Преемственность результата и особенности освоения основных образовательных программ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преемственность результата и особенности освоения основных образовательных программ.

Луговая Любовь Петровна, учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 6 им. М.А.Киняшова г.Благовещенск РБ

[email protected]

Добрый день, уважаемые коллеги! В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Важнейшим условием обеспечения формирования социально активной личности является непрерывность образования. Непрерывность обеспечивается преемственными связями на всех этапах. Важнейшей характеристикой качества преемственности связей является технологическая преемственность. Под технологической преемственностью понимается единство технологических подходов, приемов, методов. В своей работе я стараюсь максимально реализовать этот подход. В связи с разработкой концепции непрерывного образования слово «преемственность» приобретает новую актуальность. Однако что мы вкладываем в это понятие: стыковку программ? Реализацию единого стиля общения с ребенком? Преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса, а также всю совокупность действия традиций. А ещё это самовоспитание, саморазвитие, самообразование педагога. Послушайте, пожалуйста, историю, ставшую анекдотом:

Через 30 лет после окончания школы Коля пришел на встречу с одноклассниками.
Все рассказывают о своей семье, работе.
- Коля, а кем ты работаешь?
- Я генерал.
- Не может быть. Ты же в школе ничего не знал.
- А я и сейчас ничего не знаю. Но чтоб к утру все было сделано! Так и ФГОС - мы о них узнали одни и из первых начали работать с 1 сентября 2010 года. На базе нашей школы была организована пилотная площадка по освоению и реализации ФГОС НОО. Тогда мы плохо представляли, что нужно делать, с головой окунулись в данный вопрос. Но теперь, по прошествии 5 лет есть опыт работы, о котором я расскажу. ФГОС - система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральный Закон «Об образовании» определил задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны обеспечивать: 1.единство образовательного пространства Российской Федерации 2.преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Проблема преемственности между ступенями образования актуальна во все времена. Педагоги, психологи, ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности на страницах журналов и газет. Цель, к которой стремится современная система образования, помочь детям осуществить своё профессиональное и жизненное самоопределение, обеспечить высокий уровень знаний, воспитать личность, способную осваивать новые социальные роли, без труда адаптироваться к динамично меняющимся условиям жизни, дать высокий уровень знаний каждому ребёнку индивидуально. Но без содержательной методической преемственности между дошкольным и начальным общим образованием успеха в работе не будет. Наиболее актуальны в этом плане размышления об организации преемственности в системе начальная школа - среднее звено. Поэтому мы, сегодня и рассматриваем этот вопрос о преемственности результата и развитии начального общего и основного общего образования. Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с начальной школы и заканчивая высшей школой. Актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий в содержании образования между начальной и средней школой. - Что я делала для того, чтобы подготовить детей для благополучного перехода из начального звена в среднее? Во - первых - это тесная взаимосвязь с ДОУ. О каждом ребёнке собирается много информации, но практика показывает, что она в основном остаётся «мёртвой». Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, педагогические коллективы д/с № 14,№ 15 и нашей школы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой системной и последовательной работы двух структур: дошкольного и начального образования. К этому нас обязывает введение новых ФГОС. Д/с и школа разработали план совместных мероприятий: составление планов совместной работы, посещение занятий, спортивных мероприятий, праздников, родительских собраний, школа «Малышок», дни открытых дверей, консультации с воспитателями и психологом ДОУ, методические семинары. Реализация которых ставит задачу не увеличения количества мероприятий, а улучшения качества преемственных связей. В качестве основополагающего принципа преемственности в настоящее время мы рассматриваем сопровождение ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства. Во- вторых, это знание требований стандартов не только начальной школы, но и основной школы. Учителя начальных классов должны хорошо ориентироваться в этом вопросе. ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Личностные результаты Начальная школа готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности.
Основная школа готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме
Личностные характеристики практически повторяются, а вот предметные и метапредметные имеют отличие. И не случайно, т.к. требования в стандартах имеют отличие. ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Метапредметные результаты
Начальная школа освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями
Основная школа освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитие Предметные результаты
Начальная школа освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета
опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания,
его преобразованию и применению,
а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Основная школа освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Как видите, на 2 -м этапе ведущую роль имеют учебно-проектные и социально-проектные ситуации. Основное направление - исследовательская деятельность. Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные на уроках и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания - не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. (Участие в районной конференции «Лаборатория 21 века». Победитель Маликов Айдар, участница - Князева Эвелина, в дистанционной олимпиаде «Инфоурок»). В - третьих - Я использую в работе разные технологии, методы, формы. (технологию сотрудничества, ИК Технологии, метод проекта, исследования, системно-деятельностный подход, работа в группах, здоровьесберегающие технологии) В- четвёртых - учитель начальных классов не ограничивается знаниями портрета выпускника начальной школы, он ориентируется на модель выпускника школы. Портреты выпускников
Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной
Я считаю, что особая ответственность за успешную адаптацию учащихся пятых классов лежит на учителях начальных классов. Именно от нас, нашего профессионализма, от того, как мы выстроим работу по преемственности, зависит успешность обучения на данных этапах. Сегодня в арсенале современного учителя начальных классов имеется достаточное количество приёмов, методов и форм для осуществления преемственности: психолого-педагогические карты, портфолио детей, диагностические работы, итоговая творческая или исследовательская работа, результаты психологических исследований за период обучения в начальной школе, анкеты - опросники, педсоветы, взаимопосещение занятий и уроков, совместные мероприятия … В - пятых, обеспечение преемственности как условие получения нового образовательного результата достигается, в первую очередь, через реализацию инновационных технологий, разработанных и апробированных Образовательных систем,внедряемых в современный образовательный процесс. Это способствует развитию личности ребёнка на требуемом новыми стандартами уровне. В - шестых, для того чтобы учителя средней школы имели представление о потенциале класса, учителя начальных классов включают их в совместную практическую деятельность. В середине четвёртого класса учителя - предметники приходят на уроки, знакомятся с классом. Во время посещения рабочих уроков учитель видит уровень подготовки, как учащиеся рассуждают, общаются с учителем и друг с другом. Такая совместная деятельность позволяет учителю наблюдать за уровнем развития как устной, так и письменной речи, оценить уровень коммуникативных умений. Результатом такой совместной деятельности стала успешная адаптация учащихся в среднем звене. Переход ребенка с одной ступени обучения на другую требует особой педагогической поддержки. Обеспечить ребенку необходимую поддержку, на каждом этапе призвана, особая педагогическая деятельность учителей начальной и средней школы. Для меня эта деятельность - взаимодействие на основе педагогики сотрудничества. Я не претендую на абсолютно правильное мнение в решении этого вопроса, но считаю, что выбрала наиболее оптимальную технологию, которая соответствует индивидуальным особенностям учащихся. Данная технология понятна и близка нам, и её использование дало хорошие результаты. Каждый ребёнок обладает уникальными способностями, но всегда нужно помнить о том, что это, прежде всего ребёнок, и ему необходимы помощь и поддержка. В - седьмых следует особо выделить: • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; • оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; • оценку динамики образовательных достижений учащихся; • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.; В - восьмых - организация внеурочной деятельности, занятия по-интересам. Запись в кружки, выбор направления деятельности с учётом интересов, возможностей, желаний детей и их родителей. В - девятых - заключительно - переходный этап Этот этап ориентирован на то, чтобы всю информацию об учащихся начальных классов передать учителям средней школы. Источниками такой информации являются портфолио учащихся, диагностические работы, итоговая творческая или исследовательская работа, результаты психологических исследований за период обучения в начальной школе. В - десятых - работа психолога, социолога. Составление личных карт, диагностики. Несоблюдение правила преемственности и индивидуального подхода при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика. Поэтому необходима индивидуальная работа с учащимися, не нарушающая принципы сотрудничества, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога.
Также необходима работа с родителями, которая оказывает неоспоримую помощь в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, без соблюдения преемственности в обучении невозможно обеспечить высокий уровень учебных достижений учащихся и подготовить школьников к обучению на следующей ступени образования, а также максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Понимаю, что преемственность начального и среднего образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования России. Общаясь с классным руководителем моих выпускников, анализируя диагностики проводимые педагогом - психологом, хочется отметить, что проделанная работа в течение 4 лет способствовала благополучному переходу из начального звена в среднее. Это подтверждают и результаты входных контрольных работ. По математике при 100% успеваемости 100% качество. Сохранили результат -13 человек , 1 чел. - улучшил результат. По русскому языку при 100% успеваемости 75 % качество. Сохранили результат -14 человек , 2 чел. - улучшили результат. ( Учитывая «2» у ученика, пришедшего из другой школы - 96% успеваемость, 64 % качество). Посещая уроки, я вижу результаты, дети умеют работать с информацией, по заданному алгоритму, делать выводы, проводить исследование, работать в группах - сотрудничая друг с другом, объективно оценивать свою работу и работу товарищей. Спасибо учителям, которые используют на уроках системно - деятельностный подход, метод исследования, практическую работу.
По определению Даниила Эльконина, дошкольный и школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством. Воспитатель, учитель начальных классов и учителя среднего звена также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог!
Вопрос преемственности может быть успешно решён при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения вопросов преемственности! Главная формула моего профессионального успеха - это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. А формула учительского счастья проста - это, когда получаешь удовлетворение от успешной деятельности твоих учеников, от чувства благодарности в их глазах за полученные знания. Самое главное - искать пути решения вопроса совместно, сочетая так, чтобы не нарушить главную заповедь «Не навреди».

Успехов вам, уважаемые коллеги! Спасибо за внимание!

Список литературы

1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1986.

2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. - М.: Школьная Пресса, 2008.

3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В.А.Доскина. - М.: Просвещение, 2007.

5. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер -М: Знание, 1994 г. - 192 с.


© 2010-2022