Доклад Тема: Опережающее обучение русскому языку в младших классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



1 СЛАЙД

Проблема, над которой я работаю, называется «ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

Софья Николаевна Лысенкова одна из первых выдвинула необходимость опережения при обучении школьников.

2 СЛАЙД

Основами опережающего обучения согласно теории С.Н.Лысенковой являются:

  1. комментируемое управление, как возможность налаживания обратной связи УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК.

  2. экономия времени на уроке.

  3. воспитание самостоятельности, внимания.

  4. умение сосредотачиваться.

  5. опоры: большие опоры - схемы,

малые опоры - карточки.

Схема - опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Опорные схемы - это оформленные в виде чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Они позволяют включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках: довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.

3 СЛАЙД

Одной из функций государственного стандарта нового поколения является обеспечение преемственных связей со средним звеном школы, обеспечение пропедевтической функции изучения предметов в начальной школе, создание определённого эрудиционного фона как элемента опережающего обучения.

Из многолетних наблюдений, из опыта работы коллег был сделан вывод, что не весь материал, изучаемый в начальных классах по русскому языку, изучается в полном объёме, и поэтому при переходе в 5 класс у учащихся возникают трудности.

И я решила в своей каждодневной работе использовать элененты опережающего обучения русскому языку.

Расскажу о некоторых из них. Начиная с 1-го класса, в ходе знакомства с частями речи, я ввожу понятие членов предложения. Для более лёгкого восприятия и запоминания этого материала, сразу учу детей разбирать предложение по членам предложения и по частям речи. Вначале подбираю простые нераспространённые предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого.

4 СЛАЙД

ПАДАЮТ СНЕЖИНКИ.

Постепенно дополняю их определениями и учу детей находить слова, поясняющие подлежащее.

5 СЛАЙД

ПАДАЮТ СЕРЕБРИСТЫЕ СНЕЖИНКИ.

Затем ввожу дополнение.

6 СЛАЙД

ДЕТИ СЛЕПИЛИ БОЛЬШОГО СНЕГОВИКА.


И, когда вижу, что мои ученики хорошо запомнили схему разбора, распространяю предложение обстоятельствами. Причём, на стадии обучения всю работу у доски выполняю сама. Затем ученики повторяют хором сказанное мною и записывают в тетрадь.


7 СЛАЙД

ЛЕСНЫМ ЖИТЕЛЯМ С НЕБА ПОЛЕТЕЛИ НОВОГОДНИЕ ПОДАРКИ.

Для младших школьников характерно непроизвольное запоминание. Они запоминают то, что интересно. Лучше запоминается им наглядный материал, слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. Опираясь на знание этих особенностей, я использую на уроке компьютерные слайды, а также яркие таблицы - тренажёры.

Во 2 классе работа продолжается. Знания школьников расширяются и углубляются. Теперь мои ученики, при помощи опорных схем, учатся самостоятельно выполнять разбор простого предложения.

Одним из основных принципов моей методики является то, что от учащихся не требуется сиюминутного запоминания материала.

Ведь ежедневные повторы одного и того же непременно приведут к прочному запоминанию. А времени для повторения и закрепления у ребят, обучающихся по программе 1 - 4 достаточно.

Итак, к концу 2 класса мои ученики, даже слабые, могут свободно выделять грамматическую основу предложения, находить слова, поясняющие подлежащее и сказуемое, грамотно и точно устанавливать связь слов в предложении, с указанием частей речи, которыми они выражены.

В третьем классе я знакомлю ребят с характеристикой простого предложения. Постепенно ввожу простые предложения, осложнённые однородными членами, а затем и сложные предложения. Учу правильно, последовательно разбирать их и давать точную характеристику. К концу 3 года обучения такая работа переходит в стадию развивающей игры. Каждый ученик, получив индивидуальную карточку с заданием, имеет возможность проверить свои силы.

В течение всего 4 года обучения учащиеся совершенствуют полученные знания, закрепляют свои умения, оттачивают приобретённые навыки выполнения синтаксического разбора предложения. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий и упражнений оказывает положительное влияние не только на качество знаний моих учеников по программному материалу, но и на развитие их познавательных процессов: ребята овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти, расширяется объём и концентрация внимания. Значительно обогащается словарный запас и умение грамотно строить свои объяснения, рассуждения, доказательства.

Аналогично веду работу по обучению правильному выполнению фонетического разбора.

Это задание считается одним из самых трудных в начальной школе. Во 2 классе учу правильно оформлять в тетради фонетический разбор слова.

8 СЛАЙД

Каждому звуку даём полную характеристику, т.е. так, как предусматривает программа 5 класса. Такой путь сообщения материала доступен и надёжен для учащихся начальных классов. Он оправдал себя в течение многих лет, к тому же, он выгоден и в том отношении, что позволяет из года в год повторять изученное, опираясь на полученные знания, идти дальше в развитии памяти, мышления и речи.

И в заключение своего доклада хотелось бы отметить, что задача начального курса преподавания русского языка - ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. Мы, учителя начальных классов, считаем своими задачами:

- не давать готовой информации, дети сами должны делать открытие.

- любое действие ученика должно завершаться самоконтролем.

- необходимо проводить тематические зачёты, которые позволяют проверить знание терминологии, правил, умение анализировать материал.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.

К1 - 100% (процент выполнения)

К2 - 83,3% (качество «4», «5»)

К3 - 83,3%

К4 - 4,3 (средний балл)

© 2010-2022