ДокладДуховно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности через курс: Этика: азбука добра + презентация

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с.Огоньки»

Сахалинской области







ДОКЛАД

« Духовно - нравственное воспитание

в рамках внеурочной деятельности

через курс « Этика: азбука добра».

Учитель начальных классов: Боева И.В.

с.Огоньки

2014г

«Руководить нравственным воспитанием -

это значит создавать тот моральный тонус

школьной жизни, который выражается в

том, что каждый воспитанник о ком то

заботиться, о ком то печется и

беспокоиться, кому - то отдает свое

сердце».

В.А. Сухомлинский Что же такое нравственность?! В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова «нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Казалось бы, эти понятия появились не сейчас, но именно сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания детей в современной России как нельзя актуален. В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности явно преобладают над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Кризис человечности, захвативший все слой населения, является следствием, за которым стоит причина - дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становиться центром внимания педагога. Для реализации этой цели разработан федеральный государственный стандарт второго поколения. Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения обучающихся принадлежит начальной школе, поскольку, во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой». Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром. В то же время учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности, поэтому особую роль здесь призвана сыграть система дополнительного образования детей, одна из основных задач которой - раскрыть внутренний, творческий потенциал ребенка, «усилить» его природные способности. Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривает в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Одно из направлений нашей школы духовно-нравственное, которое реализуется через курс « Этика: азбука добра». Данный курс введен по запросу родителей и представлен как продолжение внеурочной деятельности в системе учебников «Начальная школа ХХI века», которую мы выбрали как основную общеобразовательную программу нашей начальной школы». Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не только много знающей, но и легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя и за своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы занятия, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе находить путь к самовоспитанию и саморазвитию. Основная цель курса - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений. Задачи курса:

  • развивать духовное единство, устанавливать взаимное доверие;
  • предоставить ребёнку возможность проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познанию, убеждать ,что каждый может объявить войну своему невежеству.
Данный курс позволяет обучающимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этике и этикета и закрепить их на практике. Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике. 1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентир поступка: ситуация - поведение - правило; от правила к поведению. Оценка нравственных поступков. 2 класс. Внутреннее принятие и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родитель, дети) к самоконтролю. Формированию у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил. 3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм. 4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма ,как стимул нравственного поведения и торможение безнравственных действий. Данный курс состоит из пяти крупных разделов.
  1. Школьный этикет.
  2. Этика общения.
  3. О трудолюбии.
  4. Культура внешнего вида.
  5. Внешкольный этикет.
Школьный этикет. Понятия об основных правилах поведения в школе ( на уроках, в столовой, на перемене, правильная организация уроков и т. д.). УУД : - уметь пользоваться правилами поведения в определённой жизненной ситуации; - оценивать своё поведение и поведение окружающих ( на уроке, на перемене). Этика общения. Взаимоотношение с другими людьми (правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках, терпимое отношение к сверстнику и т.д.) УУД : - использовать в речи вежливые слова; - участвовать в диалоге: высказывать свое мнение, анализировать высказывание собеседника; - высказывать о последствии совершения недобрых поступках; - оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликт; - самостоятельно формулировать