- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Падежи имён существительных (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Падежи имён существительных (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Асадчая Л.Н. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Падеж имён существительных. Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с падежами имён существительных.
- Активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов.
- Формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову.
- Способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи.
- Развивать навыки грамотного письма.
- Развивать и совершенствовать речь учащихся.
- Способствовать развитию мышления, продолжить учить делать выводы.
- Продолжить работу над формированием коммуникативной культуры при работе в парах.
- Прививать любовь к родному языку, к родному городу;воспитывать чувство прекрасного через художественное слово.
- Развивать познавательную активность учащихся на уроке и заинтересованность тайнами языка во внеурочной деятельности.
- Эта буква обозначает гласный/согласный звук?
- Эта буква обозначает парный/непарный согласный?
- Эта буква обозначает твёрдый/мягкий звук?
- Она может обозначать мягкий согласный звук?
- Это буква Ж?
1.Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы - кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. С каким падежом познакомились ребята первого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?
2.А я - падеж родительный.
Характер мой - общительный.
Кого? Чего? Нет - вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из -
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда. С каким падежом познакомились ребята второго варианта? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи. 3. С каким падежом познакомились ребята третьего варианта? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?
4.А я - винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить. С каким падежом познакомились ребята четвёртого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?
5.А я - творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! - Чем?
Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад. С каким падежом познакомились ребята пятого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?
6. Я - падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при -
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять? С каким падежом познакомились ребята шестого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже? (Работая с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей, заполняемая вместе с детьми): Только в каком падеже имя существительное может являться подлежащим? Как называются остальные? (косвенные) Как вы понимаете задание изменить слово по падежам? (Задать падежный вопрос к существительному от главного слова и изменить форму этого существительного по вопросу.) 6.Составление алгоритма определения падежа имени существительного. С падежами мы познакомились, но возникли трудности: - Как определить падеж имени существительного. Давайте составим алгоритм определения падежа. Ещё раз вспомните, как мы только что вместе работали и составьте алгоритм в виде блок-схемы. (Ученики работают в парах, из заготовленных заранее частей блок-схемы составляют алгоритм.) Проверяем, доказываем свою точку зрения. 7.Релаксация. Двигательные упражнения. 8.Упражнение в распознавании падежей имён существительных с опорой на алгоритм.
ВСТРЕТИЛ ДРУГА________, ПЛЫВЕТ ПАРОХОД________, ВИСЕЛ НА ВЕШАЛКЕ________,
ЛЮБОВАЛСЯ КАРТИНОЙ________, ДОСТАЛ ИЗ ШКАФА________, РАД ГОСТЮ________.
Составь словосочетания со словами, поставив их в указанный падеж:
МЫШОНОК (в Р.п.), ВЕТКА (в Т. п.), СИРЕНЬ (в Д.п), КЛЮЧ (в В.п.), НОЧЬ (в И. п.).
9.Итог урока, блиц-опрос. Заполните таблицу падежей, используя полученные на уроке знания. Если возникли вопросы, посоветуйтесь в парах, загляните в учебник или задайте вопрос мне. Итак, подводя итоги урока, традиционный блиц-опрос:
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- Перечислите их. Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)
- Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
- Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
- В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?
Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных новых встреч!» 10.Домашнее задание. В качестве домашнего задания вы получаете не только упражнение (стр. 11 №4), но и … Бонус…. обучающую игру «Приключения с падежами» на CD-диске.