- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Правописание О и Ё в окончаниях существительных
Урок русского языка Правописание О и Ё в окончаниях существительных
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цуркан И.И. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 4 классе
Подготовила и провела И.И.Цуркан,
специалист высшей категории, старший учитель,
МБОУ «Кормовская школа Первомайского района
Республики Крым»
Тема : «Правописание букв О и Ё в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц».
Цель:
- создать ситуацию, помогающую открыть правило написания О и Ё в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц;
-развивать орфографическую зоркость; выявить степень первичного усвоения написания предложенных орфограмм;
-воспитывать бережное отношение к животным. Оборудование: демонстрационные картинки, раздаточный материал (карточки с деформированным текстом «В цирке»). Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проблемное, интерактивное, личностно ориентированное обучение.
Ход урока
I. Организационный момент
(психологический настрой)
На доске-картинки с изображением трёх облачков: бледно-голубого, голубого и серо-голубого(у детей на партах такие же картинки).
Учитель.: Ребята, посмотрите внимательно на облака. Какое вам больше нравится? Покажите свое облачко. Почему? (Ответы детей) Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока отличное настроение будет у всех, так как мы с вами побываем в сказке.
II. Орфографическая разминка (ситуация успеха)
На доске-картинка с изображением террариума. Учитель переворачивает этот рисунок Перед вами - террариум. Шипящие живут в каждой части речи по определенным законам орфографии. Давайте посмотрим, как это происходит в имени существительном.
Упражнение называется «Требуется наблюдательность!». Какие орфограммы спрятались в словах?
-
Ч_дак, ч_й, щ_вель, щ_ренок.
-
Ош_бка, пассаж_р, дюж_на.
-
Мыш?, вещ?, дрож?, реч?.
-
(Много) задач?, неудач?, крыш?, луж?.
Угощать..., смеяться над..., сожалеть о(об)..., любоваться новой.... - Как вы проверили орфограммы слабых позиций в окончаниях существительных? (С помощью ключевых (проверочных ) слов)
Ш. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемной задачи.
-
Запишите еще одно словосочетание: думать над задачей.
-
Какую букву написали в окончании слова задач_й: О, как в проверочном слове (стеной), или Е, как подсказывает интуиция?
Проблема фиксируется на доске.
Задачей? ЗадачОй?
- Давайте попробуем разобраться в этом и вернемся в нашу сказку. Сегодня король Ударение и две его дочки - принцесса Е и принцесса О - пришли в террариум.
Назовите его обитателей. (Буквы Ж, Ш,ЦЩ)
-Что вы можете сказать о звуках [ж] и [ш]? (Они всегда твердые.)
- А о звуках [ч1], [щ']? (Они всегда мягкие.)
-Террариум охраняет сторож Ц. Как вы думаете, почему именно его поставили сторожить террариум? (Звук [ц] всегда твердый, глухой согласный)
- - Да, его не раздражают шипение, свист обитателей террариума. Сторож глухой! Подошли они втроем к террариуму и стали разглядывать его обитателей. Многие из них, свернувшись колечком, дремали. На какую букву они были похожи? (На букву 0) -Совершенно верно! Радостная принцесса 0 просунула руку в террариум и погладила ужа.
- Какие правила нарушила принцесса? Можно так делать?
- Запишите эти слова в тетрадь в столбик.
- В тот момент, когда король Ударение сильно закричал на принцессу 0, принцесса Е, испугавшись его гнева, заплакала. Король подошел к ней и стал спокойным, тихим голосом говорить ей: «Принцесса Е, будь умницей, перестань плакать». (Открывается первое слово второго столбика.) С плачем принцесса обняла своего отца. (Открывается второе слово.) «Я угощу тебя грушей». (Открывается третье слово.) Король повел принцессу домой. За ними наблюдал сторож Ц до тех пор, пока король Ударение и принцесса Е не скрылись за березовой рощей. (Открывается четвертое слово.) Через некоторое время они были уже дома. «Вот мы уже под крышей нашего дворца»,- сказал король своим дочерям.
-
Прочитайте существительные правого столбика (Умницей, плачем, грушей, рощей, крышей.)
Запишите их в тетрадь
Умницей, плачем, грушей, рощей, крышей.
Ужом, врачом, лицом, борщом, карандашом
IV. Работа над темой урока.
Работа в группах
- Мы знаем, что звук [о] в сильной позиции может обозначаться и буквой О, и буквой Е. От чего это зависит? (От соседа слева .От мягкости - твердости предыдущего согласного)
- В слабой же позиции этот звук соответственно обозначается буквами 0 и Е. Здесь же
- противоречие: звуки [ш], [ж], [ц] - твердые, а пишется после них буква Е, а после мягких звуков [ч!] л [щ'] пишется буква О.
Ваша задача: разобраться, почему так происходит.
В групповой работе дети приходят к выводу, что в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц в слабой позиции (без ударения) пишется буква Е, а в сильной позиции (под ударением) - буква О.
Этот вывод ученики фиксируют графически.
х
Е
шип О
Вывод:
Мы под удареньем пишем,
Без сомненья, то, что слышим.
Ну конечно, букву О.
Если ж звук без ударенья
Вызвал сильное сомненье,
Напиши смелее букву Е.
V. Закрепление изученного материала. - После переживаний король Ударение вместе с принцессами О и Е отправились в цирк. Вы туда тоже приглашены. У вас на партах лежат пригласительные билеты.
Но есть одно условие: вы только тогда можете узнать о цирковом представлении, когда в окончаниях существительных после шипящих и Ц вставите нужные гласные-О или Е
Учитель раздает детям карточки.
Фамилия, имя
В ЦИРКЕ
Манеж осветился луч...м прожектора Циркач, окутанный плащ....м, начал представление. Он клич...м вызвал на манеж свою помощницу с медведиц...й. Они ловко жонглировали кольц…м, мяч...м Циркач на арену вышел с гостинц....м Медведицу он угостил огурц...м, а помощницу-груш...й Они хорошо справились со своей задач.. й
Текст ученики читают про себя. Непонятные слова объясняют. После выполнения задания проводится взаимопроверка в парах.
VI. Итоговая рефлексия
- Какой новый секрет орфографии мы сегодня открыли?
-Покажите свое облачко (кому понравился урок)
VII. Домашнее задание (дифференцированное)
1.Списать, выделяя орфограмму:
Отпирать ключ. .м, мечтать быть врач...м, долг платеж...м красен, не заманишь калач...м, работать сторож..м, потчевать борщ...м, быть очевидц...м, склониться над КОЛОДЦ...М, восхищаться певц...м, вытереться полотенц...м, с настоящим товарищ...м, не ударить в грязь лиц...м.
2.Объясните смысл выражений «долг платеж..м красен», «не заманишь калач... м», «не ударить в грязь лиц..,м». Составить предложения с этими выражениями.