- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему Русская сказка Морозко. Характеристика героев
Конспект урока по литературному чтению на тему Русская сказка Морозко. Характеристика героев
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зудилова С.А. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Предмет литературное чтение
Класс 3
Учитель Зудилова Светлана Александровна Программа УМК «Перспектива» Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Учебник. Литературное чтение. 3 класс, часть 1
Тема урока: Русская сказка «Морозко». Характеристика героев.
Целевые установки урока: познакомить с русской народной сказкой «Морозко» в обработке А.Н. Толстого; учить делить текст на части; анализировать содержание текста по вопросам, обогащать словарный запас; развивать внимание, творческие способности.
Образовательные технологии: технология сотрудничества
Форма урока: урок-диалог Оборудование урока: диск СD Литературное чтение. 3 класс. Электронное приложение к учебнику, электронная презентация, магнитная доска, таблица «Особенности волшебной сказки», карточки для парной, групповой , индивидуальной работы, жетоны - снежинки Ход урока:
1) Оргмомент.
- Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли на урок. Улыбнитесь им, ребята. Встаньте ровно и покажите, как хорошо мы научились работать.
Вопросы (ответы хором)
-
Вы готовы секреты литературы открывать?
-
Ум и смекалку не забыли взять?
-
Постараетесь всё понять?
-
А речь будете развивать?
За каждый правильный ответ даётся жетон-снежинка.
- Желаю вам удачи! За работу! Садитесь.
2) Проверка д/з.
- Что было задано на дом?
Вопросы 9 (пословицы), 12 по учебнику.
Вопрос 12 (особенности волшебной сказки)
-
происходят невероятные события
-
удивительные превращения
-
необычные герои
-
волшебные предметы и помощники
-
борьба добра и зла
3) Актуализация знаний
А) «Эффект яркого пятна»
Показываю рукавицы Деда Мороза. (Надеть на ребёнка)
- Чьи это рукавицы?
- Как ещё можно назвать Деда Мороза? (дедушка, Морозко)
В русской сказке, которую мы сегодня будем читать, его называют МОРОЗКО.
Б) ЦЕЛЬ: Вам надо научиться читать сказку, чтобы прочитать её по ролям.
- Что для этого вам нужно? ( ЗАДАЧИ урока: понять смысл сказки, разобрать характер героев)
В) Прогнозирование
- Кого вы представляете, когда слышите слово «Морозко»?
4) Работа над произведением.
А) ЧТЕНИЕ, СЛУШАНИЕ СКАЗКИ (читает учитель, аудиозапись)
Лучше представить Морозко нам поможет сама сказка.
Б) Краткая беседа по прочитанному
- Понравилась сказка?
- Передайте ваши впечатления. Что именно понравилось? или кто понравился?
В) СЛОВАРНАЯ РАБОТА (на экране, СЛАЙД 1) - дети пытаются объяснить смысл фраз сами
Перевернёшься - бита
Недовернёшься - бита
Ещё до свету
Баба расходится - не скоро уймётся
Озноб пробирает замёрзла до дрожи
чуть дух переводит
В злате, в серебре везут
Глянула - и руки врозь
Сгинь, пропади, проклятый!
Окостеневать стала, окостенела замерзла до смерти
Рогожу отвернула (СЛАЙД 2)
Г) - Назовите героев сказки:
Падчерица - кто это? прочитайте объяснение по толковому словарику и из текста
Мачеха
Старик
Старухина дочь
Морозко
Собачка
Д) Деление сказки на смысловые части, составление плана. (Самостоятельная работа в группах).
Даётся деформированный план (для всех групп один)
Карточка (клей)
- «Соберите» план по сказке.
План нарезан кусочками.
Е) Самопроверка работы групп (по ЭКРАНУ - СЛАЙД 3)
План.
1. Жизнь падчерицы и старухиной дочери.
2. Падчерица в лесу у Морозко.
3. Старикова дочь возвращается с подарками.
4. Старухина дочь у Морозко.
5. Старуха встречает свою дочь.
5) Работа над характеристикой героев.
А) часть 1 (вычитывание, фронтально)
- Найдите слова, которые характеризуют падчерицу. Как ей жилось? Какая она была? (трудолюбивая, замученная, всегда уставшая)
- Найдите слова, которые характеризуют старухину дочь. Какая была она? (ленивая, заласканная)
- Какая была мачеха? (жестокая, злая, грубая, несправедливая)
Ф/М (СЛАЙД 4)
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной.
На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.
Б) Работа в паре по вопросам учебника.
1 ряд: с. 80 вопросы 3,4,5 Доказывают текстом.
2 ряд: с. 80 вопрос 6
3 ряд: с. 80 вопрос 7
В) Проверка (добавление черт характера)
Г) Индивидуальная работа по карточкам.
Карточки:
Подчеркни слова, которые характеризуют падчерицу:
Ленивая
трудолюбивая
спокойная
добрая
злая
жестокая
грубая
вежливая
воспитанная
невежливая
себялюбивая
терпеливая
бессердечная
Подчеркни слова, которые характеризуют старухину дочь:
Ленивая
трудолюбивая
спокойная
добрая
злая
жестокая
грубая
вежливая
воспитанная
невежливая
себялюбивая
терпеливая
бессердечная
Подчеркни слова, которые характеризуют старуху:
Ленивая
трудолюбивая
спокойная
добрая
злая
жестокая
грубая
вежливая
воспитанная
невежливая
себялюбивая
терпеливая
бессердечная
Подчеркни слова, которые характеризуют Морозко:
Мудрый
Добрый
Безвольный
Слабохарактерный
Справедливый
Вежливый
Злой
Ласковый
Грубый
Трусливый
Боязливый
Нерешительный
Подчеркни слова, которые характеризуют старика:
Мудрый
Добрый
Безвольный
Слабохарактерный
Справедливый
Вежливый
Злой
Ласковый
Грубый
Трусливый
Боязливый
Нерешительный
Д) - А на какого героя вы хотели бы быть похожими? (мнения детей)
6) Итог урока.
А) - Доскажите: Сказка - ложь, да в ней намёк. Добру молодцу …
- Чему же учит эта сказка? На что намекает сказка?
- Можно ли её назвать волшебной?
Б) Подсчёт жетонов-снежинок.
7) Д/з: научиться читать по ролям, передав голосом характеры героев.