Рабочая программа по технологии для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по технологии для 1 класса.

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

01-02.04-15

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Учитель: Пашкова С.Ю.

Редакция 1

стр. 26 из 26


Рабочая программа по технологии для 1 класса.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №27 имени Д.И.Донского»

МБОУ СОШ №27 г.Шахты


346516 Россия, г. Шахты, Ростовской области, ул. Азовская, 46, тел./факс (8636)26-87-41, e-mail:[email protected]



Утверждаю:

пр. №___от «____»____ 2015 г.


Директор МБОУ СОШ № 27

__________________________

Гарковец Т.Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


технологии

по_____________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

начальное общее (1-б класс)Уровень общего образования (класс)

_______________________________________________________________

33(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Пашкова Светлана ЮрьевнаКоличество часов ____________

Учитель________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основе

сборника программ к комплекту «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой;М.:Вентана-Граф,2014 и авторской программы Е.А.Лутцевой «Технология»; М.:Вентана-Граф, 2015

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)


г.Шахты

2015




1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Нормативные акты и учебно-методические документы.


  1. Рабочая программа по технологии реализуется на основе следующих документов:
закон «Об образовании» (zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf); 2) областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; 3) примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); 4) постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72); 5) приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643); 6) приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»; 7) основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №27 г.Шахты; 8) программа формирования УУД; 9) учебный план ОО на 2015-2016 учебный год; 10) сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой; М.:Вентана-Граф,2014; 11) программа «Технология», авторЕ.А.Лутцева; М.: Вентана-Граф, 2015. При реализации рабочей программы используется Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева - М.: Вентана-Граф, 2013,
Рабочая программа «Технология» для учащихся первого класса составлена на основе авторской программы «Технология - концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова (автор Е.А.Лутцева, сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп.- М: Вентана - Граф, 2012), примерной программы начального общего образования по технологии, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами начального общего образования и учебным планом образовательного учреждения. Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю). Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом: - учебник для учащихся (Технология: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Е.А.Лутцева - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012.). В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебный предмет «Технология» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. 1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Изобразительное искусство даёт возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами. Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций. Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.



Цели обучения В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие цели:

  • развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий. Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).


Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач: ● развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности); ● формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии; ● формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания; ● овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. ● использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; ● развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; ● воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений. Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда). Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата). Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология» Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста. Именно на уроках технологии закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению. Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности. Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательную деятельность различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения. Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие обучающегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.). Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
1.3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Рабочая программа рассчитана на 31 час в год (1 час в неделю).


2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА. Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребёнка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания - внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент - на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX - начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична. Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям. 1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры. Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п. Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются прежде всего технологические операции, приёмы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приёмы, инструменты, материалы, виды труда. 2. Из истории технологии. Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества - от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших своё отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремёсел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Даётся также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель - думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту. Особенности представления материала: • исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой; преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии; • показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия); • осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.; • подчёркивается, что творческая деятельность - естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации -проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины). Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребёнка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии. В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами: 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. 3. Конструирование и моделирование. 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере). Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения. В 1 классе основное внимание уделяется освоению базовых предметных технико-технологических знаний и умений, а также воспитанию личностных (духовно-нравственных) качеств. В содержание включаются задания на развитие основ творческой деятельности. Учтены также требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе. Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с 1 класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главная задача курса - научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути её решения, выбирать один их них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок с троится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённой информации. При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии. Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты обучения) предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений, направленных на освоение необходимых технологических приёмов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий, помогают наглядно и практически искать оптимальные технологические способы и приёмы и тем самым являются залогом качественного выполнения целостной работы. Их необходимо выполнять на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия. Развитие творческих способностей как части метапредметных результатов обучения обеспечивается стимулированием учащихся к поиску и самостоятельному решению конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся, иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем. Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность. Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих.

