- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие творческих способностей (методическая статья)
Развитие творческих способностей (методическая статья)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нижникова Е.В. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Нижникова Е.В.
Школа «Арай»
Развитие творческих способностей
Творческий - созидательный, самостоятельно создающий
что-нибудь новое, оригинальное. (С.И. Ожегов)
Творческие способности есть у каждого ребенка, только следует определить область, в которой они проявляются. Задача учителя выявить и развить их, поддерживать интерес к творчеству, совмещая его с процессом обучения. Тогда, как показывает практика, значительно увеличивается качество знаний. Рассмотрим несколько примеров развития творческих способностей в начальной школе. На уроках русского языка особое место занимают сочинения и изложения учащихся. Здесь ребенок учится не только грамотно строить предложения и последовательно пересказывать текст, но и выражать свое личное отношение, передавать свои чувства. Один из видов сочинений - это сочинение по картине. К картине дается несколько заданий, постепенно приводящих к написанию сочинения. Их выполнение представляет собой элементарный анализ картины с оценкой ее содержания и художественных достоинств. Подготовительные задания также позволят осуществить комплексный подход к знаниям и способностям каждого ученика. Сочинение предлагается писать, пользуясь (на усмотрение учителя): - готовым планом, - совместно составленным планом, - вопросами, - началом текста и его окончанием. Особое внимание уделяется тому, чтоб ученик понимал, о чем он пишет. С этой целью задаются вопросы, направленные на осознание самим учеником написанного, задания, связанные с личностным отношением к картине. Кроме сочинений и изложений творческие способности развиваются через создание загадок, анаграмм, шарад и ребусов. Например, при изучении темы «Числительное», ребята создают подобные ребусы: лб, пилет, о, пол, буна, ра, паот и т.п. При изучении темы «Местоимение» ребята отлично справляются с предложенными ребусами типа 1л. мн.ч. + ло (мыло) и создают сами, постепенно усложняя их: 1 л. мн.ч. + ШЬ = мелкий грызун (мышь) 3 л. ед.ч. Р.п. + Р = мужское имя (Егор) 2 л. мн.ч. Д.п. + синоним слова застолье = нечистая сила (вампир) Таким образом, не только развиваются и совершенствуются творческие способности, но и отлично закрепляются знания о данной части речи. Особое внимание хочется уделить и словарным словам. Если раньше дети их заучивали, как таблицу умножения, то сейчас, используя ассоциативное мышление, монотонное заучивание превращается в свободное запоминание. В этом отлично помогают методы школы эйдетики. Метод графических ассоциаций больше других нравится детям: при запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово «магнит», то на картинке должен быть и сам магнит, и буква» А».
Можно предложить игру со словарными словами. В каждой картинке есть буква, которую нужно запомнить. Ее не всегда сразу видно, иногда надо присмотреться, чтобы узнать ее в картинке. Вот как рассуждают дети: - В слове «колокол» ищу букву «О». Сначала ничего не нахожу, но как только посмотрела на колокол снизу, сразу увидела круг - это и есть буква «О». - В слове «богатырь» надо запомнить букву «О». Я представляю богатыря и рассматриваю его доспехи. Нахожу, что на «О» более всего похож щит: он такой же круглый. - В слове «велосипед» надо запомнить буквы «Е», «О» и «И». Сначала я нарисовал велосипед и затем стал искать эти буквы. Первая буква «Е», поэтому я ищу детали велосипеда похожие на нее. Это руль. Еще больше он становится похожим на «Е», если его немного изогнуть. «О» - это, конечно же, колесо, его и изменять не надо. А вот над буквой «И» мне пришлось попотеть! Я долго ее искал, пока, наконец, не остановился на раме. При таком запоминании я не перепутаю порядок букв - сначала «Е», потом «О» и затем «И».
Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь: сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную букву и лишь, затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается, и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки. Можно использовать ассоциации, разбив слово на части. Например, слово «бахрома» можно представить картинку, как композитор Бах разлил ром на скатерть с бахромой. Результат не заставит себя долго ждать. Экспериментально мною было доказано, что если раньше ребенок из 10 словарных слов писал лишь 4, то после подобных занятий, из 36 слов - правильных будет 30! На уроках математики ребята сами составляют и проводят математические и графические диктанты. Практика показывает, что 90% учащихся успешно справляются с ними. Развивать творческие способности помогают составления уравнений и задач, используя данные из жизни флоры, фауны и собственной биографии. Также ребята активно пробуют составлять числовой ряд с особой закономерностью и «магические» квадраты. На уроках познания мира творческие способности развиваются чаще всего через составление тестов, после изученной темы и создание мини-проектов, когда ребенок самостоятельно ищет материал на выбранную им тему, исследует его и отбирает только самое интересное. Большое значение имеет и оформление и презентация своей работы. Как правило, это намного интереснее и полезнее, чем обычный реферат. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: творческие способности необходимо развивать на каждом уроке и тогда процесс обучения станет легким и увлекательным, а успеваемость и качество знаний неизменно возрастет! Творческих вам успехов!
г. Алматы