- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения и математики
Конспект урока литературного чтения и математики
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Садовничая И.Ю. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тип урока - интегрированный математики и литературы
Тема: «ПереСчитывая Пушкина»
4 «В» класс
Учитель: Садовничая И.Ю.
Задачи урока:
образовательные:
-
совершенствовать навыки чтения и умения ориентироваться в прочитанной литературе;
-
закрепить навыки умножения и деления многозначных чисел, а также чисел, оканчивающихся нулями; формировать умение решать задачи на движение; закреплять знание единиц измерения длины и времени;
развивающие:
-
способствовать развитию интереса к творчеству А.С. Пушкина; формировать нестандартное логическое и вариативное мышление;
воспитательные:
-
воспитывать бережное отношение к литературному наследию прошлого; формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность коллектива.
Оборудование: текст и презентация «Сказки о царе Салтане», рисунки учащихся, выставка поделок, портрет А.С.Пушкина; опера. Н.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане».
Ход урока.
I. Организационный момент
- Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане….», который я решила назвать «ПереСчитывая Пушкина»
- Как вы думаете, почему я так назвала?
- Сегодняшний урок я решила провести в необычной форме. Это будет игра- путешествие по прочитанной нами сказке, где мы проверим себя на знание сказки. А также вам потребуются и математические навыки , для того чтобы раскрыть тему урока «ПереСчитывая Пушкина».
2. Актуализация знаний
Читает ученик: Друзья Людмилы и Руслана!
На звуки вещего баяна
Спешите к нам скорей сюда,
Где величавый дуб стоит,
И Лукоморье всех манит!
Где сам поэт, великий Пушкин,
Вас снова в сказки пригласит!
На встрече нашей необычной,
Пусть даже в чем-то непривычной,
Вы снова встретитесь с друзьями
С какими? Догадайтесь сами!
3. «Ассоциативный куст»
-Какие книги вы любите читать больше всего? (сказки)
-Что вы себе представляете, когда слышите слово « сказка»?
(добро, зло, справедливость, интерес, волшебство)
- За что люди любят сказки?
И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые, страшные - сказки всегда интересные. Читаешь, слушаешь - дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет.
- Чему учат сказки?
Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Написать сказку может настоящий поэт, художник в душе и великий мастер.
- Кого вы видите на этом портрете?
- Подберите слова на первую букву, которые характеризовали А.С.Пушкина.
- Кто он?
- Каков он?
П - поэт, прекрасный
У - умный, учёный
Ш - шикарный
К - красивый. классный
И - интересный, интеллектуальный
Н - необычный, необыкновенный
- Вначале нашего путешествия давайте посчитаем, сколько лет исполнилось бы А.С.Пушкину в этом году (на экране портрет А.С.Пушкина)
(-А.С.Пушкин родился,1799 году, значит 6 июня 2014 года ему исполнилось бы 215 лет или 2 века 15 лет.)
4. Беседа - рассказ.
Биографию рассказывают дети
- Кажется, что Пушкин от рождения был таким, каким вы видите его на этом портрете, в сюртуке с бакенбардами. Но было время, когда он так не выглядел. Время, когда он не писал, носился по дому, шалил, бил, то и дело, маменькину посуду, а Надежда Осиповна, случалось, в гневе наказывала его. Никто не решался остановить вспыльчивую барышню. Это могла сделать только Арина Родионовна. Она прижимала мальчика к себе, произнося:
- Ничего, нам бывает и похуже: и розгами высекут, да ещё и продадут… Пойдёмте, Александр Сергеевич, я вам сказку скажу, добрую, лёгкую…
Эта чудесная русская женщина, чьё имя знакомо любому школьнику, не была обучена грамоте. Её руки были привычны к веретену, а не к перу. Но оказалась она талантливым человеком: хорошо пела и у себя в деревне славилась особым даром сказывать сказки, которых знала множество. И настанет время, когда Пушкин запишет со слов няни те сказки, что слышал в детстве.
В сказке может всё случиться -
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажет гостье: «Заходи!».
(музыкальное сопровождение) (слайд)
5. Работа по теме урока (презентация)
-
- А сейчас отправляемся в путешествие, проверим вашу сообразительность и внимание:
- Какой величины родился ребенок у царицы в «Сказке о царе Салтане ..»?
(«Наступает срок родин,
Сына бог им дал в аршин».)
- Ребята, вчера мы читали с вами с пометками, подчеркивали неизвестные слова.
- Кто поинтересовался, что такое аршин?
- Аршин - старая мера длины, равная 0,71 м, если быть точным,
то 71 см 12 мм
- Какие еще старые меры длины вам известны?
(Дюйм - большой палец, сажень- 213 см, ярд-0,91 см, фут-нога, локоть)
-Какие современные единицы длины вам известны? Назовите, начиная с самой наименьшей.
( мм, см, дм, м, км)
-
- Какие строки вы можете подобрать к данной иллюстрации? (на экране высвечивается - бочка плывет по небу)
<.. .> В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица...
- Как рос ребенок у царицы? (Не по дням, а по часам.)
- Да, действительно:
<.. .> И растет ребенок там
Не по дням, а по часам. <.. >
-
Решение задачи:
- За 5 часов он вырос на 40 см. Каким он будет через сутки, если родился он ростом 71 см?
Решение:
1) 40: 5= 8(см/ч)
2)24 х 8 + 71 = 262 (см) или 2м 63 см
- Как же назвал царевича А.С. Пушкин за столь необычные качества?
(на экране - князь Гвидон) (Славным и могучим богатырем.)
-
- Ну, что же, продолжаем наше путешествие.
<.. .> Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...
