- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему 4 царства природы
Конспект урока по окружающему миру на тему 4 царства природы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Артюшина П.А. |
Дата | 18.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Тема урока: 4 царства живой природы Цели: 1) Сформировать представления детей о царствах живой природы 2) Развивать логическое мышление, умение выделять и запоминать главное 3) Формировать интерес к предмету
Оборудование: Презентация Power Point, карточки с индивидуальным заданием.
Ход урока: 1. Организационный момент, молитва. 2. Вступительное слово учителя.
Наш урок мне хочется начать небольшим стихотворением Н. Рыленкова:
Всё в тающей дымке - Холмы, перелески… Здесь краски не ярки И звуки не резки… Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Бездонные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы.
- Ребята, о чем пишет автор в этом стихотворении? - Конечно же, о природе.
- Все мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, Господь сотворил на планете ещё очень много жителей. Наш общий дом - природа.
3. Актуализация знаний. (Слайд 1) - Давайте вспомним, что обозначает слово природа? Что мы знаем о природе? - Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека. - На какие части мы делим природу? - На живую и неживую природу. - Что относится к неживой природе? - Воздух, камни, снег, вода и т.д. - Какие признаки живой природы вы знаете? - Питание, движение, дыхание, размножение, рост и развитие, смерть. - В чем нуждается все живое на Земле? - Свет, воздух, тепло, вода, пища.
- Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы.
Расскажу я вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили - были…. Нет - нет, не царь с царицей…. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это царства живой природы.
4. Постановка учебной задачи. - Какая тема нашего урока? - 4 царства живой природы.
- Задачей на сегодняшний урок будет знакомство с царствами живой природы и выработка умения бережно относится к природе. Сегодня мы совершим путешествие в каждое из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим название каждому царству.
5. Усвоение детьми нового знания, работа с учебником (стр.78 - 79) - Для того, чтобы получить первоначальное представление о царствах живой природы -обратимся к учебнику. (Чтение параграфа по цепочке, простыми карандашами дети подчеркивают наиболее важные данные).После чтения параграфа первичное закрепление - ответы на вопросы к параграфу. - Теперь поговорим о каждом царстве более подробно.
Царство животных (Слайд 2)
- Рассмотрите фотографии. Как бы вы назвали группы данных представителей живой природы? Как назвать одним словом все перечисленные группы?
- Это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере. - Какие группы мы можем выделить в царстве животных? - насекомые (Слайд 3) - рыбы (Слайд 4) - земноводные (Слайд 5) - пресмыкающиеся (Слайд 6) - млекопитающие (Слайд 7) - птицы (Слайд 8) А так же: - черви (Слайд 9) - ракообразные (Слайд 10) - паукообразные (Слайд 11) - моллюски (Слайд 12)
Царство растений (Слайд 13)
- Посмотрите на рисунки. Что видим? Какие виды растений можем отнести к этому царству? - деревья (Слайд 14) - Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. - кустарники (Слайд 15) - Кустарник - средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. - травы (Слайд 16) - Трава - низкая, имеет много мягких стеблей. А так же: - водоросли (Слайд 17) - цветы (Слайд 18)
Дети делают вывод: все растения делятся на три группы - травы, кустарники, деревья. Где можно встретить растения? Куда не глянешь, всюду увидишь растения - в лесу, на лугу, в парке и даже на подоконнике. Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Нет ни привычных тополей на улице, золотых одуванчиков ранней весной, нет цветов в комнате. Но это не самое страшное. Вместе с растениями исчезнет то, без чего жизнь невозможна: воздух, кислород. Ведь именно растения вырабатывают кислород, необходимый для жизни. Недаром растения называют "зелёные лёгкие нашей планеты".
Царство грибов (Слайд 19)
Отгадайте загадку Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
- Грибы не относятся к растениям. У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они очень быстро, прямо на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые. (Слайд 20) Часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли - это съедобная часть. Остальная часть находится под землёй и называется грибницей. - Давайте рассмотрим части гриба. - Подумайте, на какие группы можно их разделить. (Слайд 21)
-
ГРИБЫ
СЪЕДОБНЫЕ
НЕСЪЕДОБНЫЕ(ядовитые)
Будто смазаны маслом, Мы блестим на солнце красном, Как лесные дошколята, Под сосной растут ... (маслята) (Слайд 22)
Что за грибки глядят на нас, Столпились тесной кучкой? Ох, и дружные ребята, На пеньке растут… (опята) (Слайд 23)
Я в красной шапочке расту, Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту - Зовусь я… (подосиновик) (Слайд 24)
Растут в лесу сестрички, Рыжие ... (лисички) (Слайд 25)
Лета первая примета: Под берёзкой в холодке, Гриб коричневого цвета На пятнистом корешке. (Подберёзовик) (Слайд 26)
Учитель помогает учащимся в случае затруднений. Дети делают вывод:
На нашей лесной полянке растут съедобные грибы: под сосной - маслята, около берёзы - подберёзовик, под осиной - подосиновик, на пеньке поселились опята, вокруг пенька можно найти лисичек.
Царство Бактерий (Слайд 27)
В царстве том житьё не худо, Есть там вот какое чудо: Это микроорганизмы. Только клеточка одна, Но живёт, живёт она.
Первыми жителями Земли были бактерии.
(Слайд 28)Существуют три типа бактерий: шарообразной, палочкообразной и винтообразно - изогнутой формы. Бактерии населяют не только нашу планету Земля, но и организмы живых существ.
Человек очень своеобразно относится к бактериям. Многие бактерии вредны. Такие болезни как дифтерия, воспаление легких, туберкулез, грипп, пневмония и множество других инфекций - все это дело "рук" различных видов болезнетворных бактерий. Не будь бактерий, жизнь на Земле была бы невозможна. Человек размножает некоторые виды бактерий, потому что нуждается в них и использует. Например, полезны при скисании молока и брожении сладких фруктовых соков. Многие сыры получили свой изысканный вкус благодаря бактериям. Вот такие интересные жители в этом царстве.
6. Физминутка. 7. Обобщение изученного материала, закрепление, самостоятельная работа в индивидуальных карточках. В ходе беседы ученики вспоминают, с какими царствами живой природы они познакомились. На какие типы и виды делится каждое из царств и кто его населяет.
Загадки:
1) Это микроорганизмы, они живут повсюду, их можно рассмотреть только в микроскоп? (Бактерии). - царство бактерий.
2) Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц). - царство животных.
3) Стоит лепёшка на одной ножке: кто мимо не пройдёт, всяк наклонится? (Гриб). - царство грибов.
4) Какой колокольчик не звенит? (Цветок - колокольчик). - царство растений. Работа в индивидуальных карточках. 8. Подведение итогов урока. Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали? - Дальнейшее знакомство с миром природы мы продолжим на следующем уроке. Природа требует к себе бережного отношения. Человек должен жить так, чтобы не навредить природе, а помогать ей! Человек может сохранить чистым воздух и воду, леса и луга. Он может защитить растения и животных от вымирания. Но для этого человеку надо быть разумным. Любите родную природу - Озёра, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей. 9. Домашнее задание, оценки. Выводится на отдельном слайде. Учебник, стр. 80 - 82, читать, отвечать на вопросы, ТПО - стр. 32 упр.74