- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по литературному чтению К. Паустовский Мой дом
Конспект по литературному чтению К. Паустовский Мой дом
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова Т.Н. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения
3 класс
«Школа 2100»
Тема: К.Паустовский «Мой дом»
Цели: 1) продолжать работу над формированием правильного сознательного чтения целыми словами;
2) развивать умение прогнозировать содержание произведения с опорой на авторское имя, название, иллюстрацию;
3) развивать умение составлять разного вида планы;
4) воспитывать внимательное отношение к художественному слову, умение видеть и ценить красоту родной природы.
Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийная техника.
Ход урока:
I Орг. момент
II Речевая разминка
Под ногами в листопад,
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок-
Папа, Мама и ребенок.
- Какие звуки вы слышите при чтении стихотворения? Какую картину представляете?
- Какие слова придумал автор стихотворения?
- Прочитайте его хором, голосом выделяя «шуршащие» слова.
- Одна из верных примет осени - густой и холодный туман.
- Прочитайте стихотворение М.Яснова
Туман Туманыч
Росы в травы Тихо вышел
Пали на ночь - На тропинку,
Утром встал Прогулялся,
Туман Туманыч: Послонялся,
Протянулся меж берез, Потянулся и зевнул -
Тронул пяткою покос, И до вечера заснул !
Укололся о травинку,
- Какой прием использует поэт М.Яснов, рисуя туман - явление природы?
- В чем состоит секрет олицетворения ? ( Слова употребляются в переносном значении и характеризуют неодушевленные предметы как живые существа. Олицетворение - это разновидность метафоры)
II Проверка дом. задания
Ученики читают наизусть стихотворения об осени.
- Только ли стихами можно описывать природу?
III. Чтение авторского текста на с. 178
- Какой совет дают авторы - составители, в чем его суть?
IV Подготовка к восприятию
-Сейчас мы будем читать новый текст. Какими будут наши действия?
- Что мы можем сказать про автора? ( К.Паустовский - настоящий художник слова, его произведения поэтичны, видит прекрасное в самом обычном).
- Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящен осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела?
На доске ключевые слова: бывшая баня, густой сад, высокий частокол, западня для котов, берут дом в осаду, кукан с рыбой, ждут вечера, вцепиться мертвой хваткой, фонарь, застигнутые врасплох, просят пощады, облетающий сад.
- Предположите, о чем будет данное произведение.
V Первичное чтение c анализом
а) Самостоятельное чтение первой части
- Каким вы представили дом писателя? А может быть, он такой, как на картине художника с. 179?
- Подтвердились ли наши предположения о содержании, героях рассказа?
- О каком любимом занятии рассказчика вновь прочитали ?
- В каком произведении об этом узнали? ( Рыбная ловля, «Кот - ворюга»).
б) Чтение вслух первой части с комментированием.
1-й абзац.
- Что значит изба, «обшитая серым тесом»?
- Густой сад - деревья очень близко, их много, с кудрявой кроной.
- Частокол - что это? Попробуйте догадаться о значении слова по написанию, опираясь на состав слова.
( Забор из часто вбитых кольев).
- Замените слово западня его синонимом. ( Ловушка).
- Как вы понимаете выражение «коты всех мастей» ? ( Разные по цвету).
- «Белые с подпалинами» - это какие ? ( С рыжими пятнами, как будто их подпалили.)
«Берут дом в осаду» - представьте это. ( Окружают, осаждают, лезут со всех сторон).
- Как автор относится к соседям - деревенским котам? Подтвердите это словами из текста. ( Коты всех мастей - неодобрительное употребление, шныряют, подвывают, как преступники, воры ; берут дом в осаду - как враги.)
-Кого вам напоминают коты, осаждающие дом?
- Почему же коты ждут вечера ?
2 -ой абзац.
- Что значит стремительные взмахи? ( Очень быстрые и резкие. У кого есть коты, тот не раз наблюдал за такими движениями.)
- Еще одно выражение, которое отражает отношение автора к котам - наглый кот. Почему? ( Бессовестный, бесстыдный, ворует чужое…)
- Найдите в тексте фразеологический оборот. Что он означает? ( Вцепиться мертвой хваткой - не разнять лап, очень крепко…)
- Отчего досадно котам? ( Обидно, что не они схватили рыбу).
- Что значит «застичь врасплох»? ( Неожиданно, внезапно).
- Удалось ли вам живо представить картину охоты котов за рыбой? Какие слова помогли в этом? ( Очень много глаголов).
- Какую особенность Паустовского - писателя вы хотели бы отметить в эпизоде с котами? ( Свойственный автору добрый юмор).
- Как по-вашему, почему, описывая дом, Константин Паустовский так много места отводит «воришкам разных мастей»? ( Старый дом и коты из деревни теперь уже одно целое, это нашествие повторяется каждый день. Нельзя описать дом, не упомянув о котах.)
3 - ий абзац.
- Почему осень засыпает дом листьями? ( Он стоит в глубине густого сада.)
- Отчего осенью в доме становится светло? Представьте эту картину.
4 - ый абзац.
- Какие картины вы смогли представить?
- Какие услышали звуки, какие уловили запахи? ( Дважды автор употребляет глагол трещат. В чем особенность его употребления в выражениях: трещат печи ; трещат синицы?)
