Конспект урока по литературному чтению на тему Русская сказка Морозко. Характеристика героев

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет литературное чтение

Класс 3

Учитель Зудилова Светлана Александровна Программа УМК «Перспектива» Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Учебник. Литературное чтение. 3 класс, часть 1

Тема урока: Русская сказка «Морозко». Характеристика героев.

Целевые установки урока: познакомить с русской народной сказкой «Морозко» в обработке А.Н. Толстого; учить делить текст на части; анализировать содержание текста по вопросам, обогащать словарный запас; развивать внимание, творческие способности.

Образовательные технологии: технология сотрудничества

Форма урока: урок-диалог Оборудование урока: диск СD Литературное чтение. 3 класс. Электронное приложение к учебнику, электронная презентация, магнитная доска, таблица «Особенности волшебной сказки», карточки для парной, групповой , индивидуальной работы, жетоны - снежинки Ход урока:

1) Оргмомент.

- Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли на урок. Улыбнитесь им, ребята. Встаньте ровно и покажите, как хорошо мы научились работать.

Вопросы (ответы хором)

  1. Вы готовы секреты литературы открывать?

  2. Ум и смекалку не забыли взять?

  3. Постараетесь всё понять?

  4. А речь будете развивать?

За каждый правильный ответ даётся жетон-снежинка.

- Желаю вам удачи! За работу! Садитесь.

2) Проверка д/з.

- Что было задано на дом?

Вопросы 9 (пословицы), 12 по учебнику.

Вопрос 12 (особенности волшебной сказки)

  • происходят невероятные события

  • удивительные превращения

  • необычные герои

  • волшебные предметы и помощники

  • борьба добра и зла

3) Актуализация знаний

А) «Эффект яркого пятна»

Показываю рукавицы Деда Мороза. (Надеть на ребёнка)

- Чьи это рукавицы?

- Как ещё можно назвать Деда Мороза? (дедушка, Морозко)

В русской сказке, которую мы сегодня будем читать, его называют МОРОЗКО.

Б) ЦЕЛЬ: Вам надо научиться читать сказку, чтобы прочитать её по ролям.

- Что для этого вам нужно? ( ЗАДАЧИ урока: понять смысл сказки, разобрать характер героев)

В) Прогнозирование

- Кого вы представляете, когда слышите слово «Морозко»?

4) Работа над произведением.

А) ЧТЕНИЕ, СЛУШАНИЕ СКАЗКИ (читает учитель, аудиозапись)

Лучше представить Морозко нам поможет сама сказка.

Б) Краткая беседа по прочитанному

- Понравилась сказка?

- Передайте ваши впечатления. Что именно понравилось? или кто понравился?

В) СЛОВАРНАЯ РАБОТА (на экране, СЛАЙД 1) - дети пытаются объяснить смысл фраз сами

Перевернёшься - бита

Недовернёшься - бита

Ещё до свету

Баба расходится - не скоро уймётся

Озноб пробирает замёрзла до дрожи

чуть дух переводит

В злате, в серебре везут

Глянула - и руки врозь

Сгинь, пропади, проклятый!

Окостеневать стала, окостенела замерзла до смерти

Рогожу отвернула (СЛАЙД 2)

Г) - Назовите героев сказки:

Падчерица - кто это? прочитайте объяснение по толковому словарику и из текста

Мачеха

Старик

Старухина дочь

Морозко

Собачка

Д) Деление сказки на смысловые части, составление плана. (Самостоятельная работа в группах).

Даётся деформированный план (для всех групп один)

Карточка (клей)

- «Соберите» план по сказке.

План нарезан кусочками.

Е) Самопроверка работы групп (по ЭКРАНУ - СЛАЙД 3)

План.

1. Жизнь падчерицы и старухиной дочери.

2. Падчерица в лесу у Морозко.

3. Старикова дочь возвращается с подарками.

4. Старухина дочь у Морозко.

5. Старуха встречает свою дочь.

5) Работа над характеристикой героев.

А) часть 1 (вычитывание, фронтально)

- Найдите слова, которые характеризуют падчерицу. Как ей жилось? Какая она была? (трудолюбивая, замученная, всегда уставшая)

- Найдите слова, которые характеризуют старухину дочь. Какая была она? (ленивая, заласканная)

- Какая была мачеха? (жестокая, злая, грубая, несправедливая)

Ф/М (СЛАЙД 4)

Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной.

На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.

Б) Работа в паре по вопросам учебника.

1 ряд: с. 80 вопросы 3,4,5 Доказывают текстом.

2 ряд: с. 80 вопрос 6

3 ряд: с. 80 вопрос 7

В) Проверка (добавление черт характера)

Г) Индивидуальная работа по карточкам.

Карточки:

Подчеркни слова, которые характеризуют падчерицу:

Ленивая

трудолюбивая

спокойная

добрая

злая

жестокая

грубая

вежливая

воспитанная

невежливая

себялюбивая

терпеливая

бессердечная

Подчеркни слова, которые характеризуют старухину дочь:

Ленивая

трудолюбивая

спокойная

добрая

злая

жестокая

грубая

вежливая

воспитанная

невежливая

себялюбивая

терпеливая

бессердечная

Подчеркни слова, которые характеризуют старуху:

Ленивая

трудолюбивая

спокойная

добрая

злая

жестокая

грубая

вежливая

воспитанная

невежливая

себялюбивая

терпеливая

бессердечная

Подчеркни слова, которые характеризуют Морозко:

Мудрый

Добрый

Безвольный

Слабохарактерный

Справедливый

Вежливый

Злой

Ласковый

Грубый

Трусливый

Боязливый

Нерешительный

Подчеркни слова, которые характеризуют старика:

Мудрый

Добрый

Безвольный

Слабохарактерный

Справедливый

Вежливый

Злой

Ласковый

Грубый

Трусливый

Боязливый

Нерешительный

Д) - А на какого героя вы хотели бы быть похожими? (мнения детей)

6) Итог урока.

А) - Доскажите: Сказка - ложь, да в ней намёк. Добру молодцу …

- Чему же учит эта сказка? На что намекает сказка?

- Можно ли её назвать волшебной?

Б) Подсчёт жетонов-снежинок.

7) Д/з: научиться читать по ролям, передав голосом характеры героев.











© 2010-2022