Урок по литературному чтению на тему А. С. Пушкин Вот сеевер, тучи нагоняя (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Урок литературного чтения

в 3-м классе

по учебнику Л. А. Ефросининой


А. С. Пушкин « Вот север, тучи нагоняя»




















Учитель начальных классов: Додонова Елена Юрьевна
Тема. А. С. Пушкин « Вот север, тучи нагоняя…»

Цели урока.


Образовательные: познакомить учащихся с отрывком из романа в стихах «Евгений Онегин» «Вот север, тучи нагоняя…»; раскрыть идею и смысл стихотворения; познакомить со способами художественного изображения (олицетворением); формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности.
Развивающие: развивать у учащихся умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать эмоционально-чувственное отношение к природе.
Воспитательные: воспитывать культуру и грамотность речи; прививать любовь к русской поэзии.
Оборудование: выставка книг А.С. Пушкина; репродукция картины А.М. Васнецова «Зимний сон»; магнитофон и аудиозаписи с музыкой П.И. Чайковского «Времена года».










Ход урока
I Презентация нового материала. 1). Подготовка к восприятию стихотворения (Звучит музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года»)

Учитель. Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи.

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица - душа.

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка - зима! П. А. Вяземский

- О каком времени года говорится в этих строках?

- Как называют её в стихотворении?

- А что такое Зима в русском понимании? Учащиеся. - Это мороз, много снега, катание на санках, лыжах, коньках. Учитель. - Это прекрасное время года воспевали в своих произведениях композиторы. Музыку П.И. Чайковского вы сейчас слышите. - А кто ещё изображал это замечательное время года? Учащиеся. - Художники. Учитель. - Сегодня я хочу познакомить вас с картиной известного русского художника Апполинария Михайловича Васнецова «Зимний сон». Эту картину ещё называют «симфонией в красках». Сегодня она поможет нам представить ту зиму, которую описал в своём стихотворении великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

2) Первичное восприятие стихотворения.

Стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…» наизусть читает учитель.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки - зимы. Учитель. - Какое настроение у вас вызывает это стихотворение? Почему? - Какая картина больше всего вам понравилась в этом стихотворении? II. Практика под руководством учителя. 1) Вторичное восприятие стихотворения. Учащиеся самостоятельно молча читают это стихотворение. Учитель. - Какие картины вы нарисовали бы к этому стихотворению? 2) Анализ поэтической речи. Словесное рисование. Учитель. - Нарисуйте словами первую картину, которую вы увидели. - Что вы видели, когда читали слова: "Дохнул, завыл…" - Откуда пришла зима? - Почему Пушкин называет её волшебницей? - Нарисуйте словами вторую картину, которую вы увидели. - Прочитайте описание этой картины у Пушкина. - Как вы понимаете выражения «Брега с недвижною рекою ..», «Пухлой пеленою»? - Употребляет ли поэт слово снег при описании зимы? Учащиеся. - Нет. Учитель. - Правильно. Снег лежит в разных местах не одинаково. - Найдите и прочитайте, какой он на деревьях? - На полях и холмах? - На берегу реки? - Нарисуйте словами третью картину, которую вы увидели. - Как вы себе представляете картину Блеснул мороз? - Что поэт называет проказами матушки зимы? - Как Пушкин называет зиму? Учащиеся.- Волшебницей. Матушкой. Учитель. - Почему? Кого она ему напоминает? - Какие слова говорят о том, что поэт относится к зиме как к живому существу? - В этом стихотворении А. С. Пушкин говорит о зиме, как о человеке. Такие образные языковые средства художественной выразительности в литературе называют олицетворением. - Прочтите об этом приёме в учебнике на стр. 37. - Какие ещё средства художественной выразительности использовал поэт в этом стихотворении? Учащиеся. - Эпитеты (волнистыми коврами; брега с недвижною рекою); метафоры (блеснул мороз); сравнения (пухлая пелена-это снег). Учитель. - А ещё Пушкин для создания образа Зимы использовал определённые звуки. - Послушайте.

Вот север тУчи нагонЯя

ДохнУл, завЫл…// (выделяю голосов эти звуки и чуть растягиваю их) - Прочитаем хором эти строки с выделением звуков. - Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. - Найдите и прочитайте эти глаголы. Учащиеся. - Пришла, рассыпалась, повисла, легла, сровняла. Учитель.- Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы? Учащиеся. - Проказы. Учитель. - Какой ритм этого стихотворения? Кого он вам напоминает? Учащиеся.- Идущего человека

3) Работа над выразительным чтением стихотворения.

Дети работают с карандашом в учебнике. Учитель. - Читаем неторопливо и стараемся показать каждую деталь картины.

Вот север тУчи нагонЯя

ДохнУл, завЫл…//

И вот сама идёт волшебница зима.// (радостная интонация)

Пришла,/ рассыпалась;// (долгая пауза) клоками

Повисла на суках дубов;//

Легла волнистыми коврами/

Среди полей,/ вокруг холмов;//

Брега с недвижною рекою/

Сровняла пухлой пеленою;//

Блеснул мороз.// (сменить интонацию и читать бодрым, весёлым тоном)

И рады мы/

Проказам матушки зимы. Учитель.- Дети, а теперь прослушайте это стихотворение в исполнении мастера художественного слова. (звучит аудиозапись) Выразительное чтение стихотворения учащимися. III. Итог урока. Домашнее задание. Учитель. - Какими приёмами воспользовался поэт, чтобы мы смогли лучше представить картины природы? - Дома выучить это стихотворение наизусть и выполнить задание в тетради.


© 2010-2022