Урок + презентация по русскому языку «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение - гимназия №7.











Правописание слов с безударными гласными в корне слова.






Урок русского языка в 3 классе


выполнила: учитель начальных классов

Семенченко Инна Александровна

Город Батайск

2010 год





Тема: Правописание слов с безударной гласной в корне слова.

Цель:

-систематизировать представления учащихся о способах проверки безударных гласных в корне слова: изменением формы числа, подбором однокоренных слов;

-способствовать развитию орфографической зоркости;

-способствовать развитию речи детей, памяти, внимания, мышления;

- воспитание внимательности к русской речи, богатству русого языка; интереса к урокам русского языка;

- воспитание уважительного отношения к природе.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


1. Этап актуализации знаний.

Долгожданный дан звонок

Начинаем наш урок

Вы проверьте все ль в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Сегодня на уроке вам потребуется быть внимательными, собранными. Давайте пожелаем друг другу успешной и плодотворной работы.

Прочитайте слова на карточках и составьте из них предложение.

- Запишите это предложение в тетрадь цветной ручкой

- Что вы можете сказать об этом предложении?

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- А почему я попросила вас написать это предложение цветной ручкой?

- Эта пословица будет девизом нашего урока.

- Вы любите отгадывать загадки?

- Прочитайте первую загадку.

- Запишите транскрипцию слова отгадки

- Следующая загадка






- Запишите транскрипцию этого слова

- Следующая загадка.

- Запишите транскрипцию.

- Давайте запишем эти слова орфографически, каждое слово под его транскрипцией. Пишем красиво, аккуратно. Следим за правильным соединением букв.

- Что интересного вы заметили в этих словах?

- Какое слово лишнее?

Что объединяет слова волчонок и лисица?

2. Формулирование темы урока, целей.

- Сформулируйте тему урока.


3. Работа по теме урока.

- Повторим теоретические знания, которые пригодятся нам на уроке.

Игра «Вопрос - ответ»




- Знания по теме у вас отличные. Проверим, как вы умеете их применять.

- Запишите в тетрадь предложения.

Мы с братом гуляем в лесу. Перед нами широкая тропа. Под ногами густая зеленая трава. Я ищу грибы. Хорошо бродить по лесу.

Найдите слова с безударной гласной в корне и подчеркните их.

В каких словах встретилась данная орфограмма?

Расскажите, как вы действовали.


Взаимопроверка

Если мы сомневаемся в написании гласного, то …

Физкультминутка

Работа в группах. Игра «Третий лишний»

- Каждая группа получает карточку, на которой записаны группы слов.

- Прочитайте задание, которое вам предлагается выполнить с этими словами.

- Проверим, как вы справились с заданием. Вывешивайте свои карточки на доску. Какое слово в каждой группе оказалось лишним, почему?

- Как вы действовали, чтобы определить лишнее слово?

- Вы любите сочинять рассказы, истории?

Прочитайте слова.

Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить?


- Какой текст вам удалось составить. Прочитайте.

- На какие правила встретились слова в данном тексте?

- Как вы действовали, чтобы правильно написать слова на эти правила?

- Ребята, какой темой можно объединить те слова, которые мы употребляли на уроке?

- Как надо вести себя в лесу и почему?

- А сейчас откройте учебник на странице 83, упражнение 118.

Прочитайте задание к упражнению.

- Прочитаем текст по ролям.

- Почему же девочки не поняли друг друга?

- О чем надо помнить, чтобы не допустить ошибки при написании слов с одинаковым звучанием?

- Какая орфограмма встретилась в этих словах?

- Выпишем эти слова и подберем к ним проверочные, обозначим орфограмму.

- Я предлагаю вам дома подобрать пары таких слов, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

4. Рефлексия урока.

- Какую пословицу мы составили в начале урока?

- Почему ее выбрали девизом урока?

- Какие знания обобщили на уроке, какие умения закрепили?

- Какое у вас настроение в конце урока? Успешно ли вы справились со всеми заданиями? Оцените свою работу на уроке. Разместите своего человечка на лесенке успешности.

- Благодарю вас за работу. Спасибо.



Обучающиеся читают слова и составляют предложение. Переставляют карточки так, чтобы получилось предложение.

