- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира для 3 класса Разнообразие веществ
Урок окружающего мира для 3 класса Разнообразие веществ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Маркова Л.В. |
Дата | 20.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок окружающего мира для 3 класса «Разнообразие веществ»
Учитель начальных классов Маркова Людмила Владимировна
Тема: Разнообразие веществ
Цель: познакомить с веществами и их свойствами. Планируемые результаты: Предметные: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, Личностные: способность к сотрудничеству со сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению; Метапредметные. Регулятивные: - планировать свои действия в течение урока; - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам/неуспехам. Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; -строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; -анализировать, доказывать предложения, делать выводы. Коммуникативные: - формулировать ответы на вопросы; - слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, персональные нетбуки, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, интерактивные дидактические материалы, карточки с заданиями; портрет М.В. Ломоносова; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко, хлеб, груша) для практической работы; соль, сахар и крахмал.
Ход урока
-
Организационный момент
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Будем мы сейчас трудиться,
Отвечать и не лениться.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
- Индивидуальные задания
- Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим - жидкие, зеленым - газообразные.
-
- Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.
- Выполнение теста
- Фронтальный опрос
- Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.
- Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)
III. Самоопределение к деятельности - Отгадайте загадки.
Думал, что мел, потому что бел,
А в руки взял - он водой побежал. (Снег.)
Не лес, а шумит.
Не конь, а бежит. (Вода.)
- Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.) - Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать. Наука, которая изучает вещества, называется химией. (Просмотр электронного приложения к учебнику)
IV.Работа по теме урока 1. Беседа Разнообразие веществ Первое вещество, которое мы рассмотрим, - поваренная соль
- Что вы знаете о соли?
Поваренная соль - это одна из минеральных солей, встречаюшихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.
Самое важное для человека свойство поваренной соли - то, что она солёная на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.
В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много её содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов. (Подготовленный ученик делает сообщение о поваренной соли. Приложение.)
Следующее вещество - сахар.
- Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство. (Сладкий вкус.) Без сахара у нас и дня не проходит - и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать. - Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42. (Самостоятельное чтение)
- Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.) - Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.) Крахмал Крахмал - это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах
растительного происхождения. Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал и том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.
- Практическая работа
- С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.
- Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради. (Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 18.) - Расскажите о полученных результатах.
- Работа по учебнику
- Как называется большая группа веществ, встречающих на кухне? (Кислоты.) - В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне - лимонная, в яблоке - яблочная, в листьях щавеля - щавелевая, в прокисшем молоке - молочная.) - Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.) - Какие кислоты вы знаете? - Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет) - Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)
- Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.) V. Физкультминутка (Проводит дежурный ученик)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 16).
- Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли.
- Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.)
- Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.) - Где содержится поваренная соль? (В морской, озерной воде в почве, в телах живых организмов.) - Запишите эти сведения в таблицу. - Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте. (После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№2 (с. 16).
- Прочитайте задание. Что в этом списке лишнее? Докажите. (Глюкоза - разновидность сахара.)
VII. Рефлексия 1.Работа в группах - Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание вещества в виде загадки и загадайте ее классу. - Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его.
2.Игра «Определи на ощупь» - Попробуйте на ощупь определить сахар, соль, крахмал. (Проводиться игра) -Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.) - Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.
VIII. Подведение итогов урока
-С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?
- Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.
- Что новое вы узнали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке. (Показывают разноцветные круги.)
IX. Домашнее задание Учебник: прочитать текст на с. 41-45, ответить на вопросы «Проверь себя» на с. 45. В рабочей тетради № 3 с.17.
Приложение
Соль Поваренную соль, или, как сказали бы химики, хлористый натрий, назвать обычным веществом нельзя. Свойства у нее удивительные и судьба очень интересная. В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге - Виа Солариа, что означает «соляной путь». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль - драгоценное сокровище - не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась буквально на вес золота. Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает организму, человек может погибнуть. Нехватка соли вызывала и народные волнения - в истории известны «соляные бунты». Солью расплачивались вместо монет, из-за соли страны воевали друг с другом. Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы ее на Земле поистине неисчерпаемы. Гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы есть и в недрах Земли, и на ее поверхности. Например, гора Ходжа-Мумин в Таджикистане, сплошь
состоящая из каменной соли, поднимается на 900 м над уровнем моря. В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов, в минеральных озерах, соленых ручьях. Вся эта соль в твердом состоянии заняла бы около 70 млн кубических километров. Таким количеством можно покрыть всю Землю слоем, толщина которого превышала бы 30-этажный дом! Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах - примерно так же, как и каменный уголь. Кроме того, в соляных шахтах устраивают подземные санатории для больных астмой: соляной воздух в них целебен.