Рабочая программа по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена

на заседании ШМО

руководитель ШМО

_________С. Ю. Мустафина

31.08.2015

Согласована:

зам. директора по УВР

____________ Р. Х. Мансурова

31.08.2015



Утверждено

приказ директора МОБУ СОШ с.Языково

муниципального района Благоварский район

Республики Башкортостан №153-ОД

01.09.2015



Рабочая программа по Окружающему миру

для 4 б класса

Учитель: Петрушина Талига Хисматовна

2015 - 2016 учебный год

1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, основной программы начального общего образования МОБУ СОШ с.Языково, на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир» Цель и задачи учебного предмета - целостное развитие ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Все это создает основу для усвоения знаний, умений и навыков. Вовлечение в процесс не только интеллектуальных, но и эмоционально-волевых качеств и стремлений обучающихся является, в свою очередь, базисом развития духовного потенциала личности, обеспечивает условия для формирования духовного здоровья детей. При этом сам процесс обучения предполагает достаточно высокий уровень субъектности ученика. Система обучения ориентирована в большей степени на развитие социальных компетенций, эмпатийного отношения к одноклассникам Но так как с самого начала она была ориентирована на реализацию тех идей, которые сейчас обозначены в концепции модернизации в практике школы, то построена и охарактеризована система в логике педагогических категорий и понятий: - цель обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка;

  • задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы и искусства;
  • дидактические принципы - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого;
2. Общая характеристика учебного предмета Начальный курс окружающего мира создает условия для решения воспитательных задач и формирования общеучебных умений, в том числе коммуникативной грамотности, выдержана актуальность, практическая значимость учебного материала для обучающихся.Учебник разработан на основе межпредметной и (или) широкой внутрипредметной интеграции. Именно интегрированный курс, у которого есть возможность представить детям разные стороны действительности, создает условия для включения в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Условием для этого является разноуровневое содержание, позволяющее подходить к его анализу многоаспектно. Программа рассчитана на обучение детей с разным уровнем развития т.к. в классе обучаются дети с низким и высоким уровнем развития. Программа направлена на развитие познавательной сферы, ИКТ -компетенций через организацию дифференцированной работы на уроке, подготовку к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам. Программа направлена на развитие здоровьесберегающих навыков через организацию динамических пауз. 3.Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану МОБУ СОШ с.Языково на изучение курса в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год

В программе предусмотрены часы на письменную деятельность

-итоговая контрольная работа -1

-комплексная работа-1

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Предмет " Окружающий мир" разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Л.В. Занкова.) Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении, то есть то, из чего на данном этапе развития школьника складывается его представление об окружающем мире. Так, начальные представления о космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса. Единство неживой и живой природы, роль развития человека и общества на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы, наконец, вмешательство человека в природу - такие взаимозависимости прослеживаются от первого к четвертому классу. В первом классе она дана в самом общем виде, курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям. 5. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения «Окружающий мир» Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно_познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; - основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; - этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; - понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; - принятие установки на здоровый образ жизни; - принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры. Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Окружающий мир» в 4 классе являются формирование следующих УУД. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в том числе при возможности с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково-символические средства, в том числе овладеет действием моделирования; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; - воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир - государства - Россия - республика, область (край) - город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии Коммуникативные УУД: Предметные результаты: - описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств, осуществлять классификацию изученных объектов природы по самостоятельно выделенным признакам; - проводить несложные наблюдения в окружающей среде, ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; - использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и (при возможности) на электронных носителях, в том числе в Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; оформлять результаты исследовательской работы; - использовать для поиска необходимой информации различные доступные справочные издания по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе (при возможности) и медиа-ресурсы; - использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; - обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; - определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; - понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; - сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); - сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем, болото) как единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные); - различать полезные ископаемые (не менее трех), понимать их значение в хозяйстве; - узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края. Знать: - некоторые правила предупреждения травм; - нормы здорового образа жизни; - государственную символику, - даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники; - народы, населяющие Россию (не менее 3); - название Основного закона страны; - имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России; - достопримечательности родного края. у м е т ь: - находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта; - различать полезные ископаемые (не менее 3); - иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту; - соблюдать правила предупреждения простудных инфекционных заболеваний; - оказывать простейшую доврачебную помощь при порезах, ушибах, солнечном ударе, обморожении, простуде; - узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края; - соблюдать правила охраны природы; - ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения; - кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих; - определять последовательность основных исторических событий в России; - соотносить год с веком; - называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А. С. Пушкину, Петру 1); в л а д е т ь к о м п е т е н ц и я м и: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития. С п о с о б н ы р е ш а т ь следующие жизненно-практические задачи: - обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения; - ориентирование на местности с помощью компаса; - определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; - установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе; - выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; - оценка воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране; - удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. 6.Содержание учебного предмета.

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком.

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.

