

34

Импровизация по мотивам национальной одежды в декоративно-сюжетной композиции «Красавица Севера»

Изо

Комбинированный

беседа

Выставка работ





9. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

Тема урока

Предмет

Тип урока

Форма урока

Вид контроля

дата

1

Природа родного края в жизни человека. Экскурсия.

Окружающий мир

Комбинированный

Путешествие,
беседа

Творческая работа

2

Составление связного текста из деформированных предложений.

Русский язык

Развитие речи

Урок-практикум

Самостоятельная работа

3

«Ича-муравей» (селькупская сказка).

Литературное чтение

Изучение нового материала

Урок - беседа

Фронтальный, подробный пересказ

4

Работа с пластилином. Животные крайнего Севера

Технология

Изучение нового материала

Урок - практикум

Практическая работа

5

Вода - источник жизни

Окружающий мир

Комбинированный

беседа

Творческая работа

6

Сказка про богатыря Вилу- Отыра (мансийская сказка).

Литературное чтение

Изучение нового материала

Поэтическая гостиная

Чтение выразительное

7

Тематическое рисование. «Мой любимый сказочный герой» (по мотивам сказок Севера)

Изо

Комбинированный

беседа

Выставка работ

8

Разнообразие северных растений

Окружающий мир

Комбинированный

беседа

Творческая работа

9

Охрана растений. Красная книга

Окружающий мир

Комбинированный

беседа

Творческая работа

II четверть

10

Сочинение - описание «Птицы нашего края»

Русский язык

Развитие речи

Урок - практикум

Самостоят. работа

11

Разнообразие животных ЯНАО

Окружающий мир

Комбинированный

беседа

Творческая работа

12

Работа с бумагой. Оригами, гофрирование. Пингвин.

Технология

Комбинированный

беседа, практикум

Творческая работа

13

Рисование по памяти. Наброски птиц Крайнего Севера

Изо

Комбинированный

беседа

Выставка работ

14

Невидимая сеть и невидимая пирамида. Экологическая пирамида края.

Окружающий мир

Комбинированный

беседа

Индивидуальный

15

Составление сказки по северным мотивам (по серии картинок)

Русский язык

Развитие речи

Урок - сочинение

Самостоят. работа

16

Хантыйские народные сказки «Сорока», «Заяц и медведь» и др.

Литературное чтение

Изучение нового материала

Урок - беседа

Чтение наизусть

17

Охрана животных Севера.

Л. Лебедев «Почему у глухаря брови красные».

Окружающий мир

Изучение нового материала

Беседа

Фронтальный

18

Умей предупреждать болезни

Окружающий мир

Изучение нового материала

Урок - исследование

Практическая работа

19

Работа над композицией по собственным наблюдениям « Северное сияние»

Изо

Комбинированный

беседа

Выставка работ

20

Экология края

Окружающий мир

Изучение нового материала

Урок - беседа

Индивидуальный

21

Северный фольклор. А.Тараканов

«Сказка о ерше Прыгунке и засоке карасе»

Литературное чтение

Изучение нового материала

Урок - инсценировка

Фронтальный

22

Охрана природы (заповедники ЯНАО)

Окружающий мир

Комбинированный

беседа

Творческая работа

23

Полезные ископаемые ЯНАО

Окружающий мир

Комбинированный

Экскурсия, беседа

Фронтальный

24

«Золотой город» (хантыйская сказка).

Литературное чтение

Изучение нового материала

Урок - путешествие

Творческая работа

25

Работа с разными материалами. Панно «Птицы Севера» (яичная скорлупа, акварель)

Технология

Изучение нового материала

Урок - практикум

Практическая работа

26

Сочинение по серии сюжетных картинок «Зимние забавы детей»

Русский язык


Развитие речи

Урок - сочинение

Самостоят. работа



4 четверть

27

Лапцуй. «Как собака стала другом человека».

Литературное чтение

Изучение нового материала

Урок - путешествие

Творческая работа

28

Р.Ругин. «Гордость родной земли». «Руки мамы».

Литературное чтение

Изучение нового материала

Урок - викторина

Чтение наизусть

29

Л.Лапцуй. «Мудрые черты». «По заветам деда»

Литературное чтение

Развитие речи

Урок - сочинение

Самостоят. работа

30

На севере Европы

Окружающий мир

Комбинированный

беседа

Творческая работа

31

Весна. Праздник Победы

Литературное чтение

Изучение нового материала

Поэтическая гостиная

Чтение наизусть

32

Изложение - повествование на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану

Русский язык

Развитие речи

Урок - изложение

Самостоят. работа

33

Работа с картоном, ниткой. Изонить. Вышивка одежды северных народов.

Технология

Комбинированный

беседа

Выставка работ

34

Импровизация по мотивам национальной одежды в декоративно-сюжетной композиции «Красавица Севера»

Изо

Комбинированный

беседа

Выставка работ

28


© 2010-2022