- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Изменение имен существительных по падежам
Урок русского языка Изменение имен существительных по падежам
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сафонова Е.Н. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Комсомольский филиал МБОУ Шпикуловской СОШ
Урок русского языка
3 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
«Изменение имен существительных по падежам»
Учителя начальных классов
Сафоновой Елены Николаевны
п. Демьян Бедный
Тема: «Изменение имен существительных по падежам».
Цели:
-
познакомить учащихся с названием падежей и склонением имен существительных;
-
повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной;
-
продолжить работу по отработке умений учащихся делать синтаксический разбор и устанавливать связь слов в предложении;
-
продолжить работу по развитию мыслительных способностей и речи учащихся.
Оборудование урока: таблицы, схемы, опорные схемы для учащихся.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, в словаре, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные действия:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре, группе; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты
Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Пробудить познавательную активность.
Ход урока.
I. Организационный момент. .
1. Минута чистописания. - З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
Чщ Чч Щщ
II. Словарно-орфографическая работа.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна. А. Фет
- Выпишите слово картина, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
Лексическое значение слова. Работа со словарём.
- Какие ещё орфограммы вы видите?
III. Повторение пройденного материала. Сообщение темы урока.
-
Работа в группах.
Три группы учащихся (по 2 человека) получают задания на больших листах. Группам предлагаются следующие слова:
вьюга Франция окно
Снегурочка царевич медведь
Рождество солнце
1 группа: разделить слова на 2 группы - одушевлённые/неодушевлённые имена существительные.
2 группа: разделить слова на 2 группы - собственные/нарицательные имена существительные.
3 группа: разделить слова на 2 группы в зависимости от числа имён существительных.
2. Работа с оставшейся частью класса.
На доске эти же слова.
- Что общего между словами? (имена существительные)
- Объясните выделенные орфограммы.
- Запомните слова (10 секунд), запишите по памяти.
Проводится самопроверка.
3. Проверка заданий, выполненных в группах.
Листы вывешиваются на доску.
- Догадайтесь, по какому признаку были разделены слова? (выслушиваются ответы детей)
- Дайте общее название. (грамматические признаки имени существительного)
На доску вывешивается таблица:
-
Грамматические признаки имён существительных
-
Одушевлённое/ неодушевлённое
-
Собственное/ нарицательное
-
Число
-
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем ещё один грамматический признак имени существительного.
5.Физминутка.
IV. Изучение нового материала.
1. Выяснение роли окончания в слове.
На доске: зимовать зима
зима до зимы
зимний зимой
зимовка о зиме
зимушка зимы
перезимовать зиму
- Что объединяет слова каждой группы? (первая группа - однокоренные слова, вторая - формы одного и того же слова)
- Чем различаются родственные слова? (слова разных частей речи; образованы с помощью суффиксов и приставок)
- Чем различаются формы одного и того же слова? (у них разные окончания)
- Какая часть слова помогает изменить форму слова? (окончание)
- Зачем нужны разные формы одного и того же слова? (для связи слов в предложении)
2. Установим связь между словами помощниками и именами существительными «девочка» и «снежинка». На доске таблица.
Девочка
Снежинка
Слово-помощник
Есть
Нет
Обрадоваться
Вижу
Доволен
Думаю
Постепенное заполнение таблицы.
- К какому из этих слов подходит существительное? (Есть)
- Что просится между этими словами? (Вопрос)
- Будем устанавливать связь этих слов при помощи вопросов.
- Можно ли так сказать нет девочка? Почему?
- А как поступить?
- Нет кого? Девочки.
- Почему так (По смысловой связи).
- Что вы заметили при заполнении таблицы? (Имена существительные изменялись по вопросам.)
- Они разные. Менялось и окончание слова.
Правило. Изменение имен существительных по вопросам - есть изменение по падежам.
- Сколько раз имя существительное изменило форму. (6 раз)
- В русском языке 6 падежей.
(Открыть таблицу название падежей)
- Прочитайте их и запишите в тетради в сокращенном варианте.
И.п.
Р.п. (и т.д. столбиком).
- Чтобы лучше запомнить названия падежей, послушайте сказку.
Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать - именительным. Родился - стал родительным. Он рос, но был еще малышом, ему все давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным. Прямо так и говорили, когда вспоминали его.
- Ребята, какие названия падежей вы услышали?
-Чтобы запомнить правильное расположение падежей послушайте стишок.
Иван Родил ДевчонкуВелел Тащить Пеленку.
На доску вывешивается таблица падежей.
-
Именительный падеж
кто? что?
Родительный падеж
кого? чего?
Дательный падеж
кому? чему?
Винительный падеж
кого? что?
Творительный падеж
кем? чем?
Предложный падеж
о ком? о чём?
3. Закрепление нового материала
- Вы записали названия падежей. Будем вместе склонять имена существительные - отгадки на мои загадки.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег).
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды
С первым снегом тут, как тут. (Снегирь)
- Записываем в тетради вопросы и имена существительные.
По цепочке у доски. Выделить окончания.
- Какой вывод сделаем. В каждом падеже свое окончание имен существительных.
- Хорошо справились с этим заданием.
4. Упражнение в определении падежа у имён существительных.
- Падежи, вопросы и вспомогательные слова надо знать наизусть, чтобы безошибочно определять падеж у имени существительного. Перед вами небольшие тексты. Надо определить падеж у выделенных существительных. Как? (Дети пробуют составить алгоритм определения падежа имени существительного, на доску вывешивается алгоритм-схема)
Карточка.
-
Определить падеж у выделенных имён существительных.
Зима завалила город пушистым снегом. С верхушки старого дерева сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью сел на куст сирени.
Схема-алгоритм.
-
Как определить падеж имени существительного
-
Найти слово, от которого можно задать вопрос к имени существительному.
-
Задать вопрос к имени существительному.
-
По вопросу и вспомогательному слову определить падеж.
-
С помощью составленного алгоритма коллективно выполняется работа в карточке.
V. Рефлексия
Ребята, если бы Волшебник Русский язык спросил у вас: «Что интересного вы узнали?» Что бы вы ответили?
А если бы спросил: «Что непонятно?»
А если бы спросил: «Что ещё вам бы хотелось узнать?»
Оцените себя, используя сигнальные карточки.
Красные - испытывал трудности, чувствовал себя на уроке неуверенно; синие - трудности были, их преодолел;
зелёные - тему усвоил.
VI. Домашнее задание: выучить правило на стр24; падежи, вопросы и вспомогательные слова выучить наизусть.