Человек познает самого себя. Клетка- основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Практические работы: осенние работы на пришкольном участке; составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; наблюдение за работой мышц и их утомляемостью; рассматривание клетки под микроскопом; оказание первой помощи при переломах и порезах; работа с гербарными экземплярами лекарственных растений; работа с картами: контурной, физической, природных зон.

Экскурсии: в планетарий, в политехнический музей.

Россия при Петре I. М. В. Ломоносов - основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы, происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые горным делом.

Развитие русского военного искусства. А. В. Суворов. Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов.

План местности.

Открытие новых земель: Севера России, Антарктиды, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

События в России в начале XX века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941-1945г). Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выращивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения между городом и селом.

Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Новые знания о человеке. И. П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и ее значение для организма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полезные и вредные привычки.

Практические работы: сбор материала о судьбе края в обозначенный исторический период; оказание первой помощи при легких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержание необходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке.

Экскурсии: в политехнический, зоологический музее, в дендрарий, в краеведческий, исторический музеи.

Россия - многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва - столица государства, ее достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция - Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Государства - соседи России.

Краеведение. Областные органы власти. Областная символика. Родной край в изучаемый исторический период. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Родной край в изучаемый исторический период: природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

7.Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Сфера разумной жизни .Условия современной жизни.Инструктаж по ТБ

Дать представление о людях населяющих планету Земля, понимать необходимость проявления дружбы и уважения к любому народу ,любить Родину.

5.09

2

Первопроходцы в науке.

Передача информации в древности, экологически чистые средства передвижения

7.09

3

Техника и человек.

Развитие промышленности, появление бытовой техники,техническиедостяжения

12.09

4

Человек создаёт самого себя. Трудный путь становлениямедицины.

Познакомиться с первыми целителями, с понятием -медецина,

14.09

5

Клетка- основа строения и роста живых организмов.

Определять органы человека, значение их для жизни человека. Понятие -клетка, рост человека

19.09

6

Режим в жизни человека.

Познакомить с режимом дня, формировать представление о здоровом образе жизни.

21.09

7

Лекарственные растения.

Части растений, лекарственные растения и их лечебные свойства,

26.09

8

Где и как жили рыцари. Почему осанка выделяла рыцаря.

Находить на своём теле основные части скелета

28.09

9

Тело человека. Опора и защита тела.

Ознакомить со строением тела человеке, формировать представление о здоровом образе жизни, укреплять гигиенические навыки

3.10

10

Позвоночник.

Знать строение позвоночника, профилактика сколиоза

5.10

11

Череп.

Знать строение черепа, различать строение черепа человека и животного

10.10

12

Грудная клетка.

Развитие грудной клетки, строение грудной клетки

17.10

13

Живые рычаги.

Сравнивать конечности рук и ног, соединение конечностей

19.10

14

Мышцы и движение.

Знать мышцы-мягкие части тела человека, их устройство и значение, гигиена мышц

24.10

15

«Чёрная смерть».

Знать какие причины вызывают эпидемии, как бороться с ними

26.10

16

На подступах к Новому времени.

Познакомить с началом культуры эпохи Возрождения, художниками того времени.

7.11

17

Расширение знаний о Земле.

Познакомить с путешественниками и первооткрывателями новых земель

9.11

18

Великие мореплаватели. Кругосветное плавание Магеллана.

Путешественник Магеллан, его открытия новых материков и земель

14.11

19

Природа нового Света.

Природа Америки, коренное население и культура Америки, открытие и завоевание Америки

16.11

20

Развитие науки. Устройство Вселенной.

Познакомить с гелиоцентрической системой мира с солнцем, устройство Вселенной, учёные Коперник, Бруно, Галелей

21.11

21

Почему предметы падают вниз.

Знать закон Ньютона, учёного Циалковского

23.11

22

Открытие невидимого мира.

Рассмотреть устройство микроскопа и препараты одноклеточных животных

28.11

23

Победа над эпидемиями. Зачем нужна гигиена.

Ознакомить с правилами закаливания организма, дать представление об инфекционных болезнях

30.11

24

Особенности кожного покрова.

Объяснять целесообразность строения кожи и ее назначение и приспособление организма к окружающей природе

5.12

25

Россия при Петре 1. Царь-плотник.

Пётр 1 преобразователь России,работа с исторической и географической картой, границы России в конце 17 в.

7.12

26

Выход к морю.

Узнать, что обозначают символы-флаги на российских кораблях 17в.

12.12

27

Город на Неве.

Познакомиться с городом Санкт-Петербургом, историей возникновения города, архитектурой города

14.12

28

Пётр 1, царь и человек.

Введение важных преобразований для России Петром 1, упрощение алфавита

19.12

29

Становление российской науки. Великий русский учёный.

Познакомить с великим русским учёным В. Ломоносовым, вклад учёного в развитие науки России

21.12

30

Горное дело. Горные породы. Полезные ископаемые.

Усвоить понятия- полезные ископаемые, месторождение, гранит, карьер, шахта,шахтёр.

26.12

31

Каменное царство.

Знать подземные богатства нашей Родины, типы полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых

28.12

32

Инструктаж по тб Руды металлов.

