- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок на тему Разделительный ь
Урок на тему Разделительный ь
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ломако Л.А. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ
С РАЗДеЛИТеЛЬНЫМ Ь Цели и задачи: формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову; развивать умение слышать звучащее слово; повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Введение в тему.
В огромной и удивительной стране под названием «Русский язык» жил милый чудак - мягкий знак! Да вот и он - посмотрите!
(выходит Мягкий знак)
В глаза его взгляните - там нежность и доброта, ведь он так мягок всегда.
- А почему ты такой грустный, Мягкий знак?
Мягкий знак. Здравствуйте, дорогие зрители!
Меня зовут мягкий знак.
А дело в том, видите ли,
Что не найду я друзей никак.
И гласные, и согласные
Обходят меня стороной,
Считают каким-то странным,
Дружить не хотят со мной!
- Мягкий знак, не грусти,
Ты чуть-чуть подожди.
В стране «Русский язык»
Мы друзей найдем вмиг!
- Актуализация знаний.
- Чистописание.
- Проблемная ситуация.
V. Сообщение темы и цели урока. - Попробуйте сформулировать тему и цель сегодняшнего урока сами. Что нам нужно сделать? Что вспомнить? V. Наблюдение над словами с разделительным мягким знаком. 1. Сравнение слов: семя - семья, полёт - польёт, олени - оленьи рога. 2.Звуко-буквенный анализ слов. Понаблюдаем за звуковой стороной слов, в которых пишется разделительный мягкий знак. Запишем транскрипции слов вьюга и стулья. Коллективная работа. Дети последовательно выделяют каждый звук, на доске учитель записывает транскрипции:
[в'й'уга], [стул'й'а]. Учитель. Теперь обозначим звуки буквами. Звук [в']. Дети. Буквой в. Учитель. Какой буквой обозначим звуки [й'у]? Дети. Буквой ю. Учитель. Дальше объясняйте сами. Дети. Звук [г] обозначаем буквой г, звук [а] - буквой а. Запись на доске:
[в'й'уга]
в ю га Аналогично разбирается слово стулья. Учитель. Прочитайте буквенную запись. Что получается? Дети. Вюга и стуля. Учитель. Без разделительного мягкого знака ю и я сливаются с согласными. Пропадает звук [й']. Какой сделаем вывод? Что разделяет разделительный мягкий знак? Перед какими буквами пишется? Дети формулируют вывод. Посмотрите, какие стихи сочинил Незнайка: Вороби чирикают, А друзя хихикают. Надеюсь, что таких Незнаек в нашем классе не будет. Вывод: разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед буквами е, ё, ю, я, и. Он разделяет два согласных звука, один из которых [й'] спрятан в буквах е, ё, ю, я. 3.Чтение правила (с. 39). Учитель. Сравните свои выводы и правило. Повторите правило. Какая орфограмма? Как ее подчеркиваем? Приведите примеры. 4. Разделительный мягкий знак пишется в некоторых иноязычных словах перед буквой О: бульон, почтальон, шампиньон, синьор. VI. Закрепление. 1. Ребята, мы нашли друзей для мягкого знака? Давайте придумаем слова, используя эти буквы (дети с карточками Е, Ё, И, Ю, Я и Ь выходят к доске, остальные составляют устно слова) 2. Упр. 205 (с. 41). Обозначьте орфограмму «Разделительный мягкий знак».
- Распределить слова в два столбика: в первый - слова с ь - показателем мягкости согласного, во второй - ь разделительным:
. Ну что же, милый мягкий знак,
Сложилось все прекрасно,
Нашел ты здесь себе друзей.
Старался не напрасно ! - Хочется отметить активность на уроке следующих ребят: _______________ - Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогали бы вам преодолеть все трудности учебы, все преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути. Спасибо за урок! Спасибо всем гостям за внимание!