2.1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Основными результатами обучения технологии являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда. Результаты изучения технологии в 1 классе Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений: - положительно относиться к учению; - проявлять интерес к содержанию предмета технологии; - принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей; - чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности; - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя; - бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников; - осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека; - с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность; - под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия - С помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке; - учиться проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. - с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. - учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. - выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД - Наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их; - сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному); - с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного; - ориентироваться в материале на страницах учебника; - находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника); - делать выводы о результате совместной работы всего класса; - преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия, художественные образы. Коммуникативные УУД - Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему. Предметные результаты 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Дети узнают: (на уровне представлений): - о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения; - об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира; - о профессиях, знакомых детям. Научатся: -обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; - соблюдать правила гигиены труда. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
- общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.); - последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; - способы разметки на глаз, по шаблону; - формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием; - клеевой способ соединения; - способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка; - названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
- различать материалы и инструменты по их назначению; - качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: 1) экономно размечать сгибанием, по шаблону; 2) точно резать ножницами; 3) собирать изделия с помощью клея; 4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой; - использовать для сушки плоских изделий пресс; - безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы); - с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон. 3. Конструирование и моделирование Дети узнают: - о детали как составной части изделия; - конструкциях - разборных и неразборных; - неподвижном клеевом соединении деталей. Научатся: - различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий; - конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.

2.2.Система оценивания. Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации). Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: Полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия - его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием). Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение четырёх лет обучения создаёт свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Автор

Название

Издательство

Год 1. Лутцева Е.А. «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы. М.: Вентана-Граф 2008 г. 2. М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий в 2-х ч. (Стандарты второго поколения). М.: Просвещение 2010 г. 3 / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя /(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение 2010 г.
























3. КАлендарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика

основных видов

деятельности ученика (на уровне учебных

действий)

Вид контроля, самостоятельной деятельности

Ресурсы

уроков

По плану

Факт


1

2.09

Что нас окружает?

(Представление о мире природы и мире, созданном руками человека.)

Что ты видишь вокруг? (Урок-экскурсия.)

1

Классифицировать предметы по признакам - природные и рукотворные.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Ориентироваться в учебнике по технологии

Коллективное обсуждение.

2

9.09

(Представление о мире природы и мире, созданном руками человека.)

Мир природы.

(Урок-путешествие.)

Беседа о природе донского края.

1

Какое значение имеет природа в жизни человека.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

ловека. С помощью учителя:

наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения,

конструкции и образы объектов природы и окружающего мира;

Устный опрос.

Презентации: «Мир прекрасен!», «Как изготовить гербарий?».

3

16.09

(Представление о мире природы и мире, созданном руками человека.)

Мир рукотворный.

(Урок-сказка.) НРК. Профессии наших родителей.

1

Различать, что сделано руками человека, а что создано природой.

.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Коллективный проект.

Презентация «Все профессии важны…»

4

23.09

(О взаимоотношении

окружающего мира и человека.)

Окружающий мир надо беречь. Составляем осенний букет. Беседа. Растения родного края.

НРК. Как люди нашего города относятся к природе. (Урок-экскурсия.)

1

Правила поведения в природе. Соблюдать правила поведения в природе.

Коллективное обсуждение.

5

30.09

(Как животные и человек приспосабливаются к окружающему миру - жилище.)

Кто где живет? Жилище человека и животных

(адаптационный период).

Кто какой построил дом,

чтобы поселиться в нем?

(Урок-экскурсия.) Беседа. Животные Дона.

1

Какое животное какое жилище строит; для чего людям и животным нужны жилища

Коллективное обсуждение.

nsportal.ru›Начальная школа›Технология›…-1-klasse-umk-shkola-21…

6

7.10

Мир человеческих отношений

(адаптационный

период).

(Значение трудовой

деятельности для человека.)

Помогаем дома. (Урок-практикум.)

1

Выполнять общественно- важные поручения по благоустройству города.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Коллективное обсуждение.

школа-21-века.рф›index…biblioteka…uroka-po…1-klass

7

14.10

(О радости общения и совместного труда.)

Подари сказку «Колобок».

(Урок-сказка.)

1

Работать с пластилином, сравнивать, организовывать рабочее место.

Практикум.

Презентация «Колобок».

8

21.10

(О радости общения и совместного труда.)

Готовим праздник.

(Урок-концерт.)

1

Чем порадовать именинника.

Уметь работать в коллективе

Коллективный проект

9

28.10

(О радости общения и совместного труда.)

Пластилин-волшебник.

(Урок-практикум.)

