Родительское собрание на тему Домашнее задание во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание «Садимся за уроки» Беседа по теме собрания. Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты. Что такое домашнее задание известно всем и каждому (мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…). Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его "домашкой". "Домашка"- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей с занудным упорством настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школяров с таким же постоянством стараются избежать этой "горькой участи"? Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники "домашку" оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков. У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

С чего же начинать? С выработки привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий . Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть - приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учёбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в магазин или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребёнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей. Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Как создать в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому? Как такое уважение воспитывать? Честно говоря, ответить на эти вопросы сложно. Если в семье кто-то из старшего или среднего поколения занят умственным трудом, и все домочадцы с почтением относятся к этому человеку и его занятиям, то, скорее всего, всё произойдёт само собой. Ребёнок и родители будут уважать умственный труд. Если такого человека нет, то родителям надо бы, прежде всего, пересмотреть свою позицию. И, быть может, начать им следует с осознания того, какой огромный труд проделывают их дети, учась. Иногда родители проявляют чрезмерную инициативу, делая с детьми уроки. Сообразительным чадам это только вредит. Дети быстро понимают, что выполнение домашнего задания можно "повесить" на уставших после работы, маму или папу. Вряд ли родители будут сопротивляться, ведь проще всё сделать самим, чем сто раз объяснять непонятливому ученику, почему 5+6=11, а "пальто"- это словарное слово и всегда пишется через "а". Увы, так бывает часто. Вместо необходимой самостоятельной тренировки в усвоении материала младшие хитро манипулируют старшими. А ведь учитель должен оценивать не совместное творчество мамы и папы, а самостоятельный труд ученика! Какой же должна быть атмосфера домашних уроков, и чем она должна отличаться от школьной?
Как правильно организовать учебную работу дома, ведь эта задача двоякая. С одной стороны, нужно по­мочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приго­товления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию по­играть или погулять, сформировать умение быстро вклю­читься в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем тем­пе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребенка или ка­кие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой. Часто приходится слышать от родителей: «Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса». Но ведь во 2-м классе на домашние уроки надо тратить не более полутора-двух часов. Если мы воспользуемся приглашением Петиной мамы, то сможем пронаблюдать, как Петя учит уроки. Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, рабо­тает... Но нет, оказывается. Вот куда-то подевались ручка и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в днев­нике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по матема­тике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут... Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу... Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика... На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время: -дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду; -один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов; -дважды, отрываясь от работы, прислушивался к раз­говору взрослых в соседней комнате; - один раз доставал из стола альбом с рисунками и листал его, да и порисовать успел. Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради... Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затра­ченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с тол­ком, сколько и положено ученику 2-го класса. Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за при­готовлением домашних заданий больше времени, чем положено. Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть за уроками»? Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признава­лись, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у ко­торых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической рабо­те начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради. Если же ребенок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекал от занятий. Почему же у ребенка должно быть не просто удобное место для занятий, а постоянное? Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школь­ника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бы­вает достаточно усесться за привычный стол, как само со­бой приходит рабочее настроение, возникает желание при­ступить к работе Помогите своей дочери или сыну строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что не имеет отношения к ним. Хорошо бы установить четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся день ото дня. Например, все вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учеб­ники, тетради, дневник - справа. Все, что уже не понадо­бится, тут же укладывать в портфель или в другое опреде­ленное место. В каком порядке следует учить уроки? С выполнения ка­ких заданий необходимо начинать: с устных или письмен­ных, с трудных или легких, с интересных или скучных? Лучше всего научить ребенка самому оценивать трудно­сти выполняемой работы и путем сравнения сложности за­даний, выполненных ранее и выполняемых сегодня, поста­раться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изу­чаемых в школе предметы легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым - трудное или легкое. С самого начала ребенок должен осознавать, что в приго­товлении уроков может и должна быть своя внутренняя ло­гика, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое были задания в упражнениях. Нелепость избранной последовательности действий нужно обязательно сделать очевидной для маленького ученика. Когда у ребенка накопится собственный опыт выполне­ния домашних заданий, то можно будет ему посоветовать становить очередность выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности своей работоспособнос­ти. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к более легким, требующим меньше­го умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, а наиболее производительно работает не сразу, а спустя некоторое время после начала занятий, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно переходить к трудным. Самую трудную, «неинтересную» работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий, судя по тому, что именно на это время приходится наивысший подъем продуктивной умствен­ной работы.

Решение родительского собрания: 1. Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим дня учащегося и всячески содействовать его выполнению. 2. Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка. 3. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, спо­собствовать развитию их познавательной активности. 4. Учить детей выполнять домашние задания см., пользуясь памятками: «Садимся за уроки» и «Как при­учить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?» «Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?» 1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. 2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индиви­дуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. 3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и на­блюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, ког­да вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные? 4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком. 5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке - грустное зрелище 6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его зада­ниями, книгами, которые он приносит из школы. 7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора. 8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обмени­вайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ре­бенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи. 9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребен­ку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. 10. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему избежать данных ситуаций.

Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков. Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока зада­ние не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

Математика Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять». Работу над задачами по математике начинайте с «папки знаний». Ребенок, прочитав текст задачи, должен найти подходящую схему в папке. Учите читать и представлять задачи как происшествия. Выберите опорные (главные) слова, с которыми соотносятся числа условия задачи. Запишите кратко условие, сверьтесь со схемой. Подчеркните главный вопрос задачи. Выясните, хватит ли данных для ответа на главный вопрос. Требуйте обоснования выбранного действия. При получения промежуточных и конечного ответа ребенок должен вписать полученное число карандашом в краткую запись условия задачи. Письменную работу в тетрадях начинайте с письма показов. Каждый день повторяйте состав чисел в пределах 18. Не забывайте правила в «папке знаний»!

Чтение Один раз ребенок читает вслух, затем про себя. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочи­танное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Ответьте на вопросы в учебнике (в конце текста). Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точ­ность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколь­ко раз не перечитывайте. Это скучно.

Русский язык Начинайте выполнение домашнего задания с темы урока. Поработайте над правилом данного урока; вспомните правила, которые понадобятся для выполнения данного упражнения. Обращайте внимание на выполнение упраж­нения полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполне­нии ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сер­дитесь на своего ребенка и не злите его. Каждый день повторяйте правила в «папке знаний», словарные слова (орфографически). Не забывайте о показах в тетрадях, с которых нужно начинать письменную работу!

Окружающий мир Ребенок читает текст в учебнике вслух, затем про себя. Пусть попытается ответить на вопросы к данному тексту. Выучите правила. Затем ребенок должен пересказать прочитанное.





«Садимся за уроки» 1. Садись за уроки всегда в одно и то же время. 2. Проветри комнату за 1О минут до начала занятий. 3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работа­ешь, должно быть тихо. 4. Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загряз­ненный лист бумаги. 5. Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол). 6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике. 7. Приготовь письменные принадлежности для занятий. 8. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе. 9. Убери со стола все лишнее. 10. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. От­крой учебник...

































7

© 2010-2022