Доклад на тему «Звуко-буквенный анализ слова»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, малышу необходимо разобраться в назначении свойств, качеств, предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности. Необходимы знания, которые помогут ребенку ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека. Исследования педагогов и психологов свидетельствуют о возможностях младших школьников не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснить их. Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в преддошкольном возрасте. Усвоение звуковой стороны слова - длительный процесс, он осуществляется в различных видах деятельности детей. Задача учителя состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывный звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. Начинать эту работу нужно с первых дней ребенка в школе. Школа призвана ввести ребенка в теорию письма и чтения, помочь ему осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Чем раньше ребенок начнет читать, тем лучше, таково убеждение родителей, ставящих письменность, книжное знание выше многих других ценностей цивилизации. Как легко, безопасно и весело ввести ребенка в письменность? Как увлечь его тренировкой в технике чтения и привить вкус к самостоятельному чтению. Как избежать самого распространенного и самого трудно устранимого дефекта: ребенок очень любит слушать, как ему читают, но отказывается учиться читать сам. Замечательные принципы обучения грамоте разработал детский психолог Д.Б. Эльконин. Они выдержали полувековую практическую проверку: во-первых, у ребенка воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов, которая дает ему неоценимые преимущества при дальнейших орфографических занятиях. Дети, обучающиеся чтению по системе Д.Б. Эльконина, практически избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков, перестановок, грубых искажений букв. Во-вторых, дети не «застревают» на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. В-третьих, у детей формируется интерес к языку и его законам. И наконец, самое важное - при использовании предлагаемой системы обучения грамоте занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка. Исходный принцип системы обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква - это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что обозначает этим знаком. А младший школьник, свободно рассуждающий о чем угодно, даже не подозревает о том, что его речь складывается из звуков. Речь идет не об умении ребенка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова. Звуковой анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделить звуки в слове. Для первоклассника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ - добуквенный этап обучения грамоте - занимает много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить, ведь от добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования чтения. С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр. О побудительной силе игрового мотива, об исключительно важном значении игры для общего психического развития ребенка не раз писалось в психолого-педагогической литературе. Серьезное отношение современной педагогики и психологии к игре - этой, казалось бы, совсем не серьезной шалости, забаве, развлечению отразилось в понятии «игровая деятельность ребенка». Деятельность - значит, правила, образцы, средства. Когда их задает взрослый (с учетом возрастных особенностей ребенка, его вкусов и интересов), игра становится формой сотрудничества, сотворчества ребенка и взрослого, той формой обучения, которая не требует дополнительных стимулов - угроз («Не хочешь заниматься - не пойдешь гулять, не стану читать тебе книжку») и стимулов поощрения («Выучишь все буквы - куплю шоколадку»). Важно понимать, что широкое применение игровых приемов обучения обеспечит успех ваших собственных занятий, сделает их увлекательными и желанными для ребенка. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение - это перевод букв в звучащую речь. Чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: во-первых, что речь «строится» из звуков, во-вторых, что между звуками и буквами существуют какие то отношения. Ребенок может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действия со словом - интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, С-С-СОН, СО-О-ОН, СОН-Н-Н). Как научить ребенка такому способу обращения со словом? Ведь здесь нарушается естественное членение речи на слоги и как бы исчезает смысл произносимого. Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове ребенку легче передать его в игре. Это могут быть игры-звукоподражания. Например: -Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать так же - Ж-Ж-Ж. