Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Экономика и экология

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экономика и экология.


Предмет

Окружающим мир

    Класс

    3

      Базовый учебник

      УМК «Школа России» автор учебника Плешаков А.А.

        Тема урока

        Экономика и экология

          Тип урока

          Урок первичного предъявления новых знаний.

            Цели урока Образовательные: Познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии ;показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы.

            способствовать пониманию учащимися взаимосвязей между экономикой и экологией; показать влияние экономической деятельности человека на состояние окружающей среды.

            Развивающие: - развивать операции логического мышления : анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; создать благоприятные условия для изучения новой темы за счёт использования информационных технологий и кинезиологических методов обучения;

            Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

              Планируемые результаты

              Предметные: знать взаимодействие различных отраслей экономики на окружающую среду; понимать взаимосвязи между экономикой и экологией.

              Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; оценивать достижения на уроке; высказывать предположения и проверять их с помощью текстов учебника, прогнозировать развитие ситуации; переводить текстовую информацию в таблицу; формулировать вопросы; сотрудничать со взрослыми в поиске информации

              Личностные: проявлять целостный, социально-ориентированный взгляд на мир; проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; определять личностный смысл учения; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

                Технологии

                ???

                  Формы работы

                  Работа в группах, работа в парах,фронтальная, индивидуальная

                    Внутрипредметные связи

                    Развитие речи

                      Виды деятельности учителя

                      Организует, направляет, сообщает

                        Виды деятельности учащихся

                        ведут диалог с учителем, наблюдают над языковым материалом учебника, определяют в парах стиль речи , индивидуально работают с карточками, транскрибируют слова

                          Материалы и оборудование презентация к уроку; компьютер, проектор, экран;учебное слайд-шоу «Как прекрасен этот мир»;листы цветной бумаги и маленькие цветные клейкие листочки, маркеры; рисунки - цветочки


                          Этап урока

                          Деятельность учителя

                          Деятельность ученика

                          Планируемые результаты (УУД)

                          Познавательная

                          Коммуникативная

                          Регулятивная

                          1.

                          Организа-ционный момент

                          Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу его у вас я. Зовут меня Галина Александровна. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

                          Приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу.

                          Взаимодействуют с учителем

                          Целеполагание

                          Коммуникативные:

                          готовность слушать собеседника и вести диалог

                          2.

                          Актуализация знаний.

                          Учитель: « Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. (Прикрепляю на доску рисунок планеты Земля) Жизнь началась.

                          Учитель: А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, выполнив задание. Работать мы сегодня будем в группах.

                          Учитель: Перед вами карточки зеленого цвета. Закончите данные предложения .

                          ( выполняют задание)

                          Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось

                          Наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров называется... (экономика).

                          Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой называется… (экология).

                          Учитель: Какова же тема нашего урока? (Экономика и экология)

                          Размышляют , в группах находят ответы на вопросы учителя.

                          Выслушивают предположения одноклассников, соглашаются или не соглашаются с чужим мнением, выполняют задание учителя.

                          Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

                          Познавательные:

                          овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.

                          Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

                          3.

                          Постановка цели и задач урока.

                          Учитель: Ребята, я предлагаю посмотреть фрагмент фильма. Но вы не просто его посмотрите, а подумайте: есть ли связь между окружающей средой человеком?

                          Ролик №1 (1 часть)

                          «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».

                          -Эти слова принадлежат великому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

                          Какое настроение у вас после просмотра фильма?

                          Может ли человек жить без природы?

                          -Сейчас мы посмотрим еще один фрагмент.

                          (идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах)

                          Ролик №1 (2 часть)

                          Учитель: Изменилось ли у вас настроение? Почему?

                          (-Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы)

                          -Закройте на минуту глаза и представьте себя рядом. Хотели бы вы жить в таком мире?

                          Вот и Земле очень грустно

                          (Земля облачается в грустный вид)

                          Учитель: Сейчас мы с вами определим цели и задачи нашего урока.

                          - Скажите, чему мы должны научиться на уроке?

                          (беречь природу, заботиться о ней, рационально использовать богатства природы, не загрязнять окружающую среду)

                          Делают предположения

                          целеполагание

                          Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

                          Познавательные: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

                          4.

                          Первичное усвоение новых знаний.

                          1. ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЯ

                          Учитель: Вы все говорите правильно. Послушайте несколько интересных фактов

                          Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды.

