- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема урока «Милосердие и сострадание»
Тема урока «Милосердие и сострадание»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шалпук Е.Б. |
Дата | 02.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока «Милосердие и сострадание»
Цель урока:
1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.
2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами, лепестки «Цветика - Семицветика».
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Ход урока: 1.Сегодняшний урок мне хочется начать с хорошо знакомой вам сказки, которая учит добру. Послушайте.
Учитель: «Лети, лети, лепесток,/ Через запад на восток,/ Через север, через юг,/ Возвращайся, сделав круг./ Лишь коснешься ты земли / Быть по-моему вели!»
Узнали, откуда эти строчки?
А кто главная героиня сказки?
слайд - В. Катаев «Цветик семицветик» А как интересно было фантазировать на тему: что бы ты сделал с лепестками волшебного цветка, если бы вам повезло так же, как и девочке Жене, приобрести такой чудо-цветок? Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика? Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс, баранки, вазочка для цветов? А что ей принесло радость по-настоящему? (Самая большая радость для человека - это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика). слайд с иллюстрацией из м/ф «Цветик-семицветик Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию из одноименного м/ф. Почему таким грустным изображен мальчик? (Он подумал, что девочка Женя посмеялась над ним, предложив поиграть в догонялки.) К сожалению, это бывает очень часто, когда дети, не подумав, колючими словами обижают людей с физическим недугом. Прежде чем сказать что-либо, подумай: а в свой адрес тебе было бы приятно услышать обидные слова? Кстати, православные люди, живущие по заповедям, очень часто вспоминают слова Иисуса Христа: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». А почему такою грустной изображена девочка? (Она сочувствует, сострадает этому мальчику, ведь он из-за травмы ноги лишен в жизни многого.)
2. Слайд, на котором написаны слова:
- СО-ЧУВСТВИЕ
- СО-СТРАДАНИЕ
- СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ)
3. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.
- Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям. - Давайте подумаем, вспомним, обратившись к своему жизненному опыту, когда человек может проявить сострадание и милосердие? -Что это за жизненные ситуации?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).
- И так я приглашаю вас к разговору о милосердии, сострадании, долге, ответственности.
Давайте разберём по составу слова: сострадание и милосердие.
- Как вы понимаете значение слов: «милосердие» (милое сердцу, хорошее, доброе),
«сострадание» (со - страдать, сочувствовать, переживать), «долг» (обязанность, необходимость)?
4. Работа с пословицами, высказываниями и афоризмами.
- Ребята, давайте прочитаем высказывания мудрых людей.
Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)
Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций)
Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире (Зигфрид Ленц)
- Как вы их понимаете? (Выслушиваются высказывания детей)
- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? (В.Катаев «Цветик - Семицветик», Владимир Железников «Чучело» , В.Бианки «Рассказы о животных» и т.д.)
Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это "сердце-болие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность».
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.
5.Учитель: Продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие.
Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают? А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром. (С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем.)
6. Физминутка.
Мы дружно трудились.
Немножко устали,
Быстро все сразу,
За партами встали.
Руки поднимаем,
И очень легко
Всей грудью вдохнём глубоко.
7.Групповая работа.
- Так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы детей)
- Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек. (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?
8. Практические упражнения.
Игра «Цветик - Семицветик».
Перед вами на партах лепестки от «Цветика - Семицветика» (Лепестки нарисованы на бумаге и лежат на партах)
Подумайте, что вы за сегодняшний день сделали доброе. Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к сердцевине нашего цветка.
(Дети работают и прикрепляют лепестки к сердцевине, изображенной на рисунке на доске).
Богатый урожай получился.
- Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что - то доброе?
9.Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Сегодня мы разбирали такие понятия как: милосердие, сострадание, милость, милостыня.
- Какие мысли и чувства вы испытали во время урока?
- Какая основная мысль объединяет понятия: милосердие, сострадание,
В заключение урока я хочу рассказать вам одну интересную историю.
У монастырской пристани стояло парусное судно на якоре. Вдруг поднялась сильная буря. Каждую минуту была опасность. Что разорвётся канат якоря и судно с экипажем будет выброшено на каменные скалы.
Из окон монастыря несколько монахов наблюдали за судном. Матросы пытались перебраться через борт в лодку, чтобы спастись. Судно бросало вверх и вниз. Лодку - ещё больше. Перелезть через борт и попасть в лодку было не только трудно, но и смертельно опасно.
Глядя на эту картину, один из стоявших молодых монахов не удержался и сказал:
- О, как болит за них моё сердце!
Стоявший там же старец положил ему на плечо руку и произнёс:
- Если болит твоё сердце за них, то они спасены.
Действительно, им всем удалось спуститься в лодку и достигнуть пристани.
Спасённые побежали в церковь служить благодарственный молебен.
Все беды, катастрофы, землетрясения наводнения и эпидемии для пробуждения наших сердец.
- Ребята, прислушайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких и ближних людей. Ведь ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.
10. Домашнее задание
1.Подобрать пословицы, стихи о добре и милосердии.
2. Нарисовать рисунки на тему: «Милосердие и сострадание».