Привести знания в систему, расширить и углубить знания о рудах металлов

16.01

33

Горючие полезные ископаемые.

Познакомить с горючими ископаемыми и их использованием в хозяйстве.

18.01

34

Кто открывает и добывает полезные ископаемые.

Знать кто открывает полезные ископаемые, показывать на карте равнины и горы

23.01

35

Русское военное искусство. Ни разу не побеждённый.

Создание постоянной армии и флота в России,воины 18-19в. Полководец А.Суворов

25.01

36

Отечественная война 1812 года.

Полководец М.Кутузов, война с Наполеоном, Бородинское сражение

30.01

37

План местности.

План местности, работа с планом, знать что такое -геодезия

1.02

38

Северные земли России.

Знать путешественников -первопроходцев, рассказывать о природных зонах, в которых проходили северные экспедиции.

6.02

39

Самый маленький материк.

Находить на карте природные зоны Австралии, знать почему в этом районе мира сохранились древнейшие представители животных.

8.02

40

Русские на шестом континенте.

Различать природные зоны Арктики и Антарктики

13.02

41

Дальний Восток России.

Работать с картой. Находить на карте Уссурийский край, рассказывать о его географическом положении и рельефе.

15.02

42

Особенности природы гор.

Работа с картой, различать условные обозначения гор, природных зон, знать об особенностях жизни и занятий людей в горах

20.02

43

Человеческие расы.

Находить во внешнем облике людей признаки разных рас,

22.02

44

Развитие науки и техники.

Знать какие отрасли промышленности работают на сельскохозяйственном сырье, какие транспортные пути связывают вашу местность с другими территориями России.

27.02

45

Новые знания о человеке.

Знать какие новейшие внешние воздействия на органы чувств человека появились с развитием аудио-и видеотехники.

29.02

46

Открытие деятельности нервной системы.

Познакомиться с нервной системой в организме человека, гигиена нервной системы

5.03

47

Строение и работа нервной системы.

Познакомиться с работой нервной системы, спинным и головным мозгом

7.03

48

Значение кровеносной системы.

Различать кровеносные сосуды, сердце, пульс, усвоить понятия-донор, кровь,

12.03

49

Россия в 20 веке. События начала века.

Рассказать какие открытия сделали папанинцы во время первой экспедиции на северный полюс

14.03

50

Великая Отечественная война.

Работа с картой,знать , что война с Наполеоном для России и война с Гитлером для СССР были войнам Отечественными

19.03

51

Страны- участники Второй моровой войны.

Знать страны -участники ВОВ, культуру этих стран, знаменитых людей Великобритании

21.03

52

Век научных открытий.

Называть научно-технические достижения, называть предметы, при изготовлении которых используют различные искусственные материалы

4.04

53

Охрана природы.

Рассказывать о заповедниках, знать названия заповедников, животных, растениях.

9.04

54

Дыхание человека.

Рассказывать об органах дыхания и выделения, заботиться о своём здоровье

11.04

55

Сельское хозяйство.

Знать как одомашнивались животные, растения, какая промышленность и сельскохозяйственная продукция необходима человеку

16.04

56

Животноводство.

Делать выводы,познакомиться с особенностями разведения и содержания домашних животных,развивать познавательную актианость.

18.04

57

Растениеводство.

Различать культурные растения,анализировать,обобщать полученные знания

23.04

58

Зачем человек ест.

Знать правила правильного питания, устанавливать связь продуктов питания и пищеварительной системы.

25.04

59

Состав пищи. Органы пищеварения.

Пища в жизни человека, значение питания и органы пищеварения, гигиена питания.

30.04

60

Итоговая контрольная работа.

Систематизация знаний по темам

7.05

61

Анализ работы Длинная дорога бутерброда.

Познакомить с разнообразием пищи, частотой питания, гигиеной рук и посуды,

14.05

62

Человек и общество.

Рассказывать о государствах-соседях России, своей республике, промышленности, сельском хозяйстве

16.05

63

Комплексная работа.

Систематизация знаний по темам

21.05

64

Анализ рабты.Россия -наша Родина. Москва- столица России .Устройство государственной власти

Работа с картой, схема размещения крупных городов на Рассказывать о городе, знать историю Москвы. Знать как называлось Российское государство в разные периоды его существования, какие города были его столицами территории России. Знать как называлось Российское государство в разные периоды его существования, какие города были его столицами

23.05

65-68

резерв

28.05

30.05


8.Материально-техническое обеспечение

1.печатные издания

-Учебник системы учебников Л.В.Занкова

-.«Окружающий мир»- учебник 4класс, 2части,авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казакова, издательский дом «Фёдоров» 2012г.

-Рабочие тетради

-.Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков: Рабочая тетрадь: 4класс:

-Печатные пособия

2.наглядные пособия

-.карта мира

-.карта полушарий

-.физическая карта Росси

3.Технические средства

-.классная доска

-.магнитная доска

-.интерактивная доска

4 .Учебно-практическое оборудование

-.глобус

-.гербарий



© 2010-2022