Системно-деятельностный подход в обучении

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Деятельностный подход в обучении (УМК "Гармония").

"Великая цель образования - это не знания, а действия".

(Герберт Спенсер) В соответствии с общими положениями ФГОС НОО в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Этот подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей. Новый стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Системно-деятельностный подход предполагает: - разнообразие организационных форм деятельности и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося; - гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создаёт основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися знаний, умений, видов, способов деятельности. Согласно деятельностной теории механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью. В концепции учебной деятельности заложено понимание ученика как субъекта познания. Функцией учителя является организация учебной деятельности школьника, в рамках которой активность детей носит поисково-исследовательский характер. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и учащихся, т. е их реального сотрудничества. Новые знания не даются детям в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Структура уроков введения нового знания, в соответствии с деятельностным подходом, обычно имеет следующий вид: I. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность("хочу") и выделения содержательной области ("могу").
II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

  • Возникновение проблемной ситуации
  • Постановка учебной проблемы (методы: побуждающий или подводящий диалоги;
мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.) III. Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения) Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?») IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели, учебник и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. V. Первичное закрепление Предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней среде (фронтально, в парах или группах). VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) - Предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. VII. Включение в систему знаний и повторение
  • Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.
  • Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Цель: оценивание обучающимися своей учебной деятельности, фиксация неразрешённых затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности.
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте, в том числе и в УМК "Гармония". Важной особенностью УМК "Гармония" является то, что он позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности, в частности это проявляется в подаче учебного материала и системе заданий по русскому языку и математике. Особенность организации образовательного процесса в 1 классе заключается в том, что содержание учебного материала в адаптационный период (первая четверть) осваивается в основном в рамках внеурочных форм организации образовательного процесса: целевых прогулок, игр на свежем воздухе, экскурсий и т.д. Особенностью контроля обучающихся 1 класса является безотметочное обучение, а контроль за уровнем развития и продвижения в освоении предмета учащимися предполагается в ходе текущих занятий.
Начальный курс математики (автор Н. Б. Истомина): (Слайд 5) В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики 1-4 классов, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач. Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности(познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными навыками, которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться». Особенностью курса является логика построения его содержания.(Слайд 6) Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а впоследствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. (Слайд 7) Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т. д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или само-стоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать. (Слайд 8) Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один - верным, другой - неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр. (Слайд 9) На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения.
(Слайд 10) Букварь «Мой первый учебник» (авторы: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.) и прописи «Хочу хорошо писать» (Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М.) являются составной частью комплекта учебников образовательной системы «Гармония». Именно с них начинается введение младших школьников в образовательную область «Филология». (Слайд 11) Букварь ориентирован, прежде всего, на первоклассников, начинающих учиться читать. Однако при этом он обеспечивает возможность для дифференцированной работы и, соответственно, для успешного обучения чтению всех учащихся, независимо от уровня их дошкольной читательской подготовки. (Слайд 12) Постепенно осваивая систему условных обозначений, ребёнок начинает приобретать первый опыт самостоятельной работы с учебной книгой Вся методическая система букваря направлена, наряду с формированием предметных умений, на создание условий для личностного развития школьников и становления у них комплекса метапредметных учебных действий, предусмотренных ФГОС: регулятивных: _ по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу; (Слайд 13) - выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия; познавательных: - воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого; - осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями; (Слайд 14) - понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную; (Слайд 15) коммуникативных: _ осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение - как способ общения с автором книги; (Слайд 16) _ участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого; (Слайд 17-18) _ понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач; _ вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению. (Слайд 19) Как и букварь, прописи ориентированы на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания учащихся. Обеспечивается это тем, что одновременно с предметными умениями (каллиграфическими, фонетико-графическими, орфографическими и речевыми) у первоклассников закладываются основы различных метапредметных учебных действий - регулятивных, познавательных, коммуникативных. Так, школьники учатся понимать учебную задачу и участвовать в её решении, действовать по намеченному плану, контролировать свои действия и оценивать их результаты, анализировать, сравнивать, понимать информацию, представленную в модельном виде, выражать её в словесной форме, общаться, соблюдая правила речевого поведения и др. Прописи не случайно имеют название «Хочу хорошо писать». Каждый компонент учебной работы, даже переход от одного этапа урока к другому, мотивируется. Ученик с первых шагов приучается задумываться над тем, зачем ему нужно научиться писать тот или иной элемент или букву - с его обсуждения начинается мотивация обучения красивому и правильному письму. (Слайд 20) Например: Выполнив полный или частичный звуковой анализ слова, предъявленного с помощью картинки на странице прописи (в левом верхнем углу), первоклассники сталкиваются с проблемой обозначения выделенного звука буквой, которую они писать ещё не умеют. Возникает необходимость научиться писать, чтобы сделать подпись под картинкой. Для мотивации изучения прописной буквы дети под руководством учителя придумывают предложения по картинке, выясняют первый звук в слове и обсуждают букву, нужную для его обозначения. Необходимость записать имя, кличку или обозначить начало предложения рождает потребность познакомиться с начертанием большой буквы. Так последовательность материалов на страницах прописей подсказывает не только логику работы, но и способы мотивации каждого нового её компонента.
(Слайд 21) Курс "Окружающий мир" (авторы О. Т. Поглазова, М. В. Миронова) создаёт содержательную базу для формирования универсальных учебных действий. (Слайд 22-24) В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. (Слайд 25-26) Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. В процессе изучения курса учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, модели форм суши, муляжи и др.), создают собственные простые модели. (Слайд 27) Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития. Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Таким образом, в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса, используя приёмы проблемного обучения, проектные методики и групповые формы работы. Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
© 2010-2022