• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Технология оценочной деятельности учителя в условиях безотметочного обучения статья в методический сборник по введению ФГОС

Технология оценочной деятельности учителя в условиях безотметочного обучения статья в методический сборник по введению ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология оценочной деятельности учителя в условиях

безотметочного обучения

статья в методический сборник по введению ФГОС


Шугаева Ольга Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.п. Снежный

I квалификационная

категория

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников.

Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Чтобы успешно реализовать наши замыслы, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям.

Для того чтобы ребята могли создавать оценочное высказывание, необходимо формировать следующие умения: умение определять предмет оценивания, умение воспринимать предмет оценки, умение устанавливать критерии оценки.

Следующим этапом в этой работе, было научить учеников осознавать и оценивать собственные действия, которые предполагали наличие эталонов и возможность получить сведения о контролируемых действиях. Важно также помочь ребенку осознать свое незнание и стремиться его ликвидировать.

При организации урока перед нами стоит задача - стимулировать рефлексию на всех этапах учебно-познавательной деятельности. При проведении урока на закрепление и повторение, формируя потребности к самоконтролю, мы выделила моменты, на которые необходимо обратить внимание. На протяжении всего урока или его части, после выполнения задания и его проверки, учащиеся фиксируют свой результат «веерочками настроения». Внешние выражения уровня самоконтроля и самооценки можно вносить на каждом этапе урока в индивидуальный «Лист учёта достижений», который имеет несколько видов и функций. Хорошим наглядным примером учебного и личностного роста ребенка служит «Лист учёта достижений» или «Домик успеха» на начальном этапе формирования самооценки.

Структура урока:

1.Самоопределение к деятельности. Формулировка цели урока и установление тематических рамок повторяемого содержания. При этом включение эмоционального компонента, основанного на положительном опыте прошлых уроков.

2. Актуализация знаний. Организация повторения с фиксацией соответствующих эталонов. Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности учащихся). Этап завершается самопроверкой учащихся по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.

2.1. Локализация затруднений - постановка учебной задачи. Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют, какие способы действий требуют уточнения. Этап завершается указанием способов действий, в которых допущены ошибки. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в роли консультантов.

2.2. Построение проекта выхода из затруднений - «открытия нового знания». Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным способам действий, учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки, и исправляют их на основе правильного применения эталонов.

3. Обобщение затруднений во внешней речи. Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий, вызвавших затруднение.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, выполняет их, затем делает самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и знаково фиксирует результат деятельности. При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с раннее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном, учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта, работая индивидуально или вместе с консультантом.

5. Рефлексия деятельности (итог урока). Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели результатам деятельности, намечают цели последующей деятельности.

На протяжении всего урока или его части, после выполнения задания и его проверки, учащиеся фиксируют свой результат «веерочками настроения»:

  • - личико с улыбкой - «нет ошибок» или «старался, у меня, получается, работал в полную силу»;

  • - личико, которое не улыбается - «1-2 ошибки» или «старался, но могу лучше»;

  • - грустное личико - « 3 и более ошибок» или «старался, но пока не получается».

Этот прием мы используем на первоначальных этапах формирования самоконтроля и самооценки. В дальнейшем условные обозначения успешности видоизменяем:

! -- Я доволен и могу двигаться дальше.
? -- Я доволен, но можно сделать лучше. Справлюсь сам.
- -- Я не доволен. Мне нужна срочная помощь!

Внешнее выражения уровня самоконтроля и самооценки можно вносить на каждом этапе урока в индивидуальный «Лист учёта достижений», на начальном этапе формирования самооценки - «Домик Успеха», который имеет несколько видов и функций. Например: если результат фиксировался при помощи «веерочков настроения», то в конце урока каждый для себя подсчитывает количество «лиц» - улыбающихся, не улыбающихся, грустных и ставит себе сам отметку, поместив себя (карточку со своей фамилией и именем) в «Домик Успеха» на определённый этаж. Так, как количество «лиц» может иногда варьироваться, то коллективно обсуждаем конечную отметку, если это необходимо.

