Урок русского языка Правописание О и Ё в окончаниях существительных

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе



Подготовила и провела И.И.Цуркан,

специалист высшей категории, старший учитель,

МБОУ «Кормовская школа Первомайского района

Республики Крым»

Тема : «Правописание букв О и Ё в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц».

Цель:

- создать ситуацию, помогающую открыть правило написания О и Ё в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц;

-развивать орфографическую зоркость; выявить степень первичного усвоения написания предложенных орфограмм;

-воспитывать бережное отношение к животным. Оборудование: демонстрационные картинки, раздаточный материал (карточки с деформированным текстом «В цирке»). Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проблемное, интерактивное, личностно ориентированное обучение.

Ход урока

I. Организационный момент
(психологический настрой)

На доске-картинки с изображением трёх облачков: бледно-голубого, голубого и серо-голубого(у детей на партах такие же картинки).

Урок русского языка Правописание О и Ё в окончаниях существительных

Урок русского языка Правописание О и Ё в окончаниях существительных

Урок русского языка Правописание О и Ё в окончаниях существительных

Учитель.: Ребята, посмотрите внимательно на облака. Какое вам больше нравится? Покажите свое облачко. Почему? (Ответы детей) Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока отличное настроение будет у всех, так как мы с вами побываем в сказке.

Урок русского языка Правописание О и Ё в окончаниях существительных

II. Орфографическая разминка (ситуация успеха)
На доске-картинка с изображением террариума. Учитель переворачивает этот рисунок Перед вами - террариум. Шипящие живут в каждой части речи по определенным законам орфографии. Давайте посмотрим, как это происходит в имени существительном.


Упражнение называется «Требуется наблюдательность!». Какие орфограммы спрятались в словах?

  1. Ч_дак, ч_й, щ_вель, щ_ренок.

  2. Ош_бка, пассаж_р, дюж_на.

  3. Мыш?, вещ?, дрож?, реч?.

  4. (Много) задач?, неудач?, крыш?, луж?.

- Из этих существительных подберите подходящие по смыслу к данным глаголам и запишите словосочетания в тетрадь.

Угощать..., смеяться над..., сожалеть о(об)..., любоваться новой.... - Как вы проверили орфограммы слабых позиций в окончаниях существительных? (С помощью ключевых (проверочных ) слов)

Ш. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемной задачи.

  • Запишите еще одно словосочетание: думать над задачей.

  • Какую букву написали в окончании слова задач_й: О, как в проверочном слове (стеной), или Е, как подсказывает интуиция?

Проблема фиксируется на доске.


Задачей? ЗадачОй?

- Давайте попробуем разобраться в этом и вернемся в нашу сказку. Сегодня король Ударение и две его дочки - принцесса Е и принцесса О - пришли в террариум.

Назовите его обитателей. (Буквы Ж, Ш,ЦЩ)

-Что вы можете сказать о звуках [ж] и [ш]? (Они всегда твердые.)

- А о звуках [ч1], [щ']? (Они всегда мягкие.)

-Террариум охраняет сторож Ц. Как вы думаете, почему именно его поставили сторожить террариум? (Звук [ц] всегда твердый, глухой согласный)

