Урок русского языка Изменение имен существительных по падежам

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комсомольский филиал МБОУ Шпикуловской СОШ



Урок русского языка

3 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

«Изменение имен существительных по падежам»













Учителя начальных классов

Сафоновой Елены Николаевны









п. Демьян Бедный



Тема: «Изменение имен существительных по падежам».

Цели:

  • познакомить учащихся с названием падежей и склонением имен существительных;

  • повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной;

  • продолжить работу по отработке умений учащихся делать синтаксический разбор и устанавливать связь слов в предложении;

  • продолжить работу по развитию мыслительных способностей и речи учащихся.

Оборудование урока: таблицы, схемы, опорные схемы для учащихся.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, в словаре, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные действия:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре, группе; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные результаты

Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Пробудить познавательную активность.

Ход урока.

I. Организационный момент. .

1. Минута чистописания. - З а п и ш и т е, продолжив закономерность.

Чщ Чч Щщ

II. Словарно-орфографическая работа.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна. А. Фет

- Выпишите слово картина, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

Лексическое значение слова. Работа со словарём.

- Какие ещё орфограммы вы видите?

III. Повторение пройденного материала. Сообщение темы урока.


  1. Работа в группах.

Три группы учащихся (по 2 человека) получают задания на больших листах. Группам предлагаются следующие слова:

вьюга Франция окно

Снегурочка царевич медведь

Рождество солнце

1 группа: разделить слова на 2 группы - одушевлённые/неодушевлённые имена существительные.

2 группа: разделить слова на 2 группы - собственные/нарицательные имена существительные.

3 группа: разделить слова на 2 группы в зависимости от числа имён существительных.

2. Работа с оставшейся частью класса.

На доске эти же слова.

- Что общего между словами? (имена существительные)

- Объясните выделенные орфограммы.

- Запомните слова (10 секунд), запишите по памяти.

Проводится самопроверка.

3. Проверка заданий, выполненных в группах.

Листы вывешиваются на доску.

- Догадайтесь, по какому признаку были разделены слова? (выслушиваются ответы детей)

- Дайте общее название. (грамматические признаки имени существительного)

На доску вывешивается таблица:

Грамматические признаки имён существительных

  1. Одушевлённое/ неодушевлённое

  2. Собственное/ нарицательное

  3. Число

4. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем ещё один грамматический признак имени существительного.

5.Физминутка.

IV. Изучение нового материала.

1. Выяснение роли окончания в слове.

На доске: зимовать зима

зима до зимы

зимний зимой

зимовка о зиме

зимушка зимы

перезимовать зиму

- Что объединяет слова каждой группы? (первая группа - однокоренные слова, вторая - формы одного и того же слова)

- Чем различаются родственные слова? (слова разных частей речи; образованы с помощью суффиксов и приставок)

- Чем различаются формы одного и того же слова? (у них разные окончания)

- Какая часть слова помогает изменить форму слова? (окончание)

- Зачем нужны разные формы одного и того же слова? (для связи слов в предложении)

2. Установим связь между словами помощниками и именами существительными «девочка» и «снежинка». На доске таблица.

Девочка

Снежинка

Слово-помощник

Есть

Нет

Обрадоваться

Вижу

Доволен

Думаю

Постепенное заполнение таблицы.

- К какому из этих слов подходит существительное? (Есть)
- Что просится между этими словами? (Вопрос)
- Будем устанавливать связь этих слов при помощи вопросов.
- Можно ли так сказать нет девочка? Почему?
- А как поступить?
- Нет кого? Девочки.
- Почему так (По смысловой связи).
- Что вы заметили при заполнении таблицы? (Имена существительные изменялись по вопросам.)
- Они разные. Менялось и окончание слова.

Правило. Изменение имен существительных по вопросам - есть изменение по падежам.

- Сколько раз имя существительное изменило форму. (6 раз)
- В русском языке 6 падежей.
(Открыть таблицу название падежей)
- Прочитайте их и запишите в тетради в сокращенном варианте.

И.п.
Р.п. (и т.д. столбиком).

- Чтобы лучше запомнить названия падежей, послушайте сказку.

Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать - именительным. Родился - стал родительным. Он рос, но был еще малышом, ему все давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным. Прямо так и говорили, когда вспоминали его.

- Ребята, какие названия падежей вы услышали?

-Чтобы запомнить правильное расположение падежей послушайте стишок.

Иван Родил ДевчонкуВелел Тащить Пеленку.

На доску вывешивается таблица падежей.

Именительный падеж

кто? что?

Родительный падеж

кого? чего?

Дательный падеж

кому? чему?

Винительный падеж

кого? что?

Творительный падеж

кем? чем?

Предложный падеж

о ком? о чём?

3. Закрепление нового материала

- Вы записали названия падежей. Будем вместе склонять имена существительные - отгадки на мои загадки.

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег).

Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды
С первым снегом тут, как тут. (Снегирь)

- Записываем в тетради вопросы и имена существительные.

По цепочке у доски. Выделить окончания.

- Какой вывод сделаем. В каждом падеже свое окончание имен существительных.
- Хорошо справились с этим заданием.

4. Упражнение в определении падежа у имён существительных.

- Падежи, вопросы и вспомогательные слова надо знать наизусть, чтобы безошибочно определять падеж у имени существительного. Перед вами небольшие тексты. Надо определить падеж у выделенных существительных. Как? (Дети пробуют составить алгоритм определения падежа имени существительного, на доску вывешивается алгоритм-схема)

Карточка.

Определить падеж у выделенных имён существительных.

Зима завалила город пушистым снегом. С верхушки старого дерева сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью сел на куст сирени.


Схема-алгоритм.

Как определить падеж имени существительного

  1. Найти слово, от которого можно задать вопрос к имени существительному.

  2. Задать вопрос к имени существительному.

  3. По вопросу и вспомогательному слову определить падеж.

С помощью составленного алгоритма коллективно выполняется работа в карточке.

V. Рефлексия

Ребята, если бы Волшебник Русский язык спросил у вас: «Что интересного вы узнали?» Что бы вы ответили?
А если бы спросил: «Что непонятно?»
А если бы спросил: «Что ещё вам бы хотелось узнать?»

Оцените себя, используя сигнальные карточки.

Красные - испытывал трудности, чувствовал себя на уроке неуверенно; синие - трудности были, их преодолел;

зелёные - тему усвоил.

VI. Домашнее задание: выучить правило на стр24; падежи, вопросы и вспомогательные слова выучить наизусть.



© 2010-2022