Урок Исторические памятники в селе Троицкое

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В степи необъятно широкой Урок Исторические памятники в селе Троицкое

Курганы-могилы стоят

И тайну эпохи глубокой

Великую в недрах хранят.

А каменные бабы чуть надменно

На все взирают молча и лукаво.

О, сколько бы могли они поведать,

Но уст не разомкнуть. Ах, боже правый!

Евграф Савельев.



Исторические памятники в нашем селе. О том, что наш край никогда не был безлюдным, говорят многочисленные курганы, разбросанные по степи, да каменные бабы, стоявшие, как стражи, на их вершинах... Еще несколько десятилетий назад эти каменные изваяния, столь же загадочные, как и статуи острова Пасхи, можно было встретить не только в музеях, но и в нашем крае. На территории нашего села есть исторический памятник 10 века - это каменная фигура половецкой бабы. Половцы появились на Дону в 10 веке. Они пришли с острогов Алтая и принесли с собой особые, отличавшиеся от местных, обычаи и религиозные верования. Ученые считают, что на вершинах холмов они устраивали святилища, территорию вокруг которых обкладывали камнями, а в центре ставили каменную фигуру. Название такого места на их языке звучало как «баба», отсюда - и название памятника.

Урок Исторические памятники в селе Троицкое





Урок Исторические памятники в селе Троицкое

Вокруг нашего села на самых высоких точках в степи, расположены одиночные или групповые курганы. Может они представляли могилы или военно-наблюдательные пункты. Правда, иногда в уже готовом кургане хоронили какого-нибудь кочевника, мусульманина или казака, но главное назначение курганов-удобство наблюдения за скотом, рассыпавшимся по степи. Скотоводство - древнейшее занятие здешнего населения. Поэтому для обозрения окрестностей приходилось насыпать несколько курганов один близ другого. «Тайны донских курганов» В. Л. Моложавенко. - Ростов н/Д: Книжное издательство, 1967.Урок Исторические памятники в селе Троицкое Длительное время казаки были единственной силой на юге страны, которая не только оборонялась, но и атаковала базы турецко-татарской агрессии против России. Много было пролито казачьей крови, по всей степи раньше стояли братские могилы, но время сравняло их с землей. Немало интересных людей видел наш край, много историй, печальных и веселых, героических и обыденных пережили наши предки за два с половиной века. Воспоминания и легенды передавались от поколения к поколению. В казачьих поверьях степную ковыль - траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков -казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят ее в дом. Наши предки, веками жившие рядом с ковылем, никогда его не рвали ради простого интереса. Может быть из - за того, что с незапамятных времен в народе существовало поверье, кто сорвет ковыль и принесет его в жилище, того в скором времени постигнет несчастье. Это поверье сохранилось с тех времен, когда как только зацветал ковыль, на нашу землю устремлялись иноземные конники. И стоял тогда плач и стон на многие версты. Так ковыль началом цветения предупреждал о надвигающемся несчастье. Это растение и помогало бороться с врагами. Во время цветения ковыля в степи было недостаточно корма для лошадей. Вместе со скудным кормом вражеские лошади поедали и часть ковыля. Острые зерна этого растения втыкались в языки лошадей. После чего развивалось заболевание, которое очень трудно лечилось. Лошади не могли уже полноценно питаться. В результате слабели и погибали. Так ковыль помогал от набегов врагов.

В народе это растение называют шелковой травой, травой-защитницей, травой горя, травой - печали. Нам рассказали такую легенду:
«Вышли воины-русичи в бескрайнее поле степное, разноцветьем укрытое, начали с ворогом биться, да и полегли все, но басурманов побили...
А когда пришли люди на потоптанное, разрытое копытами поле, пособирали врагов мертвых и в ту речку покидали, что во вражью сторону текла, а своих похоронили, но не стали могильных холмов делать-разровняли все поле, чтоб ромашки на нем выросли и другие цветы вешние...
Только чудная стала трава на поле расти-жесткая, стеблистая, а под осень каждая травинка выбросила белые волосы. Поседело, выходит, поле от горя великого.
С той поры и повелось: погибнет казак в сече за землю родную, ляжет в нее костьми- и вырастет еще одна седая травинка, стоит да плачет под ветром.
И Ярославна, причитая по милому, поминает ковыль-траву: "О ветре, ветрило! Чему, господине, мое веселие по ковылю развея..."
В старину на Дону ковыль за украшение считали-букет не был букетом без белой шелковистой метелки ковыля...
И еще ковыль- это растение -барометр. Его ость, как часовая пружина, при изменении влажности воздуха то скручивается, то раскручивается. По ковылю казаки предсказывали погоду, причем, круглый год! А вообще его назвали ковылем, потому что ковыляет, колышется под степными ветрами...



