Развитие творческих способностей (методическая статья)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей (методическая статья)Развитие творческих способностей (методическая статья)Развитие творческих способностей (методическая статья)Развитие творческих способностей (методическая статья)Развитие творческих способностей (методическая статья)Развитие творческих способностей (методическая статья)Развитие творческих способностей (методическая статья)Нижникова Е.В.

Школа «Арай»

Развитие творческих способностей

Творческий - созидательный, самостоятельно создающий

что-нибудь новое, оригинальное. (С.И. Ожегов)



Творческие способности есть у каждого ребенка, только следует определить область, в которой они проявляются. Задача учителя выявить и развить их, поддерживать интерес к творчеству, совмещая его с процессом обучения. Тогда, как показывает практика, значительно увеличивается качество знаний. Рассмотрим несколько примеров развития творческих способностей в начальной школе. На уроках русского языка особое место занимают сочинения и изложения учащихся. Здесь ребенок учится не только грамотно строить предложения и последовательно пересказывать текст, но и выражать свое личное отношение, передавать свои чувства. Один из видов сочинений - это сочинение по картине. К картине дается несколько заданий, постепенно приводящих к написанию сочинения. Их выполнение представляет собой элементарный анализ картины с оценкой ее содержания и художественных достоинств. Подготовительные задания также позволят осуществить комплексный подход к знаниям и способностям каждого ученика. Сочинение предлагается писать, пользуясь (на усмотрение учителя): - готовым планом, - совместно составленным планом, - вопросами, - началом текста и его окончанием. Особое внимание уделяется тому, чтоб ученик понимал, о чем он пишет. С этой целью задаются вопросы, направленные на осознание самим учеником написанного, задания, связанные с личностным отношением к картине. Кроме сочинений и изложений творческие способности развиваются через создание загадок, анаграмм, шарад и ребусов. Например, при изучении темы «Числительное», ребята создают подобные ребусы: лб, пилет, о, пол, буна, ра, паот и т.п. При изучении темы «Местоимение» ребята отлично справляются с предложенными ребусами типа 1л. мн.ч. + ло (мыло) и создают сами, постепенно усложняя их: 1 л. мн.ч. + ШЬ = мелкий грызун (мышь) 3 л. ед.ч. Р.п. + Р = мужское имя (Егор) 2 л. мн.ч. Д.п. + синоним слова застолье = нечистая сила (вампир) Таким образом, не только развиваются и совершенствуются творческие способности, но и отлично закрепляются знания о данной части речи. Особое внимание хочется уделить и словарным словам. Если раньше дети их заучивали, как таблицу умножения, то сейчас, используя ассоциативное мышление, монотонное заучивание превращается в свободное запоминание. В этом отлично помогают методы школы эйдетики. Метод графических ассоциаций больше других нравится детям: при запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово «магнит», то на картинке должен быть и сам магнит, и буква» А».

Развитие творческих способностей (методическая статья)

Можно предложить игру со словарными словами. В каждой картинке есть буква, которую нужно запомнить. Ее не всегда сразу видно, иногда надо присмотреться, чтобы узнать ее в картинке. Вот как рассуждают дети: - В слове «колокол» ищу букву «О». Сначала ничего не нахожу, но как только посмотрела на колокол снизу, сразу увидела круг - это и есть буква «О». - В слове «богатырь» надо запомнить букву «О». Я представляю богатыря и рассматриваю его доспехи. Нахожу, что на «О» более всего похож щит: он такой же круглый. - В слове «велосипед» надо запомнить буквы «Е», «О» и «И». Сначала я нарисовал велосипед и затем стал искать эти буквы. Первая буква «Е», поэтому я ищу детали велосипеда похожие на нее. Это руль. Еще больше он становится похожим на «Е», если его немного изогнуть. «О» - это, конечно же, колесо, его и изменять не надо. А вот над буквой «И» мне пришлось попотеть! Я долго ее искал, пока, наконец, не остановился на раме. При таком запоминании я не перепутаю порядок букв - сначала «Е», потом «О» и затем «И».

Развитие творческих способностей (методическая статья)Развитие творческих способностей (методическая статья)Развитие творческих способностей (методическая статья) Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот путь: сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную букву и лишь, затем правильно написать словарное слово. Со временем навык сокращается, свертывается, и нужное слово само припоминается и пишется правильно, без промежуточного вспоминания картинки. Можно использовать ассоциации, разбив слово на части. Например, слово «бахрома» можно представить картинку, как композитор Бах разлил ром на скатерть с бахромой. Результат не заставит себя долго ждать. Экспериментально мною было доказано, что если раньше ребенок из 10 словарных слов писал лишь 4, то после подобных занятий, из 36 слов - правильных будет 30! На уроках математики ребята сами составляют и проводят математические и графические диктанты. Практика показывает, что 90% учащихся успешно справляются с ними. Развивать творческие способности помогают составления уравнений и задач, используя данные из жизни флоры, фауны и собственной биографии. Также ребята активно пробуют составлять числовой ряд с особой закономерностью и «магические» квадраты. На уроках познания мира творческие способности развиваются чаще всего через составление тестов, после изученной темы и создание мини-проектов, когда ребенок самостоятельно ищет материал на выбранную им тему, исследует его и отбирает только самое интересное. Большое значение имеет и оформление и презентация своей работы. Как правило, это намного интереснее и полезнее, чем обычный реферат. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: творческие способности необходимо развивать на каждом уроке и тогда процесс обучения станет легким и увлекательным, а успеваемость и качество знаний неизменно возрастет! Творческих вам успехов!

г. Алматы

© 2010-2022