Планирование по музыке 1 кл Л. В. Школяр, В. О. Усачёва «Школа 2100»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное

автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59

Рассмотрено Согласовано Утверждено

методическим объединением заместитель директора директор МАОУ СОШ №59

учителей начальных классов _________________________ ________

Протокол № ___________ зам.директора по УВР Приказ № _______________

от « _____» ______________г « _____» _______________ г от «____» _________г

____________________________

Ф.И.О.руководителя ШМО









  1. Рабочая программа

по учебному предмету

«Музыка»

1 класс





Разработчики:



г. Челябинск

Информационная карта рабочей программы

Система обучения «Школа 2100»

Тип педагогической программы Учебная программа

Вид Программы Рабочая учебная программа

Уровень Программы Рабочая учебная программа уровня 1-го класса МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска

Наименование Программы

Рабочая программа предмета «Музыка»

Ведущие принципы построения Программы

  • Принцип ориентации программы на обучающихся
  • Принцип системности программы
  • Принцип непрерывности курса обучения

Назначение Программы -Для обучающихся и родителей (законных представителей) 1-х классов МАОУ СОШ № 59 г.Челябинска данная Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по предмету «Музыка» и права на гарантию качества получаемых услуг. -Для педагогического коллектива МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска данная Программа определяет приоритеты в содержании образования по музыке в 1-м классе и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе. - Для муниципального органа управления образованием данная Программа является основанием для определения качества реализации утвержденного объёма гарантированных учебных услуг по музыке в 1-х классах МАОУ СОШ № 59 г. Челябинска.

Сроки освоения Программы
Продолжительность реализации программы - 33 учебных недели. Объем учебного времени - 33 часа

Режим учебных занятий 1 час в неделю

Виды и формы контроля

Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

Разработчик Программы


МУЗЫКА

Пояснительная записка.

Рабочая программа предмета «Музыка. 1 класс» составлена на основе авторской программы «Музыка» Л.В.Школяр, В.О.Усачева (Образовательная система «Школа 2100».Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Книга 2 М.: «Баласс» 2011г.)

Рабочая программа учебного предмета «Музыка»

составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами и инструктивно - методическими материалами:


  1. Сборник нормативных документов. Начальная школа. Министерство образования Российской Федерации./ Составитель: Днепров Э. Д.; Аркадьев А. Г. - М.: «Дрофа», 2004 г. - 63 с.

  2. Программа «Музыка» Л.В. Школяр, В.О. Усачёва. (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Книга 2 М.: «Баласс» 2011г.)


  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».


  1. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе: Письмо МО и ПО РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15


  1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»


  1. Областной базисный учебный план Челябинской области: Приказ МОиН Челябинской области № 01-269 от 06.05.2009


  1. Приказ Министерства Образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 - 2012 г.».


  1. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году: Приложение 21 к письму МОиН Челябинской области № 24/5135 от10.07.12
  2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области №103/3404 от 31.07.2009 г. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 31 июля 2009 г., №103/3404
  3. Годового календарного графика школы на 2012-2013 учебный год.



  1. Учебный план МАОУ СОШ №59 на 2012/2013 учебный год



  1. Приказ по МАОУ СОШ №59 «Об утверждении структуры рабочей программы» № 323-ш, от 13.09.2012 г.


  1. Основные цели и задачи предмета

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Цель обучения музыке:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высоко-художественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • Овладение способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (пение, слушание, игра на элементарных музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение, импровизация);

  • Освоение эмоционально-целостной, познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной компетенций.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА


Программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.

Учебник 1-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И. Глинки). В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача - постепенно сделать для учеников общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное - приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе. Музыка - искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках - это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане МАОУ СОШ №59. Предмет «Музыка» изучается в I-IV классах в объеме 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа - во II-IV классах). Национально-региональный компонент реализуется в соответствии с ОБУП. На изучение НРК отводится 8 часов /в соответствии с письмом Министерства образования и науки Челябинской области «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году /.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

• общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

• задачам образования - развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта- переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятель­ности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса музыки.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация - главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие худо- жественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык - это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

- музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;

- учатся за графическим изображением знаков - букв и нот - видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.

3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре. 4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению. Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом - «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. 5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов уни- версальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов - образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция - содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов:

- создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике;

- используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии. Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путе- шествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину. 2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. Уход от бытующих в практике начальной школы тенденций преподавания либо упрощённого искусства, либо упрощённого преподавания искусства, обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета - принципом возвышения детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» - во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине. Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. 1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии. Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир - это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире. 2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивиду- ального) музицирования. Личностные результаты постижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям: • Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания). • Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности). • Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука). • Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).












СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности. Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).

Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена более подробно - 8-ю тематическими блоками, а не почетвертными темами.

Содержательные блоки темы «Как можно услышать музыку»


Тематический блок

Кол -во часов по программе

Кол -во часов по КТП

Обоснование

1

Внутренняя музыка.

3 ч.

4 ч.

1 час взят из резерва с целью полнее раскрыть образовательный и воспитательный потенциал блока.

2

Родная речь.

4 ч.

4 ч.

3

Пётр Ильич Чайковский

3 ч.

4 ч.

1 час взят из резерва с целью полнее раскрыть образовательный и воспитательный потенциал блока.

4

Михаил Иванович Глинка

4 ч.

4 ч.

5

Мелодия жизни.

4 ч.

4 ч.

6

Сергей Сергеевич Прокофьев.

3 ч.

3 ч.

7

Путешествие во времени и пространстве.

6 ч.

6 ч.

8

Счастье, ты где?

3 ч.

4 ч.

1 час взят из резерва с целью полнее раскрыть образовательный и воспитательный потенциал блока.

9

Резерв.

3 ч.


Всего:

33 ч.

33 ч.

НРК представлено следующими темами:

№ урока

Тема урока

Тема НРК

1

1

Колыбельная.

Колыбельные песни на стихи Анны Алфёровой

2

4

Играем вместе.

Уральские композиторы детям

3

6

Сказанное слово и несказанное…

Песенки - заклички нашего края

4

8

Портреты заговорили и запели.

Песни о красоте Урала

5

13

«Бряцайте, струны золотые»

Театр оперы и балета им. Глинки

6

21

Детство композитора.

Концертный зал им. Прокофьева

7

25

Солнцеворот.

Уральские народные песни - веснянки

8

28

Ждём весну, встречаем птиц.

Уральские обрядовые песни.



Календарно - тематическое планирование по музыке 1 класс «Школа 2100» 2012-2013 гг.


  1. п/п

Дата

Тема

Решаемые проблемы (цели)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

предметные результаты

универсальные учебные действия (УУД)

личностные

результаты

1 Блок «Внутренняя музыка».

1

Колыбельная.

НРК колыбельные песни на стихи Анны Алфёровой

Цель: помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т.д

• Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Колыбельная песня, колыбельность - начало познания музыки и жизни.

• Искусство слышать различные человеческие состояния. Звучащий образ Родины - дом, земля- кормилица, матушка-Россия.

размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека

- устанавливать причинно-следственные связи;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания;

умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка

- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

2

Сказку складываем, музыкой сказываем

3

Тренируем свою «внутреннюю музыку».

4

Играем вместе.

НРК Уральские композиторы детям

2 блок Родная речь.

5

Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги…

Цели: учить различать понятия звук, нота, мело­дия, ритм; познакомить с элементами нотного письма

• Родные корни: родная речь родной музыкальный язык, интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок.

выражать своё отношение к музыкальному произведению

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках музыки и следовать им;

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

6

Сказанное слово и несказанное…

НРК: Песенки - заклички нашего края

Можно ли услышать му­зыку в живописи? В каких картинах звучит народная музыка, а в каких - про­фессиональная, сочинен­ная композиторами?

7

Не перевыскороговоришь? Поём вместе.

8

Портреты заговорили и запели.

НРК: Песни о красоте Урала.

3 блок Пётр Ильич Чайковский.

9

Детские годы.

Познакомить с творчеством П. И. Чайковского

Как песня помогает чело­веку?

Цели: учить слушать пес­ни; установить взаимо­связь уроков в школе с музыкой

• Когда великие были маленькими.

• В гостях у Чайковского:

• Дом и музыка композитора.

• Биографические заметки: детство, черты личности, учителя, мысли о музыке и жизни.

• Почему мы любим Чайковского.

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

-принимать и сохранять учебную задачу;

формирование этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10

Здесь живёт музыка П.И. Чайковского

11

Волшебный тот цветок…

12

Тренируем свою «внутреннюю музыку».

4 блок Михаил, Иванович Глинка

13

«Бряцайте, струны золотые»

НРК Театр оперы и балета им. Глинки

Цели: познакомить с при­емами исполнительского развития в музыке; вы­явить этапы развития сю­жета

• Воссоздание какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество: сказываем, складываем, сочиняем.

• Былинность как художественное явление, через которое можно по-иному почувствовать время.

• Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

14

«Руслан и Людмила»

15

« О, поле, поле!»

16

«Слава!»

5 блок Мелодия жизни.

17

Заветное слово.

Как сочинить музыку? Цель: познакомить с ал­горитмом сочинения, ме­лодии

• Услышать мелодию в музыке -

узнать мысли и чувства человека.

• Когда великие были маленькими.

• Как может возникнуть мелодия.

• Волшебство флейты.

размышлять над образами музыкального произведения,

-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

овладение различными приемами и техниками музыкальной деятельности;

18

Как начинается музыка?

19

Вольфганг Амадей Моцарт.

20

Моцарт сочиняет.

6 блок Сергей Сергеевич Прокофьев.

21

Детство композитора.

НРК Концертный зал им. Прокофьева

Как музыка помогла тебе определить характер ге­роя, его настроение? Ка­кие слова помогут разга­дать тайну незнакомца? Цель: учить проводить интонационно-образный анализ музыкальных про­изведений

• Когда великие были маленькими.

• Детская жизнь с её типическими ситуациями, взаимоотношениями, проявлениями чувств, поведением, юмором, радостями и печалями, играми.

• Идём в театр.

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

формирование у ребенка ценностных ориентиров в области музыкального искусства

22

Щелкунчик!

23

Дорогой Щелкунчик!

7 блок Путешествие во времени и пространстве.

24

Тренируем свою «внутреннюю музыку».

Какие инструменты ты услышал?

Цель:учить исполнять песню по ролям, сопро­вождая пение игрой на им­провизированных музы­кальных инструментах

• Безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне. Составление цветовых графических партитур.

• Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды: народные песни и игры, посвящённые весеннему обновлению жизни, сочинение песенки для мамы.

сравнивать и группировать произведения музыкального искусства (по средствам музыкальной выразительности, жанрам и т.д.)

развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

25

Солнцеворот.

НРК: Уральские народные песни - веснянки.

26

Тренируем свою «внутреннюю музыку».

27

Две песни.

28

Ждём весну, встречаем птиц.

НРК: Уральские обрядовые песни

29

Иные земли.

8 блок Счастье, ты где?

30

Идём за Синей птицей.

Цели: проследить за тем, какие произведения по­любились детям, остались в их памяти; определять уровень музыкальной культуры

• Осознание особенностей музыкальной ткани в её выразительных значениях.

• Опыт освоения музыкального языка - характер, темп, мелодия, ритм.

• В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на том, что такое музыка, музыкант.

• Проблемы живого и неживого, одушевлённого и неодушевлённого, счастья в музыке и в жизни.

Самостоятельное сочинение детьми музыкальной сказки «Зимняя дорога».

учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

отрабатывание навыков самостоятельной и групповой работы

31

Тренируем свою «внутреннюю музыку».

32

Счастье, ты где?

33

Поём со взрослыми.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



В результате изучения музыки ученик 1 класса способен

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

  • исполнения знакомых песен;

  • участия в коллективном пении;

  • музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки;

  • исполнения знакомых песен;

  • участия в коллективном пении;

  • музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

  • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.



ПЕРЕЧЕНЬ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ « МУЗЫКА 1 КЛАСС « ШКОЛА 2100 » :

Программа

Учебники

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

НРК

Сборник нормативных документов. Начальная школа. Министерство образования Российской Федерации./ Составитель: Днепров Э. Д.; Аркадьев А. Г. - М.: «Дрофа», 2004 г. - 63 с.

Усачёва В.О., Л.В. Школяр, Программа «Музыка» (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Книга 2 М.: «Баласс» 2011г.)

Усачева В.О., Школяр Л.В., «Музыка.Учебник.1 класс» - М. : Баласс, 2010 г. - 96 с.,ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Усачева В.О. «Музыка. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Усачева В.О., Школяр Л.В., О. В. Кузьмина- М. Издательский центр «Вентана - Граф», 2012.

Кадобнова И.В., Усачёва В.О., Школяр Л.В. Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 1 класс. - М. : Баласс, 2011. - 112 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Усачёва, В.О. Музыка. 1 класс: Методические рекомендации для учителя / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. - М. : Баласс, 2013. - 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

«Ночь гуляет по дорожкам» /Ноты/: колыбельные песни на стихи Анны Алфёровой: для голоса и фортепьяно. - Челябинск, 2009. - 64 с. ил. -ноты.

«Традиционный материнский и детский песенный фольклор русского населения среднего Урала» / Составление, нотация, вступительная статья и комментарии Т. И. Калужниковой. - Екатеринбург: Свердловский областной Дом фольклора, Банк культурной информации, 2002г. - 197 с. ил. -ноты.





ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения



Количество



Примечания

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Д


Примерная программа начального общего образования по музыке

Д

Усачёва В.О., Л.В. Школяр, Программа «Музыка» (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Книга 2 М.: «Баласс» 2011г.)

Программы по музыке

Д


Хрестоматии с нотным материалом

Д

Кадобнова И.В., Усачёва В.О., Школяр Л.В. Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 1 класс. - М. : Баласс, 2011. - 112 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Сборники песен и хоров

Д


Методические пособия

Д

Критская Е. Д. « Уроки музыки 1 - 4 классы» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., - М. : Просвещение, 2012 г.

Методические журналы по искусству

Д


Учебно - методические комплекты к программе по музыке. Учебники по музыке

К

Усачева В.О., Школяр Л.В., О. В. Кузьмина «Музыка.1 класс» : учебник (образовательная система «Школа 2100»)- М. : Баласс, 2010 г.

Рабочие блокноты (творческие тетради)

К

Усачева В.О. «Музыка. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Усачева В.О., Школяр Л.В., О. В. Кузьмина- М. Издательский центр «Вентана - Граф», 2012

Учебные пособия по электронному музицированию

Ф


Книги о музыке и музыкантах. Научно - популярная литература по искусству.

Д


Справочные пособия, энциклопедии

Д


  1. Печатные пособия

Таблицы, схемы

Д

На электронных носителях

Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

Д


Портреты композиторов

Д


Портреты исполнителей

Д


Атласы музыкальных инструментов

Д


Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

Д


Дидактический раздаточный материал

К


Карточки с признаками характера звучания

К


Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкательных средств

К


Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

К


Театральный реквизит (костюмы, декорации)

К


  1. Цифровые образовательные ресурсы

Цифровые компоненты учебно - методических комплектов по музыке

Д


Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке

Д

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП) window.edu.ru

Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

Д

текстовый редактор,

редактор создания презентаций

Цифровые инструменты учебной деятельности для общего пользования

Д


Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности:

редактор нотной грамоты,

система обработки звука

Д


  1. Экранно - звуковые пособия

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Д

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 1 класс.» (СД, mp 3.) Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.,

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

Д


Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Д

Мультимедийное приложение к «Урокам музыки 1 - 8 классы» / авт.-сост. Л. Золина. - М.: Издательство «Глобус», 2009.

Мультимедийное пособие для учителя музыки общеобразовательных школ по программе Е. Д. Критской «Уроки музыки в школе без проблем» диск 1, диск 2

Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

Д

Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

Д

Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

Д

Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов

Д

Слайды, диапозитивы

Д

  1. Учебно - практическое оборудование

Музыкальные инструменты

  • Пианино

  • Баян

  • Клавишный синтезатор

Д


Детские клавишные синтезаторы

К


Комплект детских музыкальных инструментов

Д


Комплект знаков нотного письма на магнитной основе

Д


Расходные материалы:

нотная бумага;

цветные фломастеры;

цветные мелки

К

Д

Д


Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)

К


Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля

К


Персональный компьютер

Д


Медиапроектор

Д



Д - демонстрационный экземпляр,

К - полный комплект,

Ф - комплект для фронтальной работы
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Критская Е. Д. « Уроки музыки 1 - 4 классы» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., - М. : Просвещение, 2012 г.

  2. Критская Е. Д. Методика работы с учебниками « Музыка: 1 - 4 классы» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., - М. : Просвещение, 2002 г.

  3. Музыка. 1 класс. Поурочные планы по программе Е. Д. Критской. / Сост. Улашенко Н. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с. 2008 г.

  4. «Музыка. Начальные классы.» Программы общеобразовательных учреждений. Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., Москва: Просвещение, 2007г.

  5. «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс.» Пособие для учителя. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С., М. : Просвещение,2010 г.

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. /сост. Е. С. Савинов , Москва: Просвещение, 2010г.

  7. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. «Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П Сергеевой, Е. Д. Критской. 1 - 4 классы. - 64 с. - М.: «Просвещение», 2012.

  8. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 - 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Л. Золина. - М.: Издательство «Глобус», 2009. - 176 с.

  9. Школяр Л.В, Усачева В.О. (Образовательная система «Школа 2100».Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Книга 2 М.: «Баласс» 2011г.)

  10. «Ночь гуляет по дорожкам» /Ноты/: колыбельные песни на стихи Анны Алфёровой: для голоса и фортепьяно. - Челябинск, 2009. 64 с.

© 2010-2022