Украшаем вазу.

Беседа о казачьем декоративно-прикладном искусстве.

1

Что сделано руками человека, для чего, из какого материала.

сравнивать, делать простейшие обобщения;

организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда;

оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;

обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

Практикум.

Презентация «Пластилин - волшебник».

10

11.11

(Общее представление о материалах.)

Азбука мастерства

Какие свойства у разных материалов?

(Урок-путешествие.)

НРК

1

Классифицировать, исследовать свойства различных материалов наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;

Коллективное обсуждение.

Презентация «Поделки из разных материалов».

11

18.11

Общее представление о конструкцииизделий.)

Как устроены разные изделия? Изделие и его детали. Изготавливаем «пряники». (Урок-практикум.)

1

Познакомить с термином «конструкция».

Разбирать на детали способом развинчивания и свинчивания. Классифицировать предметы по конструктивным предметам.

Практикум

12

25.11

О способах соединения материалов.)

Как соединяют детали?

(Урок-практикум.)

1

С помощью чего можно соединить детали.

.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Практикум





13

2.12

(Общее представление о технологии изготовления изделий.)

Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов?

(Урок-практикум.)

«Лесовички».

1

Научиться подбирать инструмент и материал. Этапы работы.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Практикум

Презентация «Поделки из природного материала».

14

9.12

Технология обработки

Бумаги.

Работаем с бумагой и картоном

(О выборе материалов.)

Нужны ли нам бумага и картон?

(Урок-практикум.) Подставка для кисточки.

1

Познакомить свойствами бумаги.

Работать с ножницами, действовать с опорой на памятку. анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями

выполняемого задания;

Практикум

Презентация «Волшебная бумага».

nsportal.ru›Начальная школа›Технология›…-karta-uroka-tehnologii…

15

16.12

(Клеевое соединение

бумажных деталей.)

Как аккуратно наклеить детали?

(Урок-практикум.)

Выполняем обрывочную аппликацию.

1

Способы наклеивания.

Выполнять обрывочную апплик выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);

анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности ацию.

Практикум





16

23.12

(Клеевое соединение

бумажных деталей.)

Как клей сделать невидимкой?

(Урок-практикум.) Выполняем обрывочную аппликацию.

1

Способы наклеивания.

Выполнять обрывочную аппликацию

. выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);

анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности

Практикум

17

30.12

Инструменты, механизмы и приспособления.

Помощники мастера

(Общее представление

об инструментах и машинах-помощниках. Приёмы работы

ножницами.)

Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник.

(Урок-практикум.) Выполняем аппликацию из резаных цветных кусочков бумаги.

1

Названия инструментов, составные части ножниц, технику безопасности при работе с режущими инструментами.

Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Коллективное обсуждение

18

13.01

(Общее представление

об инструментах и машинах-помощниках. Приёмы работы

ножницами.)

Какие бывают аппликации? (Урок-практикум.) Выполняем аппликацию из резаных цветных кусочков бумаги.

1

Техника безопасности при работе с ножницами.

Вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании

Практикум.





19

20.01

(Ножницы профессионалов.) Какие ножницы у мастеров? Урок введения новых знаний

1

Техника безопасности при работе с ножницами.

Вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании

Практикум.

Презентация «Всё о ножницах».

20

27.01

Основы графической

Грамоты.

Сначала нарисуем.

(Понятие «линия». Виды линий.)

Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам? Урок введения новых знаний

1

Научиться различать и чертить линии различной конфигурации.

Практикум.

21

3.02

(Соединение разных

материалов.)

Как нарисовать разные фигуры? Из ниток и верёвочек.

Узоры из верёвочек. Урок рефлексии.

1

Приёмы плетения ниток на бумажной основе.

Выполнить аппликацию из ниток.

Практикум.

metod-kopilka.ru›urok…po_teme_uzory_iz_nitok_i…1





22

17.02

(Резание бумаги ножницами по размеченным линиям.) Как точно резать ножницами по линиям? (Урок-практикум.)

1

Техника безопасности при работе с ножницами.

Вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании

Практикум.

23

24.02

Разметка деталей (по шаблону, сгибанием.)

Много и равно

(Разметка деталей по шаблону. Разметка

круглых деталей.)

Шаблон. Как разметить круги? Урок-практикум. Аппликации из цветной бумаги.

