Конспект урока по развитию речи Зимующие и перелётные птицы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по развитию речи на тему:

"Зимующие и перелетные птицы". 1-й класс Цели урока: образовательные: уточнить знания учащихся о перелетных и зимующих птицах, расширить представления учащихся об этих птицах, закрепить умение учащихся различать домашних и диких птиц по названию и внешнему виду; развивающие: развивать логическое мышление учащихся на основе упражнений, память, внимание, связную речь; Воспитательные: Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к живой природе. Оборудование: конспект урока, мультимедийная презентация, раздаточный материал (карточки для составления рассказа), изображение скворца для раскрашивания, музыкальный материал: П.И. Чайковский «Времена года». Декабрь; запись пения птиц.

Ход урока

  1. Организационный момент.
Под музыку П.И. Чайковского «Времена года». Декабрь, учитель читает стихотворение Татьяны Боковой «Птичий пир» Листья с веток опадают. Лить дожди не устают. Улетают птичьи стаи, направляются на юг. Но остался сизый голубь зимовать на ветках голых. По деревьям вверх и вниз скачет стайка птиц-синиц. Птица клёст в гнезде ютится, а ворона - у окна. Помогите встретить птицам день, когда придёт весна. Прогуляйтесь по опушкам, подарите им кормушки. Даже с севера снегирь прилетит на этот пир.
  1. Беседа по прочитанному стихотворению. Ребята, вы прослушали замечательное стихотворение Татьяны Боковой «Птичий пир», скажите, о ком говорится в этом стихотворении? Какую картинку вы себе представили, слушая это стихотворение? Понравилось ли вам это стихотворение? Молодцы, ребята.
  2. Объявление темы урока. Ребята, прежде чем мы с вами приступим к изучению нового и интересного материала, давайте поиграем в игру, которая называется «Четвертый лишний». Презентация.
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? (Слайд 2.) Учащиеся: Птицы. Учитель: Верно, ребята, на этой картинке изображены птицы. Давайте попробуем назвать каждую из них. Учащиеся: утка, петух, сорока, утенок. Учитель: Правильно, ребята. А теперь ответьте на такой вопрос, изображение какой птицы здесь лишнее? Учащиеся: Изображение сороки лишнее. Учитель: Правильно, почему именно эта птица лишняя? Учащиеся: Петух, гусь и гусенок - это домашние птицы, а сорока нет. Учитель: Умницы. А теперь посмотрите на вторую картинку. Какие птицы здесь изображены? (Слайд 3) Учащиеся: синица, снегирь, курица и воробей. Учитель: Молодцы. Изображение какой птицы здесь лишнее? Учащиеся: Курицы. Учитель: Кто может объяснить, почему эта птица лишняя? Учащиеся: Потому что курица - это домашняя птица, а остальные нет. Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на следующую картинку. Кто на ней изображен? (Слайд 4) Учащиеся: На этой картинке нарисованы птицы. Учитель: Как вы думаете, о ком сегодня на уроке мы будем с вами говорить? Учащиеся: Мы будем говорить о птицах. Учитель: Верно, о птицах, а именно о зимующих и перелетных, узнаем, какие птицы называются перелетными, а какие - зимующими.
  1. Физминутка под музыку
Ребята, давайте с вами немного разомнемся. Я буду показывать движения, а вы повторять за мной. Учащиеся становятся возле своих парт. МАРТЫШКИ (групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении) Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три!
  1. Беседа о перелетных и зимующих птицах.
Учитель: Посмотрите на экран. (Слайд 5) Назовите всех птиц, которых вы видите. (Опрос нескольких учащихся) Учащиеся: Воробьи, ворона, голубь. Учитель: Какое время года изображено на картинке? Учащиеся: Зима Учитель: Как можно назвать птиц, которые остаются с нами на зиму? Учащиеся: Зимующие птицы. Учитель: Верно, эти птицы называются зимующими. Учитель: А теперь посмотрите на экран. Расскажите, что вы видите на картинке? (Слайд 6) Учащиеся: Детей. Учитель: Каким делом заняты ребята? Учащиеся: Они делают домик для птиц. Учитель: Как вы думаете, как называется этот домик? Учащиеся: Скворечник Учитель: Верно, ребята. Посмотрите внимательно на следующую картинку (слайд 7). Каким делом заняты ребята на этой картинке? Учащиеся: Они вешают готовые скворечники на деревья. Учитель: Молодцы. Посмотрите на следующую картинку (слайд 8). Какое время года изображено на картинке? Учащиеся: Весна Учитель: Как вы догадались, что на картинке изображена весна? Учащиеся: На деревьях набухают почки, появились первые проталины. Учитель: Правильно. Кто догадался, какие птицы прилетели в домик, который построили ребята. Учащиеся: Скворцы Учитель: Какая это птица? Зимующая или перелетная? Учащиеся: Перелетная. Учитель: Почему она так называется? Учащиеся: Потому что она улетает в теплые края, а весной возвращается. Учитель: Верно. А теперь давайте посмотрим, каких еще птиц называют перелетными (Слайды 9, 10, 11) Учащиеся: Ласточка, грач, аист. Учитель: Ребята, эти птицы строят свои дома сами. (Слайды 12, 13)