Учение - путь к умению.

Это пословица.

Высказывания детей.

Да.

лисица

1 ученик на доске

(лисица)





волчонок

1 ученик на доске

(валчонак)

Кит

1 ученик на доске.

(кит)

Учащиеся записывают слова в тетради, учитель на доске.

В словах лисица и волчонок произношение не совпадает с написанием.

Лисица, волчонок - это животные, а кит - рыба.

В словах волчонок, лисица есть орфограмма проверяемая безударная гласная в корне.

Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением.

Один ученик задает вопрос другому. Тот, кто ответил, продолжает задавать вопросы.

Что мы называем корнем слова?

Какие слова являются однокоренными?

Какие способы проверки безударной гласной в корне существуют?

Какие безударные гласные требуют проверки?

Каков алгоритм написания безударной гласной в корне.


Учащиеся записывают предложения под диктовку и выполняют задание.

Самостоятельная работа.

В лесу, широкая, тропа, под ногами, зеленая трава, грибы, хорошо, бродить.

Учащиеся рассказывают алгоритм определения слов с безударной гласной.


Учащиеся проверяют выполнение задания друг у друга.

Ответы детей, анализ работы.






Учащиеся читают задание на слайде.

Работа в группах

Ответы учащихся

Внимательно прочитали слова. Поставили в них ударение, выделили корень, определили, какое из них проверочное, а какое проверяемое.

Да.

Читают слова на экране.

Составить предложения по опорным словам.

Учащиеся самостоятельно составляют текст и записывают его в тетрадь.

Заслушиваются 2-3 работы.

На правописание безударной гласной в корне, парных согласных.

Подбирали проверочные слова

Подбирали однокоренные слова или изменяли форму слова так, чтобы безударный гласный стоял под ударением.

Мы говорили о животных леса.

Ответы обучающихся.

Читают задание про себя.

Чтение текста.

Потому что слова поласкать и полоскать произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Надо подумать, какое значение у этих слов в тексте.

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением

1 ученик у доски


Учение - путь к умению.

Высказывания детей.

Знания о корне слова, однокоренных словах, правописание безударной гласной в корне. Закрепили умения подбора проверочных слов, обозначение орфограммы.

Высказывания учащихся. Размещают своих человечков на лесенке успешности.



Путь, учение, умению, к.


Слайд 1.

Рыжая плутовка

Спряталась под елкой.

Зайца ждет красавица

Как зовут её?...

Слайд 2. Картинка

Слайд 3.

На овчарку он похож.

Что ни зуб-то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Есть у него ребенок,

Зовут его …

Слайд 4. Картинка

Слайд 5.

Остров с пальмой водяной

Поздоровался со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же …»

Слайд 6. Картинка

Лисица, волчонок, кит



На доске открыть тему урока.

На доске.

__________

Один корень, близки по значению.

Подбор однокоренного слова, изменить форму слова, сам корень

О, а, е, и, я.

Прочитать слово.

Поставить ударение.

Выделить корень.

Подчеркнуть безударную гласную.

Подобрать проверочное слово.

Написать слово.

Обозначить орфограмму.


Слайд 6.

Письмо под диктовку.


На доске.

Послушай слово

Определи, какой звук вызвал сомнение

Поставь ударение

Выдели корень

Подчеркни безударную гласную

Подбери проверочное слово

Запиши слово

Обозначь орфограмму

Слайд 9.

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение!





Слайд 10.

Прочитайте слова в каждой группе. Найдите лишнее слово. Оно должно соответствовать теме урока. Объясните, почему оно лишнее. Обозначьте орфограмму.

На доску вывешивают выполненные работы


Слайд 11.

Л(е,и)сные, жители, к з(и,е)ме, м(е,и)дведи, м(и,е)ста, спячки, кр(о,а)ты, з(е,и)рно, б(о,а)бры, ут(е,и)пляют, зап(а,о)сли, гр(е,и)бы, м(е,и)няют, шу(п,б)ки, г(о,а)лодный бродит.

















(ласка) поласкать, (полощут) полоскать

Слайд 12.

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье

Чтоб развеять все сомненья.

Слайд 13.

На экране окончание урока.


© 2010-2022