- Что удивило вас при чтении? Что имел в виду К.Паустовский? В каком рассказе синицы были частыми гостями? ( «Жильцы старого дома» . Вспомните: кажется и сейчас, возьми автор ломоть черного хлеба, выйди в сад, раскроши его - и тотчас же превратятся синицы вновь в « живой щебечущий музыкальный ящик».
- Какое настроение бывает у хозяина дома в осеннюю пору в деревенской избе, как вы думаете? ( Романтичное, он отдыхает, согревается душой…)
-Заметили ли вы сходство в поведении котов и синиц? В чем оно?
- Рассмотрите еще раз иллюстрацию к тексту, сможете ли отыскать фрагмент, который запечатлел художник? Какие строчки текста могли бы под ней подписать? ( … Я выхожу с фонарем из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу…»)
- Как бы вы предложили озаглавить первую часть рассказа? ( «Отчаянные соседи», «Осажденная изба», «Осенняя охота»).
- Запишите в тетради с. 23.
в) Чтение вслух 2-ой части по абзацам с комментариями. Составление плана.
- Вспомните, как лирично, Паустовский рассказывал о жильцах старого дома. Он настоящий мастер олицетворений, эпитетов.
- Сейчас нам предстоит читать вторую часть рассказа. Постарайтесь увидеть эти маленькие «обыкновенные чудеса». А чтобы рассказ был стройным и последовательным, будем составлять план по ходу чтения.
1-ый абзац.
- О какой излюбленной части дома поведал автор?
- Какое ощущение возникает у писателя по утрам? Почему? Что значит «солнце бьет»? ( Оно неожиданно появляется из - за туч, очень яркое, листья вспыхивают, словно елочная гирлянда. Пурпурный цвет - ярко - красный).
- Какие краски вы взяли бы, чтобы раскрасит обвивающие беседку листья винограда?
- Кто еще навещает писателя по утрам? Как об этом сказано?
- Как вы думаете, почему воробьи пытаются расправиться с часами?
2-ой абзац.
- Найдите эпитеты. ( Отвесный дождь- идет прямо, точно вертикально к земле).
- Какую метафору использует автор, говоря о дожде? ( Шумит вполголоса).
- Как вы думаете, отчего такие ночи особенно хороши для писателя?
- Может, в третьем абзаце мы найдем ответ на этот вопрос.
3- ий абзац.
- Какие ощущения вы испытываете? Почему?
- Чем же занимает себя писатель в тихие осенние ночи? ( Он читает при свечах).
- Что привлекает внимание писателя? На чем останавливается его взгляд?
- Какие запахи наполняют осенний сад?
- Прочитайте слова, кот. описывают дождь во втором и третьем абзаце
4 - ый абзац
- Разве может туман шуршать?
- Кто же рождает это шуршание?
- Может, это та самая лягушка, которая так любила по вечерам приходить в дом и смотреть на огонь керосиновой лампы?
- Какую метафору использует автор, говоря о рожке пастуха? Почему?
- Что нового открыли для себя в Паустовском - человеке? ( Закаленный, смелый…)
5 - ый абзац.
- Какой вывод можно сделать о хозяине старого дома? Сравните «рожок поет» и «сверчок поет». ( Он не позволяет обидеть живое существо, он добр, и пение сверчка веселит его. Потому сверчок и позволяет себе распевать громкие песни)
6- ой абзац
- Цепной пес - это какой? ( Сидит на цепи).
- Отчего у пса такая необычная кличка? Почему он так реагирует на уход хозяина?
- Можно ли догадаться, что и Дивный любит своего хозяина?
- О чем может рассказать его вздох?
- Объясните смысл предложения «Восток розовеет». ( Именно на востоке встает солнце. Поднимается утренняя заря и окрашивает в розовый цвет небо.)
- О чем говорят последние предложения? ( Рассказчик уплывает все дальше по озеру, остается наедине с природой, с ее тишиной).
- Обратите внимание на три последних абзаца. Короткие , очень простые предложения. О ком они? Какое слово часто повторяется? Они полны действия. На наших глазах проходит жизнь человека, мы наблюдаем за ним в рассветный час. Сколько всего он видит, слышит, замечает!
7 - ой абзац
Читает этот абзац учител.
- Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?
- В чем секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания? ( Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли),
- Вы абсолютны правы, и мне хочется зачитать строчки Паустовского, в которых он очень ясно высказывает эту мысль об ощущении осени. ( Слова К.Паустовского на слайд).
- Как вы думаете, какие стихотворные строчки могут послужить эпиграфом ко второй части рассказа «Мой дом»?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!..
А.С.Пушкин
г) - Какие картины вы смогли нарисовать в своем воображении, читая вторую часть рассказа?
- Проследим еще раз, как прожил рассказчик один из сентябрьских дней, что он чувствовал…
-
Беседка в глубине сада.
-
Неторопливый дождь.
-
Бодрящий душ.
-
Песня сверчка.
-
Прогулка на рассвете.
-
Счастье сентябрьского дня.
д) - Что, по- вашему, понимал К.Паустовский под выражением «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба? ( Это и сад, и колодец, и пес Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал… Это мир вокруг него…)
- Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и в прозе?
е) Выполнение № 4 в тетради.
VI Итог урока
Дом. зад.: 1) подробный пересказ 2-ой части
2) выписать на стр.21 ( тетрадь) выражения, кот. помогут рассказать об осени.