Сайт учителя, как средство повышения профессиональной компетенции

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Сайт учителя, как средство повышения профессиональной компетенции
Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. По оценке американских ученых ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, которыми должен владеть специалист. Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования. Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить суждения и предпринимать различные действия. Она должна обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности. Поэтому мы считаем работу по совершенствованию профессиональной компетентности главным средством управления качеством образования в учебном учреждении. Качество образования - социальная категория, определяющая результативность процесса образования в школе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии детей и профессиональной компетентности педагогов. Стратегия развития школы, обеспечивающая качество образования, требует четкого определения таких понятий как профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка педагога, профессиональная компетентность педагога. По определению П.И. Третьякова профессиональное становление педагога - профессионализация человека (раскрытие его сущностных сил в профессии) в ходе формирующих субъектных воздействий, характеризующаяся системностью и динамичностью личностных и деятельностных преобразований субъекта труда. Профессиональная подготовка педагога - специально организованный процесс профессионализации и результат овладения субъектом системой профессионально- педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности и мотивационно - ценностного отношения к педагогической культуре. Профессиональная компетентность включает в себя знания о всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности, а также опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент, профессионально-педагогические умения. Профессиональная компетентность может рассматриваться как сумма частных компетентностей, образующих новое качество личности педагога. Исследование профессиональной компетентности педагога - одно из ведущих направлений деятельности целого ряда ученых (В.Н.Введенский, В.Г.Воронцова, Е. Вторина, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, С.Г.Молчанов, Л.А.Петровская, Г.С. Сухобская, Т.И.Шамова) В структуре профессиональной компетентности педагога наряду с другими выделяют технологическуюсоставляющую, которую, по мнению Л. К. Гребенкиной, можно назвать технологической компетентностью. В ее содержание входят: - знание технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения; - владение компьютерными технологиями; - умение творчески применять эти знания; - умение проектировать воспитательно-образовательный процесс; - умение анализировать эффективность и результаты своей деятельности. Основными факторами развития профессиональной компетентности, по мнению Е.Н. Никифоровой, являются: - приобретение новых знаний и функциональное совершенствование умений и навыков; - субъективный смысл желаемых результатов. - умение передать, полученный опыт по средством ИКТ-технологий. И вот здесь в помощь педагогу рекомендую - педагогический сайт. Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании сайта учителя. Он есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью сайта решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание сайта - хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности. Сайт является действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя.
Сайт- это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Струкура сайта является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений. Очевидно, что сайт сегодня, пожалуй, наиболее удобный инструмент для представления любых продуктов деятельности. По сравнению с бумажным носителем, который может представить лишь текст и изображение, сайт имеет возможность также донести информацию в мультимедийных формах. И чем бы ни занимался человек, представить свое творчество или себя самого в многочисленных электронных форматах оказывается довольно простым делом. Поэтому сегодня в Сети можно обнаружить многочисленные персональные сайты дизайнеров, журналистов, писателей и актеров При этом надо выделить два типа персональных сайтов: первые (назовем их условно «авторскими») создаются и поддерживаются усилиями, временем, энергией одного человека; вторые («фан-сайты») непосредственно автором не ведутся, но реализованы сторонними разработчиками, их заказчиками могут выступать поклонники (как, например, в случае с актерскими сайтами). Нам будут интересны сайты первой группы - авторского сайта.
Какие цели преследует создание персонального сайта?
  1. Предоставление возможности потенциальному клиенту (здесь это понятие использовано в самом широком смысле - читатель, покупатель, партнер) получить полное представление об авторе и его «продукте». Здесь же обратим внимание на значимый момент: сайт привлекает к себе единомышленников, что, в свою очередь, создает предпосылки для налаживания большого числа профессиональных контактов и определения перспектив.

  1. Перекликающаяся с предыдущим пунктом цель - визитная карточка - собрание материалов портфолио, на которое можно просто дать ссылку (что экономит время как автора сайта, так и клиента).

  1. Трибуна. Для многих людей, имеющих свои сайты, значимым является возможность периодического обращения к потенциальной аудитории. Для этого часто используется механизм блогов.

  1. Опыт. Многие авторы сайтов говорят о приобретении новых навыков при создании собственного сайта: умении писать, опыте программирования и веб-дизайна и др.

Рассмотрим с этих позиций такую новую образовательную реалию, как учительский сайт - веб-проект, представляющий педагогические профессиональные достижения. Интересно то, что наряду с полностью авторскими педагогическими сайтами встречаются и созданные учителями проекты, посвященные своему предмету, на которых фигура автора никак не обозначена.

Для кого создается учительский сайт, кто может быть его потенциальным пользователем?
Во-первых (и это сегодня, пожалуй, самый распространенный случай), пользователем учительского сайта становится педагог-коллега. У нас часто и небезосновательно говорят, что уровень интернетизации нашего педагогического сообщества повышается. Если, допустим, в 2000 году увидеть в Сети учителя было диковинно, то сейчас огромное число педагогов активно пользуются Интернетом. Однако тут есть своя специфика: сегодня учитель в большинстве случаев рассматривает веб как источник информации, использует его в монологическом режиме: «нашел-скачал-ушел». Вступить в дискуссию, оставить комментарий, обратиться с вопросом - эти формы сетевой активности пока не органичны для большинства (подтверждение тому - сетевые педагогические сообщества (например, Интергуру или Сеть творческих учителей), в которых пока что количество участников дискуссий трудно назвать многочисленным). Поэтому при работе с этим адресатом автор сайта - учитель должен быть готов к тому, что счетчик посещаемости будет показывать неплохие результаты, но происходить это будет преимущественно в тишине, кто эти «мертвые души» - сказать будет сложно. То есть сегодня учительский сайт как инструмент для установления профессиональных контактов и поиска единомышленников - самый удобный инструмент.

