- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час в 3 классе «Их имена не забыты»
Классный час в 3 классе «Их имена не забыты»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Косоротова Н.Н. |
Дата | 03.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час в 3 классе
«Их имена не забыты» Цели: - познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени; - вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких; - помочь осознать высокий нравственный смысл имени; - развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.
Подготовка: деление класса на группы, подготовка карточек для работы в группах, фонограммы детских песен, презентация о происхождении имен, «свитки» имен.
Группа детей «Социологи» готовит сообщение по заданию «Узнать самое распространенное и самое редкое имя мальчика и девочки в параллели класса»
Ход классного часа. Учитель. Отгадайте загадку: "Принадлежит тебе, а пользуются другие" (имя) Имена как и все на свете имеет свою историю. Они возникают, изменяются и исчезают. История русских имен тесно связана с историей народа и его языком. Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий - Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка - по цвету волос, Мал - за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава. С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные. Выступает группа СОЦИОЛОГИ. (Задание узнать самое распространенное имя мальчика и девочки в школе, а также самое редкое имя). Учитель. Кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали? - Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. (презентация слайды) Скажите, чем необычно имя Валя? (Им можно назвать и мальчика и девочку) Назовите еще такие редкие подобные имена, которые можно одновременно давать и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валера).
Работа в группах. 1. Искатели имен. В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. 1.Кто принёс куклу из магазина? 2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома? 3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша? 4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена? 5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша? 6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина? 7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза? 8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?. 9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика? 10.Кто, заметив жука, спрятался под диван? Дети выполняют задание сами и задают вопросы одноклассникам.
2. Литераторы (вспомнить стихи, сказки, рассказы, в названиях которых есть имена) Филлипок, Вовка-добрая душа, Наша Таня громко плачет, Тёма и Жучка, Иван-царевич и серый волк, Сказка о царе Салтане, Семь Симеонов, Котенок по имени Гав, Белоснежка и семь гномов, Золушка
3. Музыковеды. Задание (вспомнить, записать и спеть песни в названии которых есть имена) Антошка, Катюша, Буратино Можно спеть эти песни всем детям
4. Охотники за именами
-Как называются одинаковые имена? (Тезки)
-
Вспомните кто носил и носит эти имена. (Зоя, Гавриил, Степан, Владимир)
Зоя Анатольевна Космодемьянская, Гавриил Романович Державин, Степан Разин, Владимир Владимирович Путин,
Учитель: Психологами доказано, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз.
-
Чем же руководствуются взрослые, выбирая имя своему ребенку?
-
Подсознательное восприятие слова через ритмику, пластику, мелодичность.
-
Распространенность имени.
-
Ассоциации, связанные с именем.
-
Образы, вошедшие в историю и культуру обладателей данного имени.
-
Ребята, скажите, как вам нравится, чтобы вас называли? (По имени, ласково, не давая прозвищ).
Имена давно вошли в наш быт, литературу, устное народное творчество. Существует много скороговорок, в которых есть имена.
-
Осип осип, Архип охрип.
-
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
-
Кирилл Кире подарил рыбку, Кира Кириллу подарила улыбку.
-
У Клары и Валерки вареники в тарелке.
Учитель. Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?
Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: "Не имя красит человека, а человек имя"
Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.
Ученики награждаются именными свитками с происхождением и значением имени
Список использованных источников:
-
Сценарии школьных праздников: внеклассная работа, 1-4 классы/сост. Е.М.Тихомирова.-М.:Издательство «Экзамен», 2007
-
Классные часы. 3 класс.1часть/Сост. М.А. Фисенко.- Волгоград: Учитель-АСТ, 2005
-
Кульневич Н.В. Воспитательная работа в современной школе. - М .ТЦ Учитель,2000.
Приложение
Найди спрятавшиеся имена 1.Кто принёс куклу из магазина? 2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома? 3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша? 4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена? 5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша? 6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина? 7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза? 8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?. 9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика? 10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?