1

Познакомить с термином «шаблон»; приёмы наклеивания.

Выполнять разметку по шаблону.

Осваивать критерии изготовления изделия и навигационную систему учебника

(систему условных знаков).

Практикум.

24

2.03

(Разметка деталей по шаблону. Разметка

деталей прямоугольной формы.)

Размечаем прямоугольники. . Урок введения новых знаний. Аппликация из прямоугольников

1

Термин «шаблон»; приёмы наклеивания.

Выполнять разметку по шаблону

Практикум.

25

9.03

(Разметка деталей по шаблону. Разметка

треугольников.)

Размечаем треугольники. Урок введения новых знаний. Аппликация «Цирк».

1

Выполнять разметку по шаблону

Практикум.

26

16.03

(Разметка деталей

Сгибанием.)

Как правильно сгибать и складывать бумажный лист? Урок введения новых знаний. Выполнение цветочка, собачки в технике «оригами».

1

Приём сгибания как способ разметки.

Работать в технике «оригами».

Практикум.

kopilkaurokov.ru›Начальные классы›Уроки›143416





27

6.04

(Преобразование

квадратных заготовок.)

Как из квадратов и кругов получить новые фигуры? Аппликация «Бал цветов». Урок-практикум.

1

Приём сгибания как способ разметки.

Работать в технике «оригами».

Практикум.

28

13.04

Технология обработки

ткани.

Работаем с тканью

(Свойства ткани.)

Похожи ли свойства бумаги и ткани? Иглы и булавки. Урок введения новых знаний. Домики для иголок и булавок

1

Сходство свойств бумаги и ткани, различия между этими материалами. Правила техники безопасности при работе с иглами.

29

20.04 27.04


(Швейные приспособления.)

Что умеет игла? Прямая строчка и её дочки. Как разметить дорожку для строчки? Урок-практикум.

2

Различные виды игл, их строение.

Соединять детали разными приёмами, работать по шаблону. Вдевать нитку в иглу, выполнять прямую строчку.

30

4.05 11.05

(Отделка изделий из ткани - прямая строчка.)

Как закрепить нитку на ткани? Урок-практикум.

Бант-заколка.

2

Различные виды игл, их строение.

Соединять детали разными приёмами, работать по шаблону. Вдевать нитку в иглу, выполнять прямую строчку.

31

18.05 25.05

(Самостоятельная работа с опорой на инструкционную карту.)

Урок-выставка. Наши подарки своими руками.

2


  1. Учебно-методическое и МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


  1. Литература
1.Технология: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013. 2. Сборник программ к комплекту «Начальная школа XXI века» под ре-дакцией Н.Ф.Виноградовой; М.:Вентана-Граф,2014; 3 Программа «Технология», автор Е.А.лутцева; М.: Вентана-Граф, 2015. 4. Галанжина Е. С. Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс. УМК «Начальная школа 21 века». Методическое пособие с электронным интерактивным приложением.М.: Планета,2014. 5.Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса / Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова и др.- 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Дополнительно:

Автор

Название

Издательство

Год

1.

Перевод: Л.Пронина

Уроки детского творчества

Москва: «Внешсигма»

2000

2.

Е.Румянцева

Аппликация. Простые поделки.

Москва: «АЙРИС - пресс»

2008

3

Машинистов В. Г.

Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для 4 класса четырёхлетней начальной школы - 3-е изд.

М.: Просвещение

1992

4

Конышева Н. М.

Лепка в начальных классах: Книга для учителя. Из опыта работы. - 2-е изд, дораб

М.: Просвещение

1985

5

Левина М. А.

365 весёлых уроков труда.

М.: Айрис-пресс

2000


  1. Технические средства обучения и программное обеспечение

Мультимедиа проектор

1 Принтер струйный

1 Магнитно-маркерная доска 1500х900

1 Портативные ноутбуки

13 Программные средства

Лицензионное ПО и свободное ПО Операционная система

Windows 7 Pro Офисные приложения

Microsoft Office 2010

  1. Цифровые образовательные ресурсы.

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru).





СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ СОШ № 27 _________ В.А. Трофимова

от __________2014 года №_____ (подпись)

«___»_____________2014 года

Руководитель МС_____________

В.А. Трофимова

26


© 2010-2022