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: «Давай друж-ж-жить! Ты где ж-ж-Иживешь? А я ж-ж-живу в этом ж-ж-жи-лище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пирож-ж-жками и морож-ж-женым». Такие игры, как правило, подхватываются ребенком. С начала он повторяет за взрослым, а затем и самостоятельно находит слова со звуком Ж, выделяя его и подчеркивая «пчелиным» способом. Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин. -Я в-в-в-вожу овощи. А ты что возишь? Т.д. Игра в разговор двух пароходов. Подражание пароходному гудку научит ребенка протягивать звук [y]. Звукоподражание можно включать в различные игровые сюжеты. Главное, чтобы игровая роль определяла звуковую окраску речи, требовала выделение звука. Не только звукоподражательные игры, но и хорошие детские стихи могут приучить ребенка к трудному и непривычному протягиванию отдельных звуков в словах. (Э.Мошковская «Ночные стихи».) Когда ребенок научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на - сознательную работу со словом. Дети с большой охотой решают задачу: звук - анализа слова, если ей придать игровую форму. Звуковые игры. Игра в магазин. Игра _____в доктора звуков. Удобны и полезны для подобных игр чистоговорки и скороговорки, детские стихи с подчеркнутой звукописью. (М.Валек. Канитель.). Помимо работы с отдельным словом, можно проводить анализ звуков в речевом высказывании. Игра «Запретные звуки».По типу игры «Да и нет не говорить». Обучая ребенка звуковому анализу, старайтесь строить обучение как полноценную игру, если герои в ней оперируют со звуками, значит ребенок освоил звуковой анализ играючи. Различать мягкие и твердые согласные и легко заменять одни на другие ребятам помогла игра «Тим и Том». Тим и Том два человека - твердый и мягкий. Игра строится как устное действие. Вот однажды Том и Тим решили отправиться в путешествие. Давайте поможем им собраться. Что выберет Том, а что Тим?: рюкзак или ранец, кому надо взять: КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКИ, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТУ, ТЕПЛЫЕ ВЕЩИ, ЛЕДЕНЦЫ, КОНФЕТЫ, КЕДЫ, КРОССОВКИ, БЕРЕТ, КЕПКУ или ПАНАМУ. Вещи собраны, отправляемся в путь. Одна дорога ведет в лес, другая - на луг. По какой дороге пойдет Тим, а Том? Они друзья, поэтому договорились, что пойдут по самой опушке леса, где много грибов: лисички, маслята, белые, сыроежки. Какие грибы будет собирать Тим? А вот и речка. Можно ловить рыбу. В речке водятся: СОМ и СЕЛДЬ, ЛОСОСЬ и ЛЕЩ. Кто поймает СОМА? А ЛЕЩА? Пора устроить привал. Кто принесет валежник для костра, а кто ветки? Обед готов. Кому придется по вкусу РИС, а кому РЫБА? Что будет пить Тим - компот или кисель? Когда Том и Тим пообедали, решили поиграть в свою любимую игру «Твердое - мягкое». Том называет слово с твердым первым звуком, а Тим заменяет твердый звук на мягкий: НОС - НЕС; ЛУК - ЛЮК и т.д. Перебрасывание словами легко превратить в подвижную игру: называя слово - кидай мячик. Завершаю эту игру контрольным вопросом - провокацией: какие слова начинаются с твердых звуков, а какие - с мягких: ПУХ, ВАТА, КИРПИЧ, ПОДУШКА, ДЕРЕВО? Если ребенок, отвечая на этот вопрос, ориентируется не на мягкость-твердость самого предмета, а на мягкость-твердость звука, значит, ученик замечает и ощущает звуковую форму слова и не сливает ее с содержанием слова. На такую чувственную основу легко лягут фонетические понятия и термины. Наиболее удобным объектом для пробуждения, раскачки звуковой интуиции, необходимой для того, чтобы дети легко различали гласные и согласные звуки. Научить выделять ударные гласные легче всего в игре «Заблудились в лесу». Зову, ударяя, нажимая голосом на гласный звук, звуковые игры легко вплетаются в быт. У вас потерялись нитки , и т.д. Только после того как дети научатся выделять первый звук слова, различать твердые и мягкие согласные, определять ударный гласный, можно переходить к наиболее сложной задаче звукового анализа- определению полного звукового анализа - определению полного звукового состава слова. Здесь поможет игра «Дом звуков». Чисто звуковой, добуквенный, этап обучения продолжается - 2 недели. В системе Э.Давыдова есть курс «Введение в школьную жизнь», который дает возможность заниматься звуко - буквенным анализом. В добуквенный период обучения ребенок должен научиться выделять звуки в коротких словах, сознательно и самостоятельно избегать провокаций типа: «Правда, слово МАШИНА начинается на тот же звук, что и ШОФЕР, ведь шофер водит машину? Правда, в слове СОРОКОНОЖКА сорок звуков? И т.д. Приобрести интерес и привычку к полуигровым - полуучебным формам общения. И так - сначала звуки, а потом буквы! Почему? Если бы каждому буквенному значку соответствовал бы один и только один звук, то обучение чтению не представляло бы серьезных затруднений. Достаточно было бы очень короткого звукового периода обучения. Но принцип взаимнооднозначного письма не лежит в основе русского письма. Устойчивые ассоциации облика буквы с каким-то одним звуком могут сильно затруднить для ребенка первые шаги в обучении чтению.
© 2010-2022