Урок на тему Разделительный ь

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ
С РАЗДеЛИТеЛЬНЫМ Ь Цели и задачи: формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову; развивать умение слышать звучащее слово; повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
В некотором царстве, В дружном школьном государстве Жил да был 2 «Б» класс. Да, да, ребята, я о вас. Хорошо ли в царстве жить? Все ли правила в нем знают И в своей жизни применяют? Вот сегодня, ребята, ваша задача показать нашим гостям свои знания, умения, полученные в школе. В природе есть солнце. Оно светит, согревает и всех нас любит. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, активности, уверенности в знаниях по русскому языку.
  1. Введение в тему.

В огромной и удивительной стране под названием «Русский язык» жил милый чудак - мягкий знак! Да вот и он - посмотрите!

(выходит Мягкий знак)

В глаза его взгляните - там нежность и доброта, ведь он так мягок всегда.

- А почему ты такой грустный, Мягкий знак?

Мягкий знак. Здравствуйте, дорогие зрители!

Меня зовут мягкий знак.

А дело в том, видите ли,

Что не найду я друзей никак.

И гласные, и согласные

Обходят меня стороной,

Считают каким-то странным,

Дружить не хотят со мной!

- Мягкий знак, не грусти,

Ты чуть-чуть подожди.

В стране «Русский язык»

Мы друзей найдем вмиг!


  1. Актуализация знаний.
  1. Чистописание.
- Но прежде, чем отправиться на поиски друзей для нашего друга мягкого знака, давайте вспомним, как он пишется. А что мы знаем о нём? Какова его роль в русском языке? Мягкий знак, мягкий знак! Без него нельзя никак! Без него не написать Тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо шесть получим шест. Вместо есть получим ест. Банька в банку превратится, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать. 2. Словарная работа. - А сейчас я буду диктовать вам слова во множественном числе, а вы записываете их в единственном числе. Если я диктую словари, то вы запишете? (словарь) Запишите посередине строки: Словарь. Медведи, тетради, дожди, учителя. - Что общего у этих слов? (Мягкий знак на конце) -Какую работу выполняет в этих словах мягкий знак? (Обозначает мягкость согласных на письме)
  1. Проблемная ситуация.
- Какие слова здесь зашифрованы? (полю, полью) - В каком слове происходит слияние согласного с гласным? А в каком звуки произносятся отдельно? А как на письме отделить эти звуки?
V. Сообщение темы и цели урока. - Попробуйте сформулировать тему и цель сегодняшнего урока сами. Что нам нужно сделать? Что вспомнить? V. Наблюдение над словами с разделительным мягким знаком. 1. Сравнение слов: семя - семья, полёт - польёт, олени - оленьи рога. 2.Звуко-буквенный анализ слов. Понаблюдаем за звуковой стороной слов, в которых пишется разделительный мягкий знак. Запишем транскрипции слов вьюга и стулья. Коллективная работа. Дети последовательно выделяют каждый звук, на доске учитель записывает транскрипции:

[в'й'уга], [стул'й'а]. Учитель. Теперь обозначим звуки буквами. Звук [в']. Дети. Буквой в. Учитель. Какой буквой обозначим звуки [й'у]? Дети. Буквой ю. Учитель. Дальше объясняйте сами. Дети. Звук [г] обозначаем буквой г, звук [а] - буквой а. Запись на доске:

[в'й'уга]

в ю га Аналогично разбирается слово стулья. Учитель. Прочитайте буквенную запись. Что получается? Дети. Вюга и стуля. Учитель. Без разделительного мягкого знака ю и я сливаются с согласными. Пропадает звук [й']. Какой сделаем вывод? Что разделяет разделительный мягкий знак? Перед какими буквами пишется? Дети формулируют вывод. Посмотрите, какие стихи сочинил Незнайка: Вороби чирикают, А друзя хихикают. Надеюсь, что таких Незнаек в нашем классе не будет. Вывод: разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед буквами е, ё, ю, я, и. Он разделяет два согласных звука, один из которых [й'] спрятан в буквах е, ё, ю, я. 3.Чтение правила (с. 39). Учитель. Сравните свои выводы и правило. Повторите правило. Какая орфограмма? Как ее подчеркиваем? Приведите примеры. 4. Разделительный мягкий знак пишется в некоторых иноязычных словах перед буквой О: бульон, почтальон, шампиньон, синьор. VI. Закрепление. 1. Ребята, мы нашли друзей для мягкого знака? Давайте придумаем слова, используя эти буквы (дети с карточками Е, Ё, И, Ю, Я и Ь выходят к доске, остальные составляют устно слова) 2. Упр. 205 (с. 41). Обозначьте орфограмму «Разделительный мягкий знак».

  1. Распределить слова в два столбика: в первый - слова с ь - показателем мягкости согласного, во второй - ь разделительным:
Осень, осенью, деньки, Мальчик, окунь, окуньки, Колья, стулья и скамья, Крылья, братья и семья. Расскажи, зачем и как Служит в речи мягкий знак. VII. Итог урока. - Ребята, какую цель мы сегодня ставили на уроке? Мы достигли её? Какое правило мы сегодня выучили?

. Ну что же, милый мягкий знак,

Сложилось все прекрасно,

Нашел ты здесь себе друзей.

Старался не напрасно ! - Хочется отметить активность на уроке следующих ребят: _______________ - Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогали бы вам преодолеть все трудности учебы, все преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути. Спасибо за урок! Спасибо всем гостям за внимание!



© 2010-2022