КОНСПЕКТ урока литературного чтения по рассказу В. А. Сухомлинского

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по рассказу В.А.Сухомлинского «Именинный обед»,

идея Н.Н.Широглазовой, учителя Гимназии № 1 г.Абакана Республика Хакасия, мы добавили творческую групповую работу детей (украшение комнаты к празднику, а в конце урока можно включить музыкальный мульт-клип группы «Волшебники двора» - «Праздник»)

-У нас сегодня не просто урок, - урок чтения для души, для фантазии, для раздумья, для размышления...

СЛАЙД 1: ……. пробежала по дорожке,

…….. распахнула все окошки,

Надевайте лучшие одёжки -

…… пробежала по дорожке.

- Попробуйте подобрать подходящее слово для стихотворения (оно одно повторяется во всех строчках), запишите на листочках. Посмотрим, что у нас получится…

Учитель записывает слова на доску: ЗИМА, ВЬЮГА…

Дети читают свои варианты (парами).

-Что натолкнуло вас, что вам подсказало вариант слова?

Открываю стихотворение полностью (вместо точек слово РАДОСТЬ):

СЛАЙД 2 - текст стихотворения.

-Это отрывок из стихотворения Валентина Берестова «Радость».

-Радость - это чувство, автор относится к радости, как к живому человеку.

Радость пробежала, распахнула… Олицетворение.

-Какое замечательное слово РАДОСТЬ.

-Что ещё скажете про радость? (дети отвечают)

СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА:

-Заглянем в словарь. Радость - (читаю статью словаря)

-Давайте прочитаем стихотворение хором, чтобы зарядиться этим чувством, чтобы радость заполнила собой всё вокруг…

-Сегодня мы будем работать с произведением В.А.Сухомлинского.

-Какие его рассказы вам знакомы?

-В.А.Сухомлинский был не только писателем, но и учителем, он вёл свои уроки на природе, относился к неживым предметам, как к живым…

Сегодня В.А.Сухомлинский вновь у нас в гостях

СЛАЙД 3 - портрет автора рассказа

-Познакомимся с рассказом «Именинный обед».

-О чём может быть рассказ?

-Чувство радости мы испытываем в особые моменты - в день рождения, в праздники?

-А вы какое чувство хотите испытывать в свой день рождения? (радость, счастье)

Читаю рассказ (1-ую часть).

-Когда вы слушали, какое чувство испытывали? Что хотите сказать?

Прочитайте рассказ ещё раз шёпотом (напечатан на листах бумаги)

-Кто главная героиня рассказа? (Нина, бабушка)

-Пусть Нина и бабушка обе будут героинями рассказа…

-А сейчас вживитесь в образ, вы - Нина…

-Нина, у тебя есть братья, сёстры?

-А кто старший в вашей семье?

-А тебе, Нина, нравится жить в такой большой семье?

-Как вы думаете, рассказ на этом закончился?

-А почему?

-А что будет на празднике? Пофантазируйте…

-А как вы готовитесь к празднику, к встрече гостей? (Украшаем комнату, готовим игры для гостей, чтобы было не скучно, надуваем воздушные шары…) - Давайте и мы с вами украсим комнату Нины, ведь скоро у неё праздник. (Из цветной бумаги вырезаем цветы, крепим их на магнитную доску, мальчики надувают шары, или крепят уже готовые, просим родителей помогать нам - лентами украсим окно, разложим весёлые книжки, раскраски…)

-Ну вот теперь, кажется, комната Нины к празднику готова. У нас есть немного времени для беседы.

-Кто будет во главе стола?

-Почему?

-А есть другое мнение? (бабушка - она старшая, мудрая, даст совет)

-Продолжение рассказа есть. Немного отдохнём?

(физминутка)

-Садитесь за стол, возможно, за праздничный.

-Прочитаем продолжение рассказа вслух.

Со слов «…мама побледнела» - читаю сама

-Наши ожидания весёлого праздника оправдались?

-Какие детали указывали на то, что будет праздник?

-Докажите словами текста…

-И что же вдруг произошло? О чём попросила Нина?

-Прочитаем диалог мамы и Нины (со слов Нина тихо сказала маме…)

-Какое чувство испытала мама?

-Что чувствовала девочка?

Она волновалась, что мама не согласится с ней, тревожилась, боялась, что подруги будут над ней смеяться, ей было неловко…

-Какое слово в тесте указывает на то, что девочка грустила, тревожилась?

(говорила тихонечко)

-А почему она говорила тихонечко?

Обратите внимание на знаки препинания. О чём говорит многоточие?

-А как ведёт себя мама после диалога с Ниной? Выделите эти слова.

-Посмотрите, какая серьёзная работа мысли, она ничего не сказала,

О чём в эти минуты думала мама? (стыдно за дочь)

-Что вы можете сказать о Нине?

-Найдите самое главное предложение, в котором спряталась вся идея рассказа В.А.Сухомлинского. (Именинного обеда не будет. Моё тебе пожелание: будь настоящим человеком)

-А что значит - быть настоящим человеком? (….дарить счастье…)

-Ребята, конечно, Нина виновата, но у неё всё-таки день рождения… Мы подарим Нине подарок. Перед вами лепесток. Напишите на нём, чем вы обогатили сегодня своё сердце.

Собираем цветок для Нины, или делаем любой другой подарок.

-И когда Нина прочитает, она станет настоящим человеком.

Прикрепляю серединку - жёлтый круг:

-Один мудрый человек сказал когда-то давно

ВО ВНУТРЕННЕМ МИРЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ СОЛНЦЕ,

ИМЯ КОТОРОМУ - ДОБРОТА

-Я желаю всем, кто сегодня здесь с нами мира и добра.

P.S. Поздравить присутствующих учителей или родителей с днём рождения, если таковые есть в классе.


© 2010-2022