Библиотечный урок Сказка – ложь, да в ней намёк…

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Методическая разработка

библиотечного урока


"Сказка - ложь, да в ней намёк…"


















Подготовила: библиотекарь

КГУ « Ленинская средняя школа»

Кормина Наталья Павловна







Методическая разработка библиотечного урока


"Сказка - ложь, да в ней намёк…"

Цель: формирование у детей отношения к здоровью как к главной личной и общественной ценности, профилактика зависимостей у школьников. Задачи: - вспомнить понятия «сказка», «рассказ»; - совершенствовать умения детей находить выход из проблемных ситуаций; - познакомить с понятиями «наркоман», «наркомания», «наркоторговец»; - развивать умения делать выводы; - вызвать желание вести здоровый образ жизни. Ход: Ребята, вы любите сказки? Назовите самые любимые. А что такое сказка? (дети отвечают). Правильно, сказка - это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. (дети приводят примеры: баба Яга, дракон, домовые, водяные и т.п.) А что такое рассказ? Как это понятие описывается в словаре Ожегова: 1. Повествовательное произведение небольшого размера. 2. Словесное изложение каких-нибудь событий. Приведите примеры рассказов известных писателей. Чем сказка отличается от рассказа? Правильно, в рассказе описываются события, которые могут произойти в жизни, а в сказке события могут быть придуманы, животные могут говорить. А почему А.С. Пушкин написал такие строки: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»? Я сегодня тоже расскажу вам сказку, а вы подумайте, какой намёк в этой сказке. Называется она «Сказка о Коварном дракончике».
А какого человека называют коварным? Давайте найдём в словаре определение коварству (1-2 человека ищут определение, а дети дают свои варианты). Коварство - злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством. Коварный, значит, человек, который прикидывается добрым и милым, а на самом деле совершает зло, держит камень за пазухой. А теперь слушайте сказку. Жила-была девочка Маша. Училась она в третьем классе начальной школы. Школа была рядом с домом, поэтому Маша всегда ходила в школу одна. Вот и сегодня Маша пошла в школу одна. Ей нравилось учиться, и поэтому она шла в школу, напевая весёлую песенку. Маша увидела, что навстречу ей идёт очень красивая девушка, с длинными чёрными волосами. - Здравствуй, певунья, как дела? - спросила девушка. - Спасибо, хорошо. Я иду в школу, - ответила Маша. - Какая вежливая девочка. Возьми конфетку. А если тебе понравится, то приходи ещё, я живу вон в той квартире. - Спасибо. Я очень люблю конфеты. Маша открыла рот и проглотила конфетку. - Да это вовсе не конфетка. Она горькая! Но длинноволосой красавицы уже и след простыл. Тут Маша почувствовала, что у неё закружилась голова. Маша присела на скамейку, закрыла глаза и уснула. Ей снилось, что она рыбка и плавает в море. А в это время, кто-то маленький-премаленький проскользнул в Машино ушко и зашептал: - Слушай меня, Машенька, я - маленький Дракончик. Теперь я буду жить у тебя в ушке, а ты должна обо мне заботиться. Мы с тобой подружимся и будем всегда вместе. Через несколько минут Маша проснулась. Волосы её растрепались, портфель валялся возле скамейки. - Наверное, я опоздала на урок. Скорее в класс! Маша шла, но ноги её не слушались, она несколько раз упала. В классе уже шёл урок. Ребята выполняли упражнение. Маша тоже открыла тетрадь, хотела выполнить задание, но её рука задрожала, вместо буквы получилась какая-то загогулина. Маша никак не могла сосредоточиться, глаза у неё сами собой закрывались. - Пошли из этой противной школы, - шептал Дракончик. На улице нам будет лучше. Там солнышко и зелёная травка. Только мне нужна конфетка. Дай конфетку, Маша! - У меня дома есть шоколадные, с орешками, - сказала Маша. - Но я хочу такую, как дала Длинноволоска. Не успела Маша оглянуться, как Дракончик понёс её к дому Длинноволоски. Маша постучалась в окошко. Она увидела злую старуху с клочьями седых волос на огромной голове. - Дайте мне, пожалуйста, конфетку, - попросила Маша. - Давай денег! - грубо ответила старуха. - Но у меня нет