Результаты самооценивания дополнительно обсуждаются с отдельными ребятами, особенно с теми, у кого занижена самооценка, выясняются причины их неуверенности. После таких уроков многие ребята хотят улучшить свой результат по собственной инициативе.

Хорошим наглядным примером учебного и личностного роста ребенка служат «Карты самооценки ученика». Заполняется карта ежемесячно самим ребенком, отметки за нее не выставляются. Предварительно с учащимися проводится разъяснительная работа. При заполнении карты ребенок советуется с учителем или родителями. О своих достижениях или проблемах ребята по своему желанию делятся с классом. У наших учеников есть возможность наглядно увидеть изменения, все, что с ним происходило и в образовательном, и в личностном плане. Лучшей наградой для учителя являются слова из таких карт: « Теперь я полюбил урок чтения», « Мне было интересно заниматься на уроке русского языка», « Я доволен, что стал лучше писать», « Я горжусь собой, когда у меня все получается». Кроме того, это очень показательный материал для родителей. В анкетах они отмечают:

- дети имеют свою точку зрения на любую проблему;

- нестандартно мыслят, желают разобраться, почему именно так, а не иначе;

- учатся красиво и умело спорить.

Рекомендуем правила оценочной безопасности для учителя:

- не скупиться на похвалу;

- хвалить исполнителя, критиковать исполнение;

- «На ложку дегтя - бочка меда» - даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем;

- « За двумя зайцами….», т. е. не ставить перед детьми несколько задач одновременно, перед каждой работой определять конкретные цели;

- не использовать слова: « Опять ты не ….». Это способствует формированию неудачников.

Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности. При определении этого уровня мы учитываем следующие критерии:

Среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении учебного задания и их частота.

Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной и частоту их пропуска.

Пользуемся также дополнительными критериями:

Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке работы товарища и своей собственной.

Оценка в баллах за выполненное задание.

Для определения сформированности навыка самоконтроля школьников, мы пользуемся этими критериями, анкетами и показателями, анализируем их письменные работы и работу на уроке по результатам каждой четверти. Динамику отслеживания по годам проводит завуч школы. Полученные результаты распределяем по уровням сформированности самоконтроля, выделенным Г. В. Репкиной и Е.В.Заикой. Они выделяют шесть уровней сформированности самоконтроля.

В процессе работы над перечисленными приемами у учащихся сформировалась объективная самооценка. У детей не складываются комплексы неполноценности по поводу отставания в чем-то от товарищей, дети принимают участие не только в оценивании своих успехов, но также и во взаимооценке. Учащимся проще выстраивать отношения, потому что в людях они видят больше хорошего и сосредотачиваются на их достоинствах, а не на недостатках. Ребята открыты для нового (людей, знаний), для любого общения, они толерантны и владеют способностью к коммуникации. В конечном счете, поменялась самооценка личности. У ребят появился интерес к собственной познавательной деятельности. Повысилась активность и работоспособность на уроках. Все это повлияло на заинтересованность в формировании объективной самооценки школьников.

Литературные источники:

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка / Ш.А. Амонашвили. - М.: Знание, 1980.

  2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А.Б. Воронцов. - М.: «Рассказовъ», 2002.

  3. Ксезонтова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое пособие [Текст]/Г.Ю. Ксезонтова. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

  4. Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности [Текст]/ Ю.А. Полуянов, Т.А. Матис // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 2.

  5. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности-Томск: Пеленг, 1993г. 6. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.Технология оценочной деятельности учителя в условиях безотметочного обучения статья в методический сборник по введению ФГОСТехнология оценочной деятельности учителя в условиях безотметочного обучения статья в методический сборник по введению ФГОСТехнология оценочной деятельности учителя в условиях безотметочного обучения статья в методический сборник по введению ФГОС

© 2010-2022