Задачи сайта (условно)

  1. Популяризация детских достижений, демонстрация продуктов деятельности. Очевидно, что красноречивее любых формальных категорий и грамот о качестве работы учителя свидетельствует уровень работ его учеников. Сайт - прекрасная выставка таких работ в различных форматах. Они могут стать поводом как для профессионального диалога с коллегами, так и быть фактором повышения ученической самооценки.

  1. Реализация возможностей дистанционного образования. Есть дети, которые пропускают занятия (по болезни, «спортсмены», активно занимающиеся в кружках, 11-классники, которые ходят на курсы). Для них можно размещать задания, ссылки на источники, дополнительный материал. Можно комментировать выполнение этих заданий. То же самое - для организации индивидуальной учебно-исследовательской работы.

Целью формулирования этих теоретических положений являлась попытка определить актуальные и уникальные возможности учительского сайта как образовательной реалии. Ведь учительский сайт как образовательный инструмент может быть успешным и востребованным лишь в случае, если он выполняет новые образовательные функции, а не просто дублирует существующие. С этой же точки зрения не имеет смысла создавать сайты, являющиеся переложением «бумажных» пособий в электронные - это не привносит ничего нового и работать не будет.
Посмотрим теперь, что представляют собой существующие сегодня учительские сайты. Просматривая страницы этих проектов, можно выделить ряд компонентов, из которых обычно состоит современный учительский сайт.
В первую очередь, это, естественно, содержание педагогической деятельности: материалы к урокам, методические разработки, ученические работы. Во-вторых, на персональных сайтах обычно представлена личная характеристика автора - небольшое самопредставление. Третьим компонентом обычно выступает форма обратной связи: на учительских сайтах обычно это гостевая книга. Какие выводы можно сделать из этого краткого обзора?


  1. Учительских сайтов пока что действительно мало. Если сравнить процент персональных сайтов в науке, кино и театре, компьютерных отраслях, с одной стороны, и в образовании, с другой, то образование здесь количественно проигрывает. Причин, думается, здесь несколько. Во-первых, степень компьютеризации и интернетизации педагогического сообщества в целом пока ниже, чем у представителей других профессий. Во-вторых, более серьезной причиной видятся особенности менталитета (во многом не изменившегося с советских времен), которые заключаются в негласном порицании тех, кто «выставляет себя на показ» (а создание персонального, пусть даже профессионально ориентированного сайта именно так может расцениваться). Для многих создание учительского сайта - показатель нескромности, а мысль о том, что в этом случае профессионал может выше котироваться на рынке труда, пока что далека от педагогического большинства. Третьей причиной оказывается подсознательный страх и неуверенность в своей компетенции, зависимость от чужого мнения у учителей: так, лишь около 10% слушателей курсов на вопрос «Стали бы вы создавать свой сайт?» отвечали утвердительно, большинство же реагировало либо резким «нет», либо вопросами: «А откуда у меня столько времени, чтобы сайт вести?», «А что я туда буду класть, у меня ничего особенного нет», «А если кто-то придет и начнет критиковать или будет писать гадости?». Думается что вторая и третья причины более сильны и значимы, чем внешняя (и быстрее преодолевамая) первая.

  1. Я не буду утверждать, что описанные цели учительского сайта как образовательного инструмента однозначно верны и этими пунктами проблема исчерпывается. Очевидно, что список может быть расширен и уточнен. Важно другое: эти цели необходимо выделять, видеть учительский сайт как инструмент решения уникальных образовательных задач необходимо, иначе он не будет востребован. Пока же мы видим, что нашими учителями мало отрефлексирован этот инструмент - именно поэтому на многих сайтах обнаруживаем переведенные в электронный вид бумажные источники, которые инструментально не работают.
Сможем ли мы в будущем увидеть учительские сайты, которые станут образовательным каналом, параллельным реальному и приносящему свои результаты? Время покажет. На сегодняшний день у меня есть собственный веб-ресурс . Я долго думала над его названием и назвала его «Ключик к мастерской секретов». Он имеет много разделов и подразделов, основными являются Новости, Коллекция находок, рубрика Корреспондент, сокровищница советов, Английский в фокусе и конечно же рубрика Школа-семья. Каждый из разделов асиимилирован на подгруппы: сундучок здоровья, мастерская родителей, мои разработки ,почемучка, рубрика языковед и прочие. Сайт помогает сохранять всю информацию, область теги дает возможность в кратчайшие сроки найти необходимую статью и воспользоваться ее. Кроме того, сайт с помощью того же облака соединен с сайтом МОН ДНР, я вижу последние новости и события в нашей педагогической сфере. Довольна ли я тем, что имею сайт? - Да,очень. Я считаю, что сайт учителя- средство повышения профессиональной компетенции, новый виток в образовательном процессе, новое дыхание, новое средство общения и восприятия.






















Сайт учителя, как средство повышения профессиональной компетенции

Сайт учителя, как средство повышения профессиональной компетенции
Воеводина А.Н
© 2010-2022