Конспект занятия О братьях наших меньших

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар

учителей начальных классов Тайшетского района


Тема: «О братьях наших меньших»


Автор: Мышкина Ирина Дмитриевна,

учитель первой квалификационной категории, 2 В класс


Борис Степанович Житков. «Храбрый утёнок».


Цели: Познакомить со сказкой Б.Житкова «Храбрый утёнок», совершенствовать технику чтения, навыки пересказа, ролевого чтения; развивать речь, мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать; воспитывать чувство сопереживания животным в их беде, учить преодолевать чувство страха.

Оборудование: Учебник «Родная речь» (кн.1, ч2); таблицы для чтения; картинки; иллюстрации детей; сюжетно-композиционный треугольник; заранее подготовленные сценки; оформление доски.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Структура:

  1. Организация начала.

  2. Подготовка к основному этапу:

−мотивизация

−актуализация

  1. Усвоение новых знаний и способов деятельности:

−восприятие

−осмысление

−первичное запоминание

  1. Первичная проверка понимания (репродуктивный уровень).

  2. Закрепление знаний и способов действия (конструктивный уровень).

  3. Подведение итогов занятия:

−анализ

−оценка успешности

  1. Рефлексия (саморегуляция).

  2. Информация о домашнем задании (инструктаж).

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 оргмомент

3 мин

1)проверка общей готовности к уроку

2)концентрация внимания детей на доску

3)общий план действий

1)проверка готовности

2)Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм…

Входи в него…

Будь сердцем чуток…

-прочитать шепотом орфографически

- прочитать громче орфоэпически с нужным ударением.

-определить тему урока, разгадав шифр в 1-й строке и исключив лишнее слово во 2-й:

увСфхКунАткЗмшКюяА

Н.Сладков.Б.Житков.В.Бианки.

-определите цели и задачи урока по таблице.

1)самоконтроль

готовности к уроку

2)прочитать написанное и, если согласны путешествовать в храм природы, поприветствовать гостей, улыбнуться друг другу

3)узнаем новое произведение Б. Житкова. Это сказка «Храбрый утенок».

-автор в своем произведении дает нам свою точку зрения, а мы, читая, имеем свою. Сравним их, работая с текстом, учимся рассуждать, защищать свою т.з., делать выводы, вчитываться, смотреть и видеть, слушать и слышать учителя и товарищей.

2 этап до чтения текста.





1)проверка дом. задания.

2)актуализация знаний, объявление темы, проблемы

урока.


3)антиципация чтения.


4)объявление целей и темы урока.

1)-в какой форме часто написаны произведения Н. Сладкова?

-будем смотреть, и слушать «Театр двух актеров» с целью сгруппировать животных по двум темам.

2)-по таблице найдите слова-помощники, ключевые к нашему уроку.

-красный кружок, 3-хсложное слово

-желтый квадрат, слово с 3-мя безударными гласными

-зеленый треугольник, слово с шипящим на конце

-зеленый ромбик, одушевленное сущ.

-перечисляя слова, называйте орфограммы и думайте, на какие 2 группы можно их разделить.

3)-чье это меню: овощи, растения, рубленые яйца у малышей, лягушки у взрослых

-подсказка в отгадке:

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может прыгать и нырять,

Как его родная мать.

-что о них знаете?

-кто их враги?

-а этот герой загадки может быть врагом?

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

-отчего ее так прозвали?

4)-итак, узнаем, как могли встретиться утенок и стрекоза в авторском произведении Бориса Житкова.

1)-диалог-это разговор двух лиц

Н.Сладков. Сорока и Заяц.

Н. Сладков. Лиса и Мышь.

1 тема-питание зверей.

2 тема-характер героя.

2)таблица №4

-овощи

-растение

товарищ

-герой

1-я о пище

2-я о героизме, помощи, защите

3)это утенок, утка(водоплавающая птица с широким клювом, короткой шеей и короткими, широко поставленными лапами)

-бывают домашние и дикие

-враги-хищные птицы и звери

-насекомое с длинным тонким телом

-стрекот, стрекочет (резкие, короткие и частые звуки, напоминающие треск)

4)готовность к чтению и обсуждению текста

-с. 73-закладки

3 этап во время чтения.






1)первичное чтение текста.

2)первичная беседа

3)перечитывание текста




4) Физкультминутка

1) комбинированное ролевое чтение:

-за автора-учитель

-утенок Алеша-ученик

-утята-дети

-хозяйка-ученица

2)-что хотите сказать?

-что мы вам прочитали? Почему?

-прочитайте название и подумайте, о чем еще хотел рассказать автор?

3)Виталий Бианки сказал: «Сказки -это лучший способ постижения жизненной правды, а сказки о природе и животных- это фактически разговор о людях - умных, добрых, заинтересованных».

-проверим, перечитывая текст, используя сюжетно- композиционный треугольник.

-найдите и прочитайте вступление

-прочитайте завязку-начало действия

-что происходит дальше?

-почему хозяйка решила, что утята заболели?

-что можно ей посоветовать?

Что происходит на вершине нашего треугольника? Что такое кульминация?

-почему утята каждый вечер ложились спать голодными?

-какой вред могла им причинить стрекоза?

-а почему же они так ее боялись?

-кто такой был Алеша?

-как вы думаете, почему маленький утенок решил драться со стрекозой?

-как утенок победил стрекозу?

-чем все закончилось?

-кем оказался Алеша- хвастуном или храбрецом?

4)-если я буду говорить о храбрецах, то попрыгайте

-если о хвастунах-приседайте:

мужественный, отважный, хвастливый, смелый,

храбрый, наглый, решительный, изворотливый, умный…

1)слежение

слушание

осмысление

2)сказка авторская, прозаическая, о животных, с элементами вымысла и фантастики

-о храбрости (мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость)

3)прочитать слова с доски

-смотреть на треугольник

-два предложения

-проч. след.1 предл.

