- Преподавателю
- Начальные классы
- Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ (материал для пед. чтений)
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ (материал для пед. чтений)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Шипулина Н.Е. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ
(МОУ «Железнодорожная СОШ №2»
Шипулина Наталья Евгеньевна,
учитель начальных классов,
1 квалиф. категория)
Курс ОРКСЭ - составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность. Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый. Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной и интересной форме. Одна из особенностей данного курса - обязательное использование ИКТ на уроках и при подготовке обучающимися домашнего задания. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использовать ИКТ можно на любых этапах урока: актуализация знаний, открытие учащимися новых знаний, закрепление, самостоятельная работа, выполнение домашнего задания.
Электронный
учебник
Просмотр роликов и
фильмов
Обучающее и контрольное тестирование
Прослушивание
музыки
Использование интернет-ресурсов при
подготовки д.з.
Защита проектов
Демонстрационные
презентации
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Часто на уроках просматриваем видеоролики, созданные специально для урока или отрывки из мультфильмов, фильмов или даже фильмы. Это позволяет наглядно представить, прочувствовать с героем, учит сопереживать. Так по теме «Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества» урок начинаем с просмотра видеоролика «Для меня семья - это...». Данный ролик был снят специально к уроку, рассуждают четвероклассники нашей школы о роли семьи. После просмотра ребята пытаются ответить на вопрос:- А что для меня значит семья? На уроке «Честь и достоинство» использую одну из серий мультфильма про Лунтика - «Долг чести». На примере героя, любимого детям легче детям объяснять довольно сложные понятия для них. По теме «Стыд, вина, извинения» использую 2 отрывка из мультфильмов про Лунтика и Смешариков: «Утерянные извинения» и «Извинились». После просмотра дети легко делают вывод о важности слов извинения и о том, что извиняться не надо стесняться. По теме «Совесть» детям нравится смотреть мультфильм «Солдатская песня», снятый по произведению Саши Чёрного из сборника «Гора самоцветов». Дети делают самостоятельно вывод: ангел-хранитель это и есть наша совесть! Понятие «альтруизм и эгоизм» понятны детям после просмотра фрагмента мультфильма «Цветик-семицветик» (концовка). На уроке «Жизнь человека-высшая нравственная ценность» использую православный мультфильм «Твой крест», который наглядно объясняет фразу, которую часто мы слышим от окружающих- «Господи, за что…?» и т.д. Много работаем на уроках по видео притчам. Их в копилке у меня уже около 20 роликов. А роликов к урокам около 50 штук. Своими находками охотно делюсь с коллегами не только в школе, но и в районе. Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсии. Ведь не в каждой школе есть возможность посетить храм или мечеть, музей или галерею. Можно провести туда заочную (виртуальную) экскурсию, где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, 3D модели залов, позволяющие в реальном времени «путешествовать» по музею, получать необходимую информацию из всплывающих подсказок и аудиофайлов. Применение ИКТ формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования, развивает личностные, регулятивные, метопредметные УУД.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
В 2014 году на фестивале ОРКСЭ Алина Перескокова заняла 3 место с работой «Вера или суеверие?», а в 2015 году Воротилкина Дарья и Артемьев Костя заняли 2 место с исследовательской работой «Что такое счастье?».
Сумел заинтересовать - сам получил удовлетворение от работы.