Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Октябрьское

Усманского муниципального района Липецкой области


Принята

на заседании педагогического совета

Протокол №_166_ от 30.08_2014 г.




Утверждаю

Директор МБОУ СОШ с.Октябрьское

_______В. Н. Аксенов

Приказ № 166__от 30.08_2014г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

« Удивительный мир книги»

для 1А класса

Срок реализации: 1 год





учителя начальных классов

Скомороховой Галины Ивановны

I квалификационной категории





2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность курса.

Актуальность обусловлена тем, что происходит сближение в процессе общения с книгой, развиваются память, внимание, воображение - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Преемственность с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Цели и задачи реализации программы.

Цели:

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства обучающихся;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи: совершенствование навыка чтения учащихся; самостоятельное чтение книг;

-развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

-знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;

-формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;

-формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

-формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;

-выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.

-развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся

Формы и режим занятий.

Занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценированные ситуации, просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов и др.;

занятия в классе и в библиотеке, экскурсии, уроки - путешествия, уроки - праздники, игры, викторины и др.

Ожидаемые результаты.

В результате освоения программы «Удивительный мир книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

Аппарат книги - совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение,

предисловие и пр.

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение

и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию;

- высказывать своѐ суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

- ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);- пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

- заполнять каталожную карточку;

- систематизировать книги по авторской принадлежности;

- составлять список прочитанных книг;

- выделять особенности учебной книги;

- работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

- аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

- классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

Подведение итогов реализации данной программы осуществляется в форме конкурсов чтецов и рассказчиков.

Учебно-тематический план

занятия

Наименование занятия

Количество часов

Универсальные учебные действия

всего

теория

практика

1

Здравствуй, книга

2 ч

1

1

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде.

2

Книги о Родине и родной природе

2 ч

1

1

Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

3

Писатели детям

3 ч

1

2

Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

4

Народная мудрость. Книги-сборники

2 ч

1

1

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре.

5

По страницам книг В. Сутеева

2

2

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре.

6

Сказки народов мира

3 ч

1

2

Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.

7

Книги русских писателей-сказочников (

1

2

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.

8

Детские писатели

3 ч

1

2

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию

9

Сказки зарубежных писателей

3 ч

1

2

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

10

Книги-сборники стихотворений для детей

2 ч

1

2

Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге;

осознавать значимость чтения для личного развития.

11

Дети - герои книг

3 ч

1

2

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

12

Книги о животных

3 ч

1

2

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Содержание программы

Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой.

Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам

(работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский,

С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева (4 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура

книги-сборника. В. Сутеев - автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3 ч)

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения

Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3 ч)

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских

писателей на страницах журналов.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро

«Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова,

С. Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию.

Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».

Дети - герои книг (3 ч)

Дети - герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка

и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения

Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад героев сказок.

Дети - герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка»,

В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский

«Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев». Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Книги о животных (3 ч)

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.

Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из

детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности и литература.

1. Н.Ф.Виноградова Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы. М.:Вентана-Граф, 2012 год

2. И.Н.Коробова. Внеклассные мероприятия в начальной школе: Волгоград: Учитель, 2007.

3. Книжный фонд библиотеки МБОУ СОШ с. Октябрьское

Оборудование

1. Компьютер

2. Экран

3. Слайдовые презентации



Календарно тематическое планирование

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Фактическая

Форма проведения

Здравствуй, книга (2 ч)

1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой



1

03.09


аудиторное

2

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

1




10.09


аудиторное

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

3

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.



1

17.09


внеаудиторное

4

Книги о Родине и природе.

1

24.09


аудиторное

Писатели детям (3 ч)

5

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

1

01.10


аудиторное

6

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

1

8.10


аудиторное

7

Книги современных писателей о детях.

1

15.10


аудиторное

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

8

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

1




22.10


аудиторное

9

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».



1

29.10


аудиторное

По страницам книг В. Сутеева (4ч)

10

Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

1

12.11


аудиторное

11

По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).

1


19.11


аудиторное

12

В. Сутеев - автор и оформитель книг для детей.

1

26.11


аудиторное

13

Литературная игра «По страницам сказок

В. Сутеева».

1




03.12


аудиторное

Сказки народов мира (3 ч)

14

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.



1

10.12


аудиторное

15

Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.

1

17.12


аудиторное

16

Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

1


24.12


внеаудиторное

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

17

Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

1

15.01


аудиторное

18

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.

1

22.01


аудиторное

19

В. Драгунский «Денискины рассказы»

1

29.01


аудиторное

Детские писатели (3 ч)

20

Книги С. Маршака. Выставка книг.

1

05.02


аудиторное

21

Книги-сборники произведений К. Чуковского.

1


19.02


аудиторное

22

Е. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг.

1

26.02


аудиторное

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

23

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

1

05.03


аудиторное

24

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки

Римуса».

1

12.03


аудиторное

25

В гостях у сказки.

1

19.03


аудиторное

Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

26

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

1


02.04


аудиторное

27

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

1

9.04


аудиторное

Дети - герои книг (3 ч)

28

Дети - герои книг детских писателей.

1

16.04


аудиторное

29

Литературная игра «Вопросы и ответы».



1

23.04


аудиторное

30

Книги В. Бианки, Г. Скребицкого.

1

07.05


аудиторное

Книги о животных (3 ч)

31

Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

14.05


аудиторное

32

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка».

И. Акимушкин «Жизнь животных»

1




21.05


аудиторное

33

По страницам любимых книг. Выставка книг.

1

22.05


аудиторное


© 2010-2022