                          Пять грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

                          Автомобиль, проехавший 100 км потребляет годовую норму воздуха на одного человека

                          -Что может случиться в будущем , если это не остановить?

                          - Какая наука занимается предотвращением этого?

                          Учитель: Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей. Это наука о нашем общем доме.

                          Учитель: Посмотрите на доску.

                          цветок

                          солнце

                          бабочка

                          осадки

                          человек

                          почва

                          Прочитайте слова 1 столбика, к какой природе они относятся?

                          Прочитайте слова второго столбика, к какой природе они относятся?

                          Зависят ли объекты живой природы от неживой и наоборот?

                          Перед вами карточки желтого цвета. Каждая группа определит связь объекта живой природы с неживой.

                          I группа: с каким объектом неживой природы связан цветок?

                          II группа: с каким объектом связана бабочка?

                          III группа: с каким объектом связан человек?

                          Дети работают в группах, показывая связь стрелочками на карточках. затем каждая группа рассказывает о своей работе.

                          Учитель: Посмотрите, что у вас получилось.

                          Какой вывод можно сделать?

                          Вывод: Земля - наш общий Дом. И как важно, чтобы в Доме нашем не было печали, горя, чтобы в нём царило спокойствие, мир и счастье.

                          Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты и таковыми являются экологи.

                          2.ПОВТОРЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИКА

                          Учитель: Посмотрите на экран и скажите каким словом можно назвать то, что изображено? ( Экономика.)

                          Да, хозяйственная деятельность общества называется экономика.

                          - Для чего нужна экономика?

                          (для удовлетворения потребностей человека)

                          Вспоминают изученное , работают в группах,выясняют взаимосвязь объектов живой и неживой природы

                          Слушают учителя , высказывают своё мнение

                          Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

                          Коммуникативные:

                          излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

                          овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

                          Познавательные: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

                          5.

                          Первичная проверка понимания

                          1 .ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

                          Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о двух сторонах экономики.

                          -Первую сторону вы уже назвали.

                          Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Экономика и экология

                          -Вторую сторону экономики вы назовёте после ответов на вопросы:

                          -Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей? (бутылка, салфетка, пакет)

                          -Как?

                          -Что сделает человек с этими предметами, когда их использует?

                          -Куда выбросит?

                          -Все ли люди так поступают?

                          -Что произойдёт с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

                          -Как вы думаете, какая вторая, неприятная и опасная сторона экономики?

                          Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Экономика и экология

                          -Из таблицы мы видим, что все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде и это проблема .

                          - Таким образом, основное противоречие между экономическим и экологическим развитием заключается в том, что, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.

                          Учитель: Давайте вспомним некоторые отрасли экономики. Посмотрите на картинку, какая это промышленность?

                          Как вы думаете, может ли человек сейчас прожить без этих отраслей?

                          Только ли одну пользу приносят эти отрасли?

                          Учитель: Перед вами белые карточки с текстами. На основе данных текстов выявите плюсы и минусы отраслей машиностроения, химической и горнодобывающей промышленности. Запишите их в таблицы.

                          МАШИНОСТРОЕНИЕ

                          ХИМИЧЕСКАЯ
                          ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

                          ГОРНОДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

                          +

                          -

                          +

                          -

                          +

                          -

                          Давайте проверим, что у нас получилось.

                          Учитель: Это ещё раз показывает, как экономика поворачивается к людям другой стороной - опасной и неприятной. Мы говорим, что экономика нужна , чтобы правильно вести хозяйство, а хозяйственная деятельность наносит вред природе и здоровью людей.

                          - Ребята, подумайте, каково же решение этой проблемы?

                          -Попробуем выявить причины этой проблемы и найти пути решения .

                          (совершенствование технологий эксплуатации природных ресурсов, строительство очистительных сооружений на заводах и фабриках, создание заповедников

                          1. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ КАТАСТРОФА

                          • Крушение самолета

                          • Автомобильная авария

                          • Прорыв трубопровода

                          • Поезд сошёл с рельсов

                          • Обвалился потолок в доме

                          • Кораблекрушение

                          Учитель: Посмотрите на экран и подумайте каким одним словом можно объединить эти события?

                          - Это катастрофы.

                          А сейчас давайте прочитаем значение этого слова в словарях.