денег, - заплакала Маша, - а Дракончик просит конфетку. - Иди, неси деньги или вещи, тогда дам, - ответила старуха. Дракончик начал учить Машу, как обманывать родителей и просить у них денег, как воровать из дома вещи. Каждый день Дракончик просил всё больше и больше конфеток, а злая старуха вымогала всё больше денег и вещей. Дракончик рос, полнел и скоро превратился в двуглавого Дракона. Наступил день, когда в доме уже нечего было взять. Маша бредила, у неё был сильный жар. Мама склонилась над кроваткой дочери, чтобы дать ей лекарство и увидела, что из каждого уха девочки выглядывает уродливая драконья голова. Мама умоляла Дракона оставить её девочку в покое, но он был неумолим. Он прогнал маму, а сам стал терзать Машу. Голова её раскалывалась от боли, руки и ноги ломило. Маша кричала, звала маму. Она хотела избавиться от коварного Дракона, но не могла. В это время Машина мама шла по улице и горько плакала. В темноте она наткнулась на что-то тёплое. Это была птица, лапки её были связаны. Мама подняла птицу с земли, развязала лапки, обогрела. - Спасибо тебе, добрая женщина! - сказала птица. Я знаю о твоём горе и помогу тебе. Возвращайся домой, и пока Дракон спит, укутай дочку потеплее и принеси на вершину того холма. Маша будет жить с птицами 30 дней и ещё 3 дня. Мы постараемся изгнать Дракона. Мама сделала всё так, как сказала птица. Через 33 дня в доме раздался звонок. В дверях стояла Маша. Мама с дочерью крепко обнялись. - Никогда я больше не буду верить коварному Дракону. У меня своя голова на плечах! Беседа по содержанию:
1. Кто такой коварный Дракончик? Откуда он взялся? (он возник в голове Маши, после того, как она съела конфету) 2. Что он требовал от Маши? (всё больше и больше конфет) 3. А что это были за конфеты, что в них содержалось? (вредное вещество, которое вызывает привыкание) 4. Какие ошибки совершила Маша? (нельзя брать у незнакомых людей ничего, нельзя ходить с ними никуда без родителей) 5. Как нужно было поступить при встрече с длинноволосой красавицей? (надо было вежливо отказаться, сказав, что болят зубы, аллергия на конфеты) 6. Представьте, что вас приглашают покататься на машине, посмотреть котят и т.п. Как вы будете действовать в данной ситуации? (скажу, что спрошу у мамы, папы, который стоит неподалёку, смотрит из окна и т.п) 7. Кто спас Машу? С кем в реальной жизни можно отожествить птиц? (с докторами) 8. Какой урок даёт нам сказка? (не употреблять того, что дают незнакомые люди или знакомые ребята, не посоветовавшись с родителями, учителями). Что такое наркотики, наркомания? Кто такие наркоманы, наркоторговцы? (смотрим определения в словаре) Наркотик - Возбуждающее ядовитое вещество, употребляющееся как болеутоляющее или снотворное средство; Наркоман - человек, страдающий наркоманией. Наркомания - сильное, болезненное влечение к наркотикам. Наркоторговцы - люди, которые продают наркотики.
Кого в сказке можно назвать наркоторговцем? (старуху) Что употребляла Маша в виде конфеток? (наркотик) Можно ли назвать Машу наркоманкой? Докажи свой ответ (да, потому что ей хотелось всё больше и больше, и она не смогла сама избавиться от этой болезни) Как называется эта болезнь? (наркомания) Чем опасны наркотики? (вызывают слабость, невозможно сосредоточиться на уроках, разъедают печень и другие органы, губят мозг. Наркотики заражают кровь, поэтому к ним быстро привыкают. Чтобы получить деньги на наркотики, приходится обманывать родителей, воровать, то есть нарушать закон, а за это могут посадить в тюрьму).
Чтобы оставаться здоровым, весёлым, жизнерадостным, запомни и выполняй

3 простых правила:
1. Не пробуй того, чего не знаешь, или тебе запрещают. 2. Не ходи ни с кем в незнакомые места, даже если тебя зовут знакомые ребята. 3. Найди себе дело по душе и занимайся им в свободное время.

Девочка Маша выздоровела, рассказала ребятам в классе, что с ней произошло. Они решили рассказывать о страшной болезни другим детям: проводить акции «Спорт против наркотиков», рисовать плакаты и развешивать их в местах, где бывают дети. Домашнее задание: нарисуйте рисунки на тему: «Школа без наркотиков».


© 2010-2022