  1. Упражнение для глаз. Стрельба глазами (слайд 14)
(Данное упражнение выполняется по словесной инструкции учителя.). Ребята, а сейчас мы с вами сделаем упражнения для наших глазок, чтобы они немного отдохнули после долгой и трудной работы. Положите ручки друг на друга, локоточки должны лежать на парте, головку держим прямо. Работают только глазки, голова остается неподвижной. Поднимаем глазки: Вверх - вниз, вправо - влево Влево - вверх, вправо - вверх Влево вниз - вправо - вниз.
  1. Уточнение представлений о строении птиц.
Учитель: Посмотрите на картинку, какие птицы на ней изображены? (слайд 15) Учащиеся: Это воробей и грач. Учитель: Как вы думаете, чем похожи эти птицы, что в них общего? Учащиеся: У них есть клюв, крылья, лапы, хвост, они покрыты перьями, могут летать. Учитель: Посмотрите на следующую картинку, как называются эти птицы? (слайд 16) Учащиеся: Это скворец и ласточка. Учитель: Подумайте, чем эти две птички отличаются друг от друга, чем они не похожи? Учащиеся: Они отличаются друг от друга окраской, перышки разного цвета. Учитель: Правильно, а как называются эти птицы? (Слайд 17) Учащиеся: Это воробьи и ворона. Учитель: Как вы думаете, чем эти птицы могут отличатся друг от друга? Учащиеся: Воробьи чирикают, а вороны каркают. Учитель: Верно, ребята. А теперь давайте сядем ровненько, закроем глазки и послушаем пение птиц. (Включается запись пения птиц) (слайд 18) Учитель: А кто из вас знает, какие птицы так красиво умеют петь? Учащиеся: Соловьи. Учитель: Верно, соловьи, а еще ребята, поют свои песни скворец и жаворонок. (Слайд 19) Учитель: А как вы думаете, как можно назвать птиц, которые поют песни? Учащиеся: Певчими птицами. Учитель: Молодцы. Ребята, а, какую пользу приносят нам птицы? Учащиеся: Птицы едят вредных насекомых. Учитель: Верно, птицы едят вредных насекомых. Посмотрите, какой вред могут приносить насекомые растениям. (Слайд 20) Учитель: Ребята, как вы думаете, что бы было, если бы птицы не помогали растениям и деревьям? Учащиеся: Опрос нескольких учащихся. Вы на славу потрудились, а теперь давайте встанем и немного отдохнем.
  1. Физкультминутка.
Бабочки летали, Крылышками махали. Дружно хлопаем, Ножками топаем! Хорошо мы погуляли И немножечко устали!
  1. Закрепление изученного материала.
Учитель: Ребята, а теперь я предлагаю вам загадки, отгадать их сможет тот, кто будет самым внимательным, и не будет шуметь. Учитель: Эта маленькая пташка Носит серую рубашку, Подбирает быстро крошки И спасается от кошки. (Слайд 21) Учащиеся: Воробей. Учитель: Прилетает он весной. Чёрный, важный... Не смешной! Без него весны не будет! И зовут его все люди, Что - то вроде слова врач... Да не врач! А птица - ! (Слайд 22) Учащиеся: Грач. Учитель: Домик я ему построил, важный я урок усвоил. Вот пришел зиме конец, прилетел домой. (Слайд 23) Учащиеся: Скворец. Учитель: Хочет с детства эта птица Стать известною певицей. День и ночь неугомонно " Кар-кар-кар! " - поёт (Слайд 24) Учащиеся: Ворона.
  1. Составление рассказа по картинке. (На экране четыре картинки, порядок расположения которых неправильный слайд 25)
Учитель: Ребята, у каждого из вас на парте лежат конвертики, в них находятся картинки. Я предлагаю вам выполнить следующее задание: вам нужно разложить эти картинки так, чтобы получился рассказ. (После дети дают пояснения, почему они расположили картинки в таком порядке.). Затем следует проверка, по щелчку картинки выстраиваются в нужной последовательности (слайд 25). Работа над рассказом проводится по следующему плану: составление рассказа по цепочке, с продолжением, самостоятельно. При затруднении учитель задает наводящие вопросы: Что вы видите на 1 картинке? Что произошло с птенчиком? Какая беда подстерегала птичек? Кто пришел к ним на помощь? Какое доброе дело он сделал? Что произошло в конце?
  1. Итог урока.
Учитель: О ком мы говорили сегодня на уроке? Учитель: Почему птиц надо охранять и заботиться о них? Учащиеся: Птиц нужно охранять и заботиться о них, потому что они приносят пользу человеку. Учитель: Названия, каких перелетных птиц вы запомнили? Учитель: Как вы думаете, какая птица изображена на картинке и на ваших листочках? (слайд 26) Учащиеся: Скворец. Учитель: Ребята, вам нужно раскрасить скворца цветными карандашами. Прежде, чем вы приступите к работе, давайте разомнем наши пальчики. (Каждому учащемуся раздается листочек с черно - белым изображением). Пальчиковая гимнастика

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

  1. Оценка работ учащихся
© 2010-2022