                          Существует еще такое понятие, как экологическая катастрофа.

                          Экологическая катастрофа - длительная засуха, выброс загрязняющих веществ, массовый мор скота, мощный разлив нефти и другие.

                          - Сегодня мы начнем более подробно разбираться в этом вопросе.

                          Учитель: Мне хочется привести примеры экологической катастрофы.

                          1 Чернобыльская катастрофа (СССР)

                          - Вот послушайте печальную историю. 26 апреля 1986 года в Украине на Чернобыльской АЭС произошел взрыв. Посмотрите чем это все обернулось.

                          Ролик №2

                          Вы знали об этой катастрофе?

                          До сих пор люди всей планеты помнят эту трагедию.

                          №2 Гибель Аральского моря, Казахстан

                          Учитель: А вот еще одна история. Аральское море являлось четвертым по площади озером в мире после Каспийского моря. Его обмеление началось в 1960-х, когда большую часть стока Сырдарьи и Амударьи отвели в каналы, орошающие поля.

                          В результате море значительно отступило от своего берега, и обнажилось дно. Посмотрите как катастрофически быстро море мельчает из года в год. На данный момент от моря осталось меньше одной десятой части от начального его размера.

                          Ролик № 3

                          К сожалению, это произошло из-за необдуманных действий человека. Но к счастью люди опомнились и в настоящее время идет борьба по предотвращению этой катастрофы. Будем надеяться, что Аральское море возродится.

                          Выясняют положительные и отрицательные стороны различных отраслей экономики, работают с текстом









                          Работают со словарями






                          Наблюдают , делают вывод.

                          Учаться выслушивать мнение другого.

                          Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Познавательные:овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

                          установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений

                          умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

                          6

                          Инструктаж по выполнению домашнего задания

                          Учитель: Конечно, я показала вам далеко не все экологические катастрофы, которые произошли на нашей земле. О других экологических катастрофах вы можете узнать из других источников: учебника, газеты, энциклопедии, интернет.Это и будет вашим домашним заданием

                          Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике

                          Взаимодействуют с учителем

                          Развитие регуляции учебной деятельности

                          Регулятивные: планирование.

                          Личностные: самоопределение.

                          Познавательные: рефлексия деятельности.

                          Личностные: самоопределение, самооценка.

                          7.

                          Физминутка

                          ???

                          7.

                          Подведение итогов урока. Рефлексия.

                          Учитель: Вы сегодня очень хорошо отвечали. Я думаю, вам не составит труда выполнить следующий тест.

                          ТЕСТ?????

                          Учитель: Ребята, мы с вами теперь знаем причины загрязнения окружающей среды и знаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию.

                          -Вы же хотите жить на чистой планете, дышать свежим воздухом, пить чистую воду?

                          Перед вами ладошки. Если у вас....

                          Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Экономика и экологияЯ всё понял и у меня всё получилось

                          Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Экономика и экологияМне понравилось, но у меня остались вопросы

                          Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Экономика и экологияМне не понравилось и у меня осталось очень много вопросов

                          А теперь вы подойдете к нашей планете и не просто протяните к ней свои руки, но и скажите как вы лично поможете ее сохранить ( посажу растения, уберу мусор)

                          Учитель: Посмотрите, от ваших предложений Земле стало радостно. Она снова улыбается.

                          Все в ваших реках. От того как мы будем беречь планету зависит не только наше будущее, но и будущее остальных поколений.

                          В заключении нашего урока предоставим слово вашему однокласснику.

                          Пусть живёт с человеком природа,

                          Как с хорошим соседом всегда.

                          Будут чистыми для народа.

                          Луг и поле, земля и вода.

                          Берегите землю! Берегите!

                          Жаворонка в голубом зените,

                          Бабочку на листьях повилики,

                          На тропинке солнечные блики...

                          Ястреба, парящего над полем,

                          Ясный месяц над речным покоем

                          Ласточку, мелькающую в жите,

                          Берегите Землю! Берегите! ...

                          Учитель: Вам понравился урок?

                          Желаю вам, ребята
                          Быть честными, быть верными
                          И каждый день следить,
                          Чтобы своей планете
                          Ничем не навредить!

                          Спасибо за урок. До свидания.

                          Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока

                          Взаимодействуют с учителем

                          Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний






                          ПРИЛОЖЕНИЕ1


                          © 2010-2022