- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скоморохова Г.И. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Октябрьское
Усманского муниципального района Липецкой области
Принята
на заседании педагогического совета
Протокол №_166_ от 30.08_2014 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ с.Октябрьское
_______В. Н. Аксенов
Приказ № 166__от 30.08_2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
« Удивительный мир книги»
для 1А класса
Срок реализации: 1 год
учителя начальных классов
Скомороховой Галины Ивановны
I квалификационной категории
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность курса.
Актуальность обусловлена тем, что происходит сближение в процессе общения с книгой, развиваются память, внимание, воображение - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Преемственность с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Цели и задачи реализации программы.
Цели:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства обучающихся;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи: совершенствование навыка чтения учащихся; самостоятельное чтение книг;
-развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
-знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
-формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
-формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
-формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
-выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
-развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся
Формы и режим занятий.
Занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценированные ситуации, просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов и др.;
занятия в классе и в библиотеке, экскурсии, уроки - путешествия, уроки - праздники, игры, викторины и др.
Ожидаемые результаты.
В результате освоения программы «Удивительный мир книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
Аппарат книги - совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение,
предисловие и пр.
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение
и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
- высказывать своѐ суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
- ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);- пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
- заполнять каталожную карточку;
- систематизировать книги по авторской принадлежности;
- составлять список прочитанных книг;
- выделять особенности учебной книги;
- работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
- аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
- классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Подведение итогов реализации данной программы осуществляется в форме конкурсов чтецов и рассказчиков.
Учебно-тематический план
№
занятия
Наименование занятия
Количество часов
Универсальные учебные действия
всего
теория
практика
1
Здравствуй, книга
2 ч
1
1
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде.
2
Книги о Родине и родной природе
2 ч
1
1
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.
3
Писатели детям
3 ч
1
2
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением
4
Народная мудрость. Книги-сборники
2 ч
1
1
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре.
5
По страницам книг В. Сутеева
4ч
2
2
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре.
6
Сказки народов мира
3 ч
1
2
Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.
7
Книги русских писателей-сказочников (
3ч
1
2
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.
8
Детские писатели
3 ч
1
2
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию
9
Сказки зарубежных писателей
3 ч
1
2
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
10
Книги-сборники стихотворений для детей
2 ч
1
2
Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге;
осознавать значимость чтения для личного развития.
11
Дети - герои книг
3 ч
1
2
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
12
Книги о животных
3 ч
1
2
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Содержание программы
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой.
Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам
(работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский,
С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (4 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура
книги-сборника. В. Сутеев - автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения
Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских
писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро
«Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова,
С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию.
Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети - герои книг (3 ч)
Дети - герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка
и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения
Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети - герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка»,
В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский
«Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев». Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из
детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности и литература.
1. Н.Ф.Виноградова Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы. М.:Вентана-Граф, 2012 год
2. И.Н.Коробова. Внеклассные мероприятия в начальной школе: Волгоград: Учитель, 2007.
3. Книжный фонд библиотеки МБОУ СОШ с. Октябрьское
Оборудование
1. Компьютер
2. Экран
3. Слайдовые презентации
Календарно тематическое планирование
№
занятия
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
Фактическая
Форма проведения
Здравствуй, книга (2 ч)
1
Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой
1
03.09
аудиторное
2
Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).
1
10.09
аудиторное
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
3
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.
1
17.09
внеаудиторное
4
Книги о Родине и природе.
1
24.09
аудиторное
Писатели детям (3 ч)
5
Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.
1
01.10
аудиторное
6
Книги-сборники писателей-классиков о детях.
1
8.10
аудиторное
7
Книги современных писателей о детях.
1
15.10
аудиторное
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
8
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».
1
22.10
аудиторное
9
Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».
1
29.10
аудиторное
По страницам книг В. Сутеева (4ч)
10
Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
1
12.11
аудиторное
11
По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).
1
19.11
аудиторное
12
В. Сутеев - автор и оформитель книг для детей.
1
26.11
аудиторное
13
Литературная игра «По страницам сказок
В. Сутеева».
1
03.12
аудиторное
Сказки народов мира (3 ч)
14
Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.
1
10.12
аудиторное
15
Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.
1
17.12
аудиторное
16
Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.
1
24.12
внеаудиторное
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
17
Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».
1
15.01
аудиторное
18
По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.
1
22.01
аудиторное
19
В. Драгунский «Денискины рассказы»
1
29.01
аудиторное
Детские писатели (3 ч)
20
Книги С. Маршака. Выставка книг.
1
05.02
аудиторное
21
Книги-сборники произведений К. Чуковского.
1
19.02
аудиторное
22
Е. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг.
1
26.02
аудиторное
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
23
Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
1
05.03
аудиторное
24
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки
Римуса».
1
12.03
аудиторное
25
В гостях у сказки.
1
19.03
аудиторное
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
26
Стихотворения для детей. Книги-сборники.
1
02.04
аудиторное
27
Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.
1
9.04
аудиторное
Дети - герои книг (3 ч)
28
Дети - герои книг детских писателей.
1
16.04
аудиторное
29
Литературная игра «Вопросы и ответы».
1
23.04
аудиторное
30
Книги В. Бианки, Г. Скребицкого.
1
07.05
аудиторное
Книги о животных (3 ч)
31
Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
1
14.05
аудиторное
32
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка».
И. Акимушкин «Жизнь животных»
1
21.05
аудиторное
33
По страницам любимых книг. Выставка книг.
1
22.05
аудиторное