Артикуляционная гимнастика в коррекционной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Артикуляционная гимнастика в коррекционной школе.

Подготовила: учитель начальных классов Шпаченко Н.Н.

Перед учителем коррекционной школы стоят трудные задачи: овладение учащимся навыками устной и письменной речи. Устная речь ребёнка имеет первостепенное значение, так как через неё происходит формирование письменного навыка воспитанника специальной школы. Проблемы с устной речью у ребёнка приводят к снижению уровня успеваемости на уроках в школе, трудностям в общении со сверстниками и взрослыми людьми и тормозят развитие интеллектуальных способностей.

Для правильного и точного звукового произношения ребёнок должен иметь правильно сформированный речевой аппарат (язык, губы должны иметь силу и гибкость, точно и быстро менять положение для произношения различных по сложности звуков). Для этого в начальной школе широко используется артикуляционная гимнастика.

Регулярные занятия артикуляционной гимнастикой развивают речевой слух ребёнка, помогают научиться чёткому, правильному произношению. Необходимо всегда помнить, что фонетически чётко поставленное произношение - это основа для формирования письменного навыка в начальных классах коррекционной школы. Правильно подготовленные мышцы речевого аппарата являются первой ступенью коррекции нарушений речи при сложных нарушениях звукопроизношения.

На первом этапе освоения основ артикуляционной гимнастики следует показать учащемуся основные положения языка и губ. Начинать упражнения следует с 2-3 разового повтора, постепенно увеличивая нагрузку до 5-6 раз. Делать задания рекомендуется перед индивидуальным зеркалом, очень медленно, контролируя правильность выполнения. Упражнения сопровождаются показом карточек с изображением их названия и упражнениями для развития дыхания, голосовых связок, речевой активности.

Примерные упражнения: *

  1. «Бегемотики» - открыть рот как можно шире, удерживать в таком положении до счёта «пять», затем закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем, в бегемотиков играем:

Широко откроем ротик, как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя, до пяти считаю Я.

А потом закроем рот - отдыхает бегемот.

О.Перова

  1. «Слон» - вытянуть вперёд губы трубочкой, «набрать» водичку, при этом слегка причмокивать.

Я водичку набираю и ребяток поливаю!

Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну.

А теперь и отпускаю и на место возвращаю.

Е.Косинова

На втором этапе задания усложняются, увеличивается темп выполнения. Важно добиться от учащихся умения удерживать положения губ и языка неизменным на разные промежутки времени. Упражнения должны выполняться плавно, чётко и точно.

Примерные упражнения: *

  1. «Заведи мотор» - улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын…» (сначала медленно, затем - темп увеличивается). Повторять 10-15 секунд.

А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН-дын, дын; ДЫН-дын, дын…»(выделенный слог произносится сильнее, на него делается ударение). Повторить 4-5 раз.

По шоссе машина мчит, во все стороны рычит.

За рулём лихой шофёр, «Дын-дын-дын» - гудит мотор.

  1. «Раз, два, три, за мною повтори» (игра для развития речевого слуха) - посмотри на рисунки. Девочка поёт: «А-а-а-а», Волк воет: «У-у-у-у», мышка пищит: «И-и-и-и», певец поёт: «О-о-о-о», медведь ревёт: «Ы-ы-ы-ы».

- угадай, кто это. (Учитель произносит эти звуки, а ребенок угадывает).

- изобрази всех, кто нарисован на картинке.

- угадай, кто пел свою песны сначала, а кто потом. (учитель произносит два вида звуков, например: «А-а-а-а; и-и-и-и»).

Если регулярные занятия не приносят должного эффекта и результата, необходимо обратиться к логопеду. При более «сложных» случаях - к врачу-логопеду для проведения специального массажа.

* «Уроки логопеда», Е.Косинова, Москва, «Эксмо», 2006 год.

© 2010-2022