Урок «20 лет конституции Российской Федерации»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Каменно-Бродская ООШ»

20- летию конституции РФ посвящается…





Открытый урок «20 лет конституции РФ»







Урок подготовила:

Уч. нач. классов Журавель С.А.











2013год

Тема: «20 лет конституции РФ». Цель: Совершенствование правовой грамотности учащихся, осознание гражданской ответственности за формирование демократического государства, воспитание личной и гражданской ответственности за умение жить в согласии в поликультурной и многонациональной стране. Оборудование: Конституция РФ, звукозапись гимна, презентация. Цели урока:

  • разъяснить учащимся сущность Основного закона страны;
  • познакомить с правовым статусом гражданина РФ;
  • сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.
Задачи:
  • формирование чувства истинного патриотизма;
  • воспитание личной и гражданской ответственности за умение жить в согласии в поликультурной и многонациональной стране.


Ход урока:

Вступление. Урок начинается с исполнения гимна России.

Учитель 2: Разрешите начать наш первый урок.

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...

Учитель 1: И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.

Учитель 2: В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.

Учитель 1: А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!

Учитель 2: Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить - вот это уже дудки!

Учитель 1: Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой - озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.

Учитель 2: И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!

Учитель 1: И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой - города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!

Учитель 2: И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Учитель 1: Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

Учитель 2:Да, великая, могучая, Россия - наша родина. Но слово Россия - это краткое имя её. А как же звучит полное имя? Учитель 1:- Российская Федерация.

Учитель 2:А что значит слово «федерация»? Учитель 1:- Федерация - это договор, союз. Учитель 2: - Союз кого? Учитель 1:- Нас с вами и многих народов, которых называют россияне. - Да, вместе с русским на землях Российской Федерации живут и другие народы: более 180 национальностей и народностей: Татары, Украинцы, Осетины, Башкиры, Чуваши, Чеченцы, Армяне, Аварцы, Белорусы, Казахи, Удмурты, Азербайджанцы и многие другие Учитель 2: - Но ведь у каждого народа свои законы и обычаи. И как жить? Чьи законы главней? Учитель 1: - Вот чтобы жить и не сорится 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ, которая объединила народы, проживающие на территории нашей страны. Учитель 2: - А как это было? Учитель 1: - А было это так: Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Учитель 2: Среди множества законов и иных правовых актов роль и значение конституции трудно переоценить. Это - Основной Закон, который является основой - фундаментом всем другим законам, которые принимаются на территории РФ. Любой принятый закон не может идти в расхождение со статьями, прописанными в конституции РФ.

- Но откуда взялось слово конституция и откуда оно появилось?

Учитель 1: Конституция (от латинского слова «конститутио» - устанавливаю. В Древнем Риме этим словом обозначали важнейшие указы императоров - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, определяющий: 1) как устроено общество и государство, 2) как образуются органы власти, 3) каковы обязанности граждан, 4) герб, гимн и флаг государства, его столица и др. Основным законом Конституция называется потому, что все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям. Если какой-то закон противоречит Конституции, он получает наименование антиконституционного. Учитель 2 . Давайте заглянем в прошлое, чтобы проследить сложный и тернистый путь развития конституционного строя в России. Учитель 1: С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (правда этот проект так и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти - Государственную думу. В октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой были приняты еще три Конституции СССР - 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России. Учитель 2: Давайте посмотрим на структуру конституции. Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из 2-х разделов, в 1-м разделе 9 глав, 137 статей, во 2- м разделе - 9 положений. Так как Конституция принималась на длительный период времени, то предусмотрено, что для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения - это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Новая Конституция РФ юридически закрепила переход России в разряд стран с демократической республиканской формой правления, рыночной экономикой, уважением к правам человека. Наша страна перестала быть социалистической и советской. Закончился исторический период, начавшийся в октябре 1917 г. залпом «Авроры» и штурмом Зимнего дворца. Учитель 1: Заглянем теперь в конституцию и посмотрим, какое же теперь стало наше государство? Учитель 2: В соответствии со статьей 1 Конституции оно - демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления. Ст. 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Ст. 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через ораны власти и органы местного самоуправления. Учитель 1: Так же конституция РФ определяет символику нашего государства. Герб. Гимн. Флаг. Учитель 2: Каковы же теперь Права и свободы человека и гражданина? Учитель 1: А вот с маленькой толикой этих прав и обязанностей мы предлагаем Вам познакомится в игровой форме. Вы готовы поиграть? Учитель 2: И так начинается наша игра «Сказочное путешествие юных юристов». Правило игры очень просты: Нужно очень внимательно слушать и отвечать, можно хором. Итак, внимательно слушаем вопрос

Учитель 1: 1) Какой костлявый персонаж русских сказок постоянно нарушал Статью 20 конституции РФ Каждый имеет право на жизнь. (Кощей Бессмертный)

Учитель 2: 2) Какой персонаж из известной сказки пытался нарушить Ст. 25 конституции РФ Которая гласит: Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Правда у этого персонажа ничего не получилось потому что он через трубу попал в котёл с кипящей водой.(Волк)

Учитель 1: 3) В кокой русской сказке рыжая хитрюга Нарушала Ст. 35 конституции РФ Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Пока её не выгнал петух с косой на плече (Лиса и заяц).

Учитель 2: 4) Какой персонаж сказки Чуковского наперекор Бармалею реализовывал Ст. 41 конституции РФ Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. (Доктор Айболит)

Учитель 1: 5) В какой сказке Иван Царевич нарушил право своей жены в Ст.42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. А нарушил Иван это право Спалив красивую, комфортную , зелёную лягушачью шкурку своей жены. (Царевна - Лягушка)

Учитель 2: И последний вопрос 6) Как зовут богатырей былин которые своим долгом считали исполнение Ст. 59 конституции РФ Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович)

Учитель 1: Молодцы. В завершении нашего урока хотелось бы всех поблагодарить за внимание и участие.

Учитель 2: И пожелать каждому здоровья и успехов

Учитель 1: Ученикам Интересной учёбы.

Учитель 2: Учителям Творческих идей и их воплощение.

Учитель1: Родителям терпения и житейской мудрости.

Учитель 2: Ещё раз спасибо за внимание. Урок окончен.





Список использованной литературы:

  1. Данилов А.А, Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX - начало XXI века. - учеб. для 9 класса общеобраз. учрежд., 4-е изд.- М.: Просвещение, 2007. - 383с.: ил.
  2. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России XX - начало XXI века. - учеб. для 11 класса общеобраз. учрежд., 9-е изд.- М.: Русское слово, 2009. - 479 с.: ил.
  3. Конституция РФ. constitution.ru/
  4. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. - учеб. для 6 класса общеобраз. учрежд., 11-е изд.- М.: Русское слово, 2008. - 183 с.: ил.
  5. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. - учеб. для 9 класса общеобраз. учрежд., 8-е изд.- М.: Русское слово, 2008. - 221 с.: ил.Урок «20 лет конституции Российской Федерации»Урок «20 лет конституции Российской Федерации»
© 2010-2022