Рабочая программа по внеурочной деятельности Моя Бурятия

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа "Моя Бурятия" для учащихся начальных классов

Пояснительная записка

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Ведение кружка «Моя Бурятия» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.

Материал призван пробуждать у детей чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

Кружок позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.

На реализацию программы по внеурочной деятельности «Моя Бурятия» в школе отводится 2 часа в неделю . Она рассчитана на 1 год обучения.

Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи программы:

  • развивать у детей духовное начало, образно-художественное мышление, эстетическое восприятие явлений действительности;

  • формировать у детей представление об искусстве как творческом процессе на примере творчества художников Бурятии, уважение к деятельности художника;

  • приобщать к истории культуры родного края и современному художественному творчеству;

  • развивать творческие способности и навыки учащихся, расширять представления о разнообразии изобразительного языка искусства родного края;

  • Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.

  • Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

  • Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.

  • Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  • Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Истории

  • Краеведения

  • Изобразительного искусства

  • Трудового обучения

Формы проведения занятий:

  1. Интегрированный урок

  2. Инсценированное представление

  3. Экскурсия

  4. Комбинированный урок

  5. Краеведческая викторина

К концу курса обучения учащиеся должны знать:

- имена известных художников Бурятии и их авторские работы;

- культурные достопримечательности столицы республики - города Улан-Удэ;

- виды декоративно-прикладного искусства.

- произведения современных художников Бурятии;

Решать учебные и практические задачи:

- уметь анализировать произведение искусства и высказывать о них свое мнение;

- различать виды и жанры изобразительного искусства;

- выражать в своем творчестве отношение к окружающей действительности;

- владеть основными понятиями изобразительного искусства;

- владеть доступными для учащихся приёмами выполнения основных видов декоративно-прикладных работ, традиционных для художественной культуры Бурятии;

- владеть навыками самостоятельной исследовательской работы.

Прогнозируемые результаты:

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.

Тематическое планирование "Моя Бурятия"

1 четверть

Кол

час

Дата

Название разделов и тем

Творческое задание

Часы

аудиторных занятий

часы

внеаудиторных занятий

1

2

2 ч

История Бурятии

Предания об истории заселения и освоения края

2

3

4

2 ч

Бурятские роды и племена в древности

2

5

6

2 ч

Освоение Забайкалья русскими

2

7

8

2 ч

Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм.

2

9

10

2 ч

Иволгинский дацан

Рисунки дацана

2

11

12

2 ч

Образование Республики Бурятия

Сообщение на тему «Образование Республики Бурятия»

2

13

14

2 ч

Улан-Удэ- столица Бурятии.

Сообщение на тему «История возникновения города Улан - Удэ»

2

15

16

2 ч

Символы Бурятии

Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства

Выучить гимн Бурятии

2

17

18

2 ч

Танцы и игры бурят. Ёхор

Разучивание народных игр. Разучивание ехора .

0

2

2 четверть

Кол

час

Дата

Название разделов и тем

Творческое задание

Часы

аудиторных занятий

часы

внеаудиторных занятий

1

2

2 ч

Байкал - мировое наследие

Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа

1,5

0,5

Посещение библиотеки

3

4

2 ч

Символика в традиционной культуре бурят

Символика чисел

Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции

2

5

6

2 ч

Символика цвета

Рисунки

2

7

8

2 ч

Материальная культура бурят

Дерево в культуре бурят

Изготовление игрушек из любого материала, составление правила поведения в лесу

1,5

0,5

экскурсия в школьный сад по составлению правил поведения в лесу

9

10

2 ч

Пища как часть культуры народа

Составление меню из бурятской кухни

2

11

12

13

14

4 ч

Устное народное творчество

Подобрать сказки и пословицы о доброте.

Инсценировка бурятской народной сказки

2

2

3 четверть

Кол

час

Дата

Название разделов и тем

Творческое задание

Часы

аудиторных занятий

часы

внеаудиторных занятий

1

2

2

Символика орнаментов

Рисунок народного орнамента

2

3

4

5

6

4

Виды орнаментов

Рисуем эскиз бурятского народного орнамента

4

7

8

2

Бурятский сундук

Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом

2

9

10

2

Головные уборы бурят

Выполнение эскиза головного убора бурят

2

11

12

2

Бурятские ичиги

Выполнение эскиза бурятских ичигов

2

13

14

2

Мужской дэгэл

Выполнение эскиза мужского дэгэла

2

15

16

2

Женский дэгэл

Выполнение эскиза женского дэгэла

2

17

18

2

Женские ювелирные украшения

Выполнение эскиза женских ювелирных украшений

2

19

20

2

Мужские украшения

Выполнение эскиза мужских ювелирных украшений

2

4 четверть

Кол

час

Дата

Название разделов и тем

Творческое задание

Часы

аудиторных занятий

часы

внеаудиторных занятий

1

2

2

Бурятская народная посуда

Выполнение эскиза бурятской народной посуды

1,5

0,5

посещение школьного музея

3

4

2

Бурятское жилище - юрта

Выполнение эскиза бурятского жилища - юрты

2

5

6

2

Духовная культура бурят

Лошадь в традиционной культуре бурят

Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств

2

7

8

2

Конь в жизни бурята

Выполнение эскиза бурятского коня

2

9

10

11

3 ч

Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды)

2

1

посещение библиотеки

12

13

14

15

4 ч

Бурятское жилище

Конструирование юрты из разных материалов

4

16

1 ч

Викторина

1

Список литература

  1. Алагуева В.П. "Золотая книга о бурятах" - У-Удэ: Респ. типография, 2006

  2. Бабуева В.Д. "Материальная и духовная культура бурят" учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004

  3. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. "Обряды в традиционной культуре бурят"- М.: Вост. Лит., 2002

  4. Баирова Л.К. "Истоки и тайны бурятских улигеров" в 2 частях - Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006

  5. Галшиев Э-Х. "Зеркало мудрости"-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006

  6. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. "Традиционная культура бурят"- Улан-Удэ, 2000

  7. Дашиева Л.Д. "Традиционная музыкальная культура бурят" Метод. пособие - Улан-Удэ: Респ. типография, 2005

  8. Дугаров Б. и др. " Бурятские народные сказки". Сборник- М:, Современник 1990

  9. Детский ежемесячный иллюстрированный журнал "Одон. Star.Звезда"- Улан-Удэ: Респ. типография

  10. Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985

  11. "Костюмы народов Бурятии" Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006

  12. Могоева Д.Д. "Амар сайн, ухибууд!"-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002

  13. Муханов И.Л. "Дождь из цветов" Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований "Агирти", 2005

  14. Энциклопедия Байкала "Байкал. Флора и фауна" СD- Иркутск: Восьмое небо - 2005



© 2010-2022