-развитие событий

-ничего не едят

-не уходить, следить

-самый напряженный момент, самое важное событие произведении

-боялись стрекозу

-никакого

-они малы, не знали, что стрекоза, которая так страшно стрекотала, им не опасна

-маленький утенок

-хотел помочь,

-выборочное чтение

-опора на текст

-храбрец-храбрый человек, смельчак

-хвастун-хвастливый человек

-хвастовство-неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих достоинств

4этап после чтения

1)рассказ о писателе.

2)творческое задание в группе.

1)-как вы думаете, какой писатель мог написать такое произведение?

-какой он?

-что его привлекает в мире, в людях?

-что отталкивает?

2)собрать предложения, рассыпанные в конверте, и прочитать сведения о писателе

2)работа в паре: Вырос в городе Одессе в семье учителя математики и пианистки.

С детства увлекался рыболовством.

Учился в одесской гимназии в одном классе с Чуковским.

Учился отлично и был, буквально, напичкан знаниями.

Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание.

В гимназию его сопровождала собака, которая несла ранец, а к концу уроков приносила футляр со скрипкой.

Талантливый человек в 14 лет сам стал учиться играть на скрипке.

По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания.

Много раз был в кругосветном путешествии.

Поступил на курсы авиаторов и летал на первых аэропланах..

Преподавал физику и черчение, был директором технического училища.

Случайно стал детским писателем, рассказывая дочкам Чуковского свои истории.

5 подведение итогов урока.

1)оценивание качества состоявшегося чтения и деятельности.

1)-для чего утенку храбрость?

-накануне какого праздника мы говорим о храбрости?

-как называют людей, которые приходят на помощь другим?

-что пожелал бы нашим мальчикам Борис Житков?

1)рефлексия:

-сегодня я научился…

-я еще недостаточно…

-мне надо…

6 домашнее задание.

-на выбор:

1)перечитывание текста

2)подобрать пословицы к тексту

3)составить рассказ, но вместо утенка сделать главным героем мальчика Алешу

4)нарисовать понравившиеся эпизоды

5) поздравить родителей - пап, дедушек с праздником.

Приложение о писателе:

Вырос в городе Одессе в семье учителя математики и пианистки.

С детства увлекался рыболовством.

Учился в одесской гимназии в одном классе с Чуковским.

Учился отлично и был, буквально, напичкан знаниями.

Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание.

В гимназию его сопровождала собака, которая несла ранец, а к концу уроков приносила футляр со скрипкой.

Талантливый человек в 14 лет сам стал учиться играть на скрипке.

По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания.

Много раз был в кругосветном путешествии.

Поступил на курсы авиаторов и летал на первых аэропланах…

Преподавал физику и черчение, был директором технического училища.

Случайно стал детским писателем, рассказывая дочкам Чуковского свои истории.




















Самоанализ урока


Борис Степанович Житков. Храбрый утенок. В теме «О братьях наших меньших» - это предпоследний урок (10-й) перед обобщением по разделу. Дети уже знакомы с писателями - природоведами М.М. Пришвиным, В.В. Бианки, со сказками- несказками Н.Сладкова. мы расширили круг чтения сказок Сладкова, интересуясь диалогом птиц и зверей и играя в «Театр двух актеров». Таким образом, были созданы условия 1) для освоения литературного произведения 2) для формирования познавательного интереса 3) для воспитания культуры поведения. Это урок изучения нового материала, где прослеживается структура чтения и анализа литературного произведения. По ходу урока стараюсь создать учебную дискуссию, вести диалог ,сотрудничество, поэтому цели принимаем вместе, планируем действия, осуществляем контроль и самоконтроль. Использую все виды деятельности: репродуктивную (отрабатываем базовый уровень чтения словами, правильно с ударением, выразительно, без ошибок, орфоэпически, вслух и про себя, замечая орфограммы); конструктивную (деление на группы, озаглавливание, творческую (работа в паре, выборочное чтение). И все формы работы: фронтальную, индивидуальную, в паре. Для раскрытия нового материала использовала и объяснительно-иллюстративные методы и проблемные (частично-поисковый, исследовательский), т.к. класс разноуровневый «5» по технике чтения имеют 8 чел; «4» - 15 чел.; «3» - 3 чел. От 80 до 100 слов в мин. читают - 9 чел., от 60 до 80 слов - 14 чел., от 39 до 50 слов - 3 чел. Осуществлялся и дифференцированный подход:

  1. За партой в паре сидят «сильный» и «слабый» ученики.
  2. Задания предлагаю от простого к сложному, опираясь на базовый уровень знаний и переходя к новым по толковому словарю (переводя новые слова в активный словарный запас).
  3. Первичное усвоение знаний даю доступно, в занимательной форме (сценки, чтение по ролям, маски, иллюстрированные таблицы).
  4. Добиваюсь понимания нового материала на уровне слабого ученика.
  5. Поддерживаю работоспособность путем переключения внимания, иллюстраций, таблиц, схем, проблемных вопросов, физкультминутки.
  6. Предлагаю уровневое домашнее задание - ситуацию выбора, вариативность, которая важна для ученика как субъекта учения.
  7. Стараемся осуществить рефлексию (осознание того, что каждый узнал на уроке, чему научился, как это удалось сделать) и повысить самооценку (с учетом безошибочного выполнения заданий).
Результативность урока будет видна, если интерес у детей не пропадает в течение всего урока, если создана ситуация успеха, если удалось достигнуть цели и задач урока.


© 2010-2022