Тема урока «Милосердие и сострадание»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Модуль: «Основы православной культуры»

Тема урока «Милосердие и сострадание»

Цель урока:

1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.

2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами, лепестки «Цветика - Семицветика».

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Ход урока: 1.Сегодняшний урок мне хочется начать с хорошо знакомой вам сказки, которая учит добру. Послушайте.

Учитель: «Лети, лети, лепесток,/ Через запад на восток,/ Через север, через юг,/ Возвращайся, сделав круг./ Лишь коснешься ты земли / Быть по-моему вели!»

Узнали, откуда эти строчки?

А кто главная героиня сказки?

слайд - В. Катаев «Цветик семицветик» А как интересно было фантазировать на тему: что бы ты сделал с лепестками волшебного цветка, если бы вам повезло так же, как и девочке Жене, приобрести такой чудо-цветок? Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика? Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс, баранки, вазочка для цветов? А что ей принесло радость по-настоящему? (Самая большая радость для человека - это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика). слайд с иллюстрацией из м/ф «Цветик-семицветик Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию из одноименного м/ф. Почему таким грустным изображен мальчик? (Он подумал, что девочка Женя посмеялась над ним, предложив поиграть в догонялки.) К сожалению, это бывает очень часто, когда дети, не подумав, колючими словами обижают людей с физическим недугом. Прежде чем сказать что-либо, подумай: а в свой адрес тебе было бы приятно услышать обидные слова? Кстати, православные люди, живущие по заповедям, очень часто вспоминают слова Иисуса Христа: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». А почему такою грустной изображена девочка? (Она сочувствует, сострадает этому мальчику, ведь он из-за травмы ноги лишен в жизни многого.)


2. Слайд, на котором написаны слова:

  • СО-ЧУВСТВИЕ
  • СО-СТРАДАНИЕ
  • СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ)
Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.) Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов - милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

3. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.

- Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям. - Давайте подумаем, вспомним, обратившись к своему жизненному опыту, когда человек может проявить сострадание и милосердие? -Что это за жизненные ситуации?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

- И так я приглашаю вас к разговору о милосердии, сострадании, долге, ответственности.

Давайте разберём по составу слова: сострадание и милосердие.

- Как вы понимаете значение слов: «милосердие» (милое сердцу, хорошее, доброе),

«сострадание» (со - страдать, сочувствовать, переживать), «долг» (обязанность, необходимость)?

4. Работа с пословицами, высказываниями и афоризмами.

- Ребята, давайте прочитаем высказывания мудрых людей.

Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)

Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)

Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире (Зигфрид Ленц)

- Как вы их понимаете? (Выслушиваются высказывания детей)

- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? (В.Катаев «Цветик - Семицветик», Владимир Железников «Чучело» , В.Бианки «Рассказы о животных» и т.д.)

Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это "сердце-болие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность».

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.


5.Учитель: Продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие. Тема урока «Милосердие и сострадание»

Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают? А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром. (С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем.)


6. Физминутка.

Мы дружно трудились.

Немножко устали,

Быстро все сразу,

За партами встали.

Руки поднимаем,

И очень легко

Всей грудью вдохнём глубоко.

7.Групповая работа.

- Так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы детей)

- Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек. (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?

8. Практические упражнения.

Игра «Цветик - Семицветик».

Перед вами на партах лепестки от «Цветика - Семицветика» (Лепестки нарисованы на бумаге и лежат на партах)

Подумайте, что вы за сегодняшний день сделали доброе. Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к сердцевине нашего цветка.

(Дети работают и прикрепляют лепестки к сердцевине, изображенной на рисунке на доске).

Богатый урожай получился.

- Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что - то доброе?

9.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Сегодня мы разбирали такие понятия как: милосердие, сострадание, милость, милостыня.
- Какие мысли и чувства вы испытали во время урока?
- Какая основная мысль объединяет понятия: милосердие, сострадание,

В заключение урока я хочу рассказать вам одну интересную историю.
У монастырской пристани стояло парусное судно на якоре. Вдруг поднялась сильная буря. Каждую минуту была опасность. Что разорвётся канат якоря и судно с экипажем будет выброшено на каменные скалы.
Из окон монастыря несколько монахов наблюдали за судном. Матросы пытались перебраться через борт в лодку, чтобы спастись. Судно бросало вверх и вниз. Лодку - ещё больше. Перелезть через борт и попасть в лодку было не только трудно, но и смертельно опасно.
Глядя на эту картину, один из стоявших молодых монахов не удержался и сказал:
- О, как болит за них моё сердце!
Стоявший там же старец положил ему на плечо руку и произнёс:
- Если болит твоё сердце за них, то они спасены.
Действительно, им всем удалось спуститься в лодку и достигнуть пристани.
Спасённые побежали в церковь служить благодарственный молебен.
Все беды, катастрофы, землетрясения наводнения и эпидемии для пробуждения наших сердец.

- Ребята, прислушайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних людей. Ведь ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.

10. Домашнее задание

1.Подобрать пословицы, стихи о добре и милосердии.

2. Нарисовать рисунки на тему: «Милосердие и сострадание».


© 2010-2022