-
- Ребята, а помните ли вы, куда держит путь этот корабль?
«Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана».
- А вот вам и задание: (на экране высвечивается кораблик и задача)
Судно затратило на весь путь от острова князя Гвидона до царства Салтана
7 ч и двигалось со скоростью 20 км/ч, а на обратный путь времени затрачено на 3 ч больше. С какой скоростью двигалось судно на обратном пути? Решение: (высвечивается на экране)
1)7х 20 =140 (км) - путь туда
2) 7+ 3 = 10 (ч) - время обратно
3) 140 : 10 = 14 (км/ч)
Ответ: 14 км/ч скорость судна на обратном пути.
- Почему существует разница в скорости пути туда и обратно? (Это зависит
куда плыли - по течению или против течения.)
6. Физминутка на релаксацию
-Мы хорошо потрудились, а сейчас пора отдохнуть. Сядьте поудобнее, закройте глаза, прослушайте музыкальный фрагмент и постарайтесь представить, к какому эпизоду сказки вы могли бы его отнести
Музыкальная пауза.
Сюита «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
- Предлагаю выполнить гимнастику для глаз:
- К вам прилетел мохнатый шмель. Вы опасаетесь шмеля и следите за ним глазами, не поворачивая головы.
(Манипулирую картинкой шмеля): Шмель летает из стороны в сторону, сверху вниз, снизу вверх, по кругу, приближается к вам, удаляется. А теперь подлетел совсем близко - страшно! Сильно зажмурьте глаза, а теперь резко откройте, может, он уже улетел? Нет, шмель продолжает летать. Зажмурьте снова глаза, откройте глаза. Шмель улетел. Спокойно закройте глаза и расслабьтесь
7. Работа по теме урока
-
- А какие же сказки обходятся без чудес!
- Какие три чуда были в царстве князя Гвидона?
- А как об этом говорится в сказке? Подтвердите это цитатой.
<...> Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной,
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть. <...>
- Что обозначает подчеркнутое слово?
Дьяк- это личный слуга князя, хранитель княжеской казны
- Давайте поможем дьяку посчитать доход:
(На экране высвечивается белочка и текст задания)
За два часа белка разгрызла 120 орехов. Сколько орехов она разгрызет за неделю?
Решение:
1) 120 : 2 = 60 (ор.) - за 1 час
2)60*24=1440(ор)- за сутки
-
Слушаем дальше.
- Какое еще чудо было в царстве князя Гвидона? (33 богатыря.)
Подтвердите это строчками из сказки:
<...> Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге -
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит <...>(на экране 33 богатыря)
- Что значит «попарно»? Сколько пар богатырей выходило на берег, посчитайте? Кто остался один, без пары?
- Значит парами. 33:2= 16 (ост. 1)
16 пар и 1- без пары - Дядька Черномор
-
- О каком чуде мы еще не упомянули? Об этом вы узнаете, посмотрев на наши творческие работы.
- Найдите в тексте и зачитайте отрывок- описание Царевны Лебедь
<...> Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит. <…>
- Объясните значение подчеркнутых слов.
-
- Какой же представляли себе царевну-лебедь художники? Посмотрите на доску. Перед вами картина Михаила Александровича Врубеля, крупнейшего русского художника конца XIX - начала ХХ в. Называется она "Царевна-лебедь". Вы видите сказочную волшебницу, скорее лебедя, чем человека. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях черноволосая и темноглазая царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом, с большой черной косой. Весь тон картины - голубовато-серебристый
-
Творческое задание
- Отыщите в тексте четверостишье, оканчивающееся такими словами: (по рядам)
…захочешь, … спасена …спаситель
…точишь, …она …избавитель,
…земли, …вынет? …меня,
…корабли. …покинет? …дня.
-
Традиционный сказочный прием
- Как и во всех сказках, А.С. Пушкин использует традиционные сказочные приемы. Как вы думаете, о чем идет речь?
<...> Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком <...>
<.. > И в третий раз закинул он невод <...>
<.. .> Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать <...>
(Это волшебное число 3.)
- Да, в сказках очень часто используется число 3. Это и три желания, и три чуда, и три брата и 3 девицы и т. д. А сейчас мы откроем секрет этого магического числа:
Вот задача не для робких!
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верю, к финишу придешь.
Задание: (высвечивается на экране)
3 3 3 3 = 90
3 3 3 3 = 36
3 3 3 3 = 3
Работа по рядам.
Проверка: (ответ на экране)
(33 - 3) х 3 = 90
(3+3) х (3+3) =36
(3-3) х 3+3=3
-
Интерактивный тест по сказке на лучшего знатока сказки
-
Домашнее задание: составить портретную характеристику 2 героев (положительного и отрицательного) по данному плану в тетради.
-
Итог урока
- Какими словами заканчивается сказка?
Я там был, мед, пиво пил -
И усы лишь обмочил.
- Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь "обмочили усы", то есть совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта. В старших классах вы вновь встретились с произведениями Пушкина. А кто-то, став взрослым, увлекшись творчеством поэта, станет настоящим пушкинистом.
-
Рефлексия
- Сегодня мы совершили путешествие не совсем обычное, для нашей жизни непривычное.
- Продолжите предложение:
- Самым интересным для меня сегодня было…
Читает ученик:
Нам без сказок
Скучно будет жить,
Ведь от сказок наша встреча так искрится...
Расскажи ее своим друзьям
И умчишься в Лукоморье, словно птица...
И тогда к тебе придет
Самый умный в мире кот,
И русалка спляшет с лешим в хороводе...
Вот уж больше 200 лет
Знает сказки белый свет,
И, конечно, любят Пушкина в народе.
- Урок окончен. Спасибо за работу!