Есть еще одно поверье о "лазоревом цветке" - дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Не алые головки тюльпанов колышет ветер - это души казаков, погибших в боях, походах на чужбине, распускаются на несколько дней в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь, пролитую казаками. И сейчас, весной, в нераспаханной степи цветут тюльпаны, потому и называют казаки степь лазоревой, и исстари не рвут в степи цветок лазоревыйУрок Исторические памятники в селе ТроицкоеУрок Исторические памятники в селе Троицкое О лазоревом цветке существует такая легенда: «Край наш казачий славится своей красотой. Благодать летом у нас такая! Цветут лазоревые цветики. Уж очень они любы. И сказка о них такая. В очень давние, незапамятные времена, при первом из Романовых царе Михаиле Федоровиче случилось. Наши казаки не в ладах жили тогда с турками, бились с басурманскою их силой. Очень уж казакам они докучали, чинили разбойничьи набеги, разоряли казачьи городки. В самом устье Дона, загораживая ход в море, стояла их крепость Азов, с каменными стенами, с высокими башнями. Казакам была она как кость поперек горла. На войсковом кругу не раз судили-рядили и порешили взять ее с боя. Снарядились честь-честью. Под Азовом объявились нежданно-негаданно. Спохватились турки, да поздно, казаки идут на приступ. Сеча была превеликая, дрались врукопашную. Дрогнула, не устояла басурманская рать. Казаки осилили, взяли Азов. Глядят, не прошло недели - от вражеских парусов все синее море стало белым-бело. Турецким кораблям нет счета. Казаки к царю Михаилу Федоровичу шлют гонцов. Просят помощь. Но он отписал казакам, чтобы они не забижали басурман-турок, зря не ходили в море, не гневили бы турецкого султана. Казаки прочли эту грамотку и пустили ее с крепостной стены в степь, кинули туркам на смех. Сами же стали биться пуще. Осаду казаки выдержали, но их осталось горстка, да и те переранены. Не могли держаться больше, взорвали башни и крепостные стены, ушли к себе на Дон. Много в Азове-крепости полегло казаков. О погибших плакали их жены, невесты и матери. На утренних зорях, до восхода солнца они выходили в степь, кликали своих ненаглядных. Лились на землю горькие, как полынь-трава, слезы. А по весне там, где они упали, расцвели цветы лазоревые. Слышал я обо всем этом от своего деда, а теперь вот и вам рассказал… Глядя на эти цветочки, вспоминайте, внучата, о героях-казаках, что жизни своей не пожалели, чтоб защитить Россию-матушку!» Урок Исторические памятники в селе Троицкое «В истории Примиусья известны и редкие природные явления, о которых хочется сказать особо. 11 января 1838 года в холодное раннее утро жители Примиусья и всего Приазовья услышали, как в домах загремела посуда, стали подпрыгивать стулья и столы, в сараях замычал скот, во дворах метались перепуганные собаки. Это было землетрясение. Затем землетрясение было отмечено ещё раз в начале Первой мировой войны, но значительно меньшей силы. На этот раз в ночной тишине только позвякивала посуда.Урок Исторические памятники в селе ТроицкоеУрок Исторические памятники в селе Троицкое А 17и 18 июня 1908 года жители Примиусья наблюдали красивое, но очень редкое в наших географических широтах явление - северное сияние. Об этом необыкновенном явлении писала газета «Приазовский край» от 5 июля 1908 года. Затем оно повторилось только летом 1941 года. Как видно из статистики, в наших краях аномальные явления повторяются примерно один раз в сто лет». Урок Исторические памятники в селе Троицкое


© 2010-2022