  • - Да, его не раздражают шипение, свист обитателей террариума. Сторож глухой! Подошли они втроем к террариуму и стали разглядывать его обитателей. Многие из них, свернувшись колечком, дремали. На какую букву они были похожи? (На букву 0) -Совершенно верно! Радостная принцесса 0 просунула руку в террариум и погладила ужа.
  • Какие правила нарушила принцесса? Можно так делать?
Король Ударение как увидел это, от страха за последствия закричал на дочь своим громовым голосом: «Это хорошо, что ты сейчас встретилась только с ужом». (Учитель открывает первую карточку.) «Он ведь не ядовит и мне не надо бежать за врачом!» (Открывается вторая карточка.) От страха король и принцессы побледнели лицом. (Открывается третья карточка.) «Пойдем домой, принцесса О, я накормлю тебя борщом (учитель открывает четверную карточку), чтобы твое лицо порозовело, а потом ты займешься своим любимым делом, порисуешь карандашом. (Открывается пятая карточка.) Прочитайте существительные. (Ужом, врачом, лицом, борщом, карандашом.)
  • Запишите эти слова в тетрадь в столбик.
  • В тот момент, когда король Ударение сильно закричал на принцессу 0, принцесса Е, испугавшись его гнева, заплакала. Король подошел к ней и стал спокойным, тихим голосом говорить ей: «Принцесса Е, будь умницей, перестань плакать». (Открывается первое слово второго столбика.) С плачем принцесса обняла своего отца. (Открывается второе слово.) «Я угощу тебя грушей». (Открывается третье слово.) Король повел принцессу домой. За ними наблюдал сторож Ц до тех пор, пока король Ударение и принцесса Е не скрылись за березовой рощей. (Открывается четвертое слово.) Через некоторое время они были уже дома. «Вот мы уже под крышей нашего дворца»,- сказал король своим дочерям.
  • Прочитайте существительные правого столбика (Умницей, плачем, грушей, рощей, крышей.)

Запишите их в тетрадь

Умницей, плачем, грушей, рощей, крышей.

Ужом, врачом, лицом, борщом, карандашом

IV. Работа над темой урока.

Работа в группах

  • Мы знаем, что звук [о] в сильной позиции может обозначаться и буквой О, и буквой Е. От чего это зависит? (От соседа слева .От мягкости - твердости предыдущего согласного)
  • В слабой же позиции этот звук соответственно обозначается буквами 0 и Е. Здесь же
  • противоречие: звуки [ш], [ж], [ц] - твердые, а пишется после них буква Е, а после мягких звуков [ч!] л [щ'] пишется буква О.

Ваша задача: разобраться, почему так происходит.

В групповой работе дети приходят к выводу, что в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц в слабой позиции (без ударения) пишется буква Е, а в сильной позиции (под ударением) - буква О.

Этот вывод ученики фиксируют графически.

Урок русского языка Правописание О и Ё в окончаниях существительных

х

Е



шип О

Вывод:

Мы под удареньем пишем,

Без сомненья, то, что слышим.

Ну конечно, букву О.

Если ж звук без ударенья

Вызвал сильное сомненье,

Напиши смелее букву Е.

V. Закрепление изученного материала. - После переживаний король Ударение вместе с принцессами О и Е отправились в цирк. Вы туда тоже приглашены. У вас на партах лежат пригласительные билеты.

Но есть одно условие: вы только тогда можете узнать о цирковом представлении, когда в окончаниях существительных после шипящих и Ц вставите нужные гласные-О или Е

Учитель раздает детям карточки.

Фамилия, имя




В ЦИРКЕ

Манеж осветился луч...м прожектора Циркач, окутанный плащ....м, начал представление. Он клич...м вызвал на манеж свою помощницу с медведиц...й. Они ловко жонглировали кольц…м, мяч...м Циркач на арену вышел с гостинц....м Медведицу он угостил огурц...м, а помощницу-груш...й Они хорошо справились со своей задач.. й

Текст ученики читают про себя. Непонятные слова объясняют. После выполнения задания проводится взаимопроверка в парах.

VI. Итоговая рефлексия

- Какой новый секрет орфографии мы сегодня открыли?

-Покажите свое облачко (кому понравился урок)

VII. Домашнее задание (дифференцированное)

1.Списать, выделяя орфограмму:

Отпирать ключ. .м, мечтать быть врач...м, долг платеж...м красен, не заманишь калач...м, работать сторож..м, потчевать борщ...м, быть очевидц...м, склониться над КОЛОДЦ...М, восхищаться певц...м, вытереться полотенц...м, с настоящим товарищ...м, не ударить в грязь лиц...м.

2.Объясните смысл выражений «долг платеж..м красен», «не заманишь калач... м», «не ударить в грязь лиц..,м». Составить предложения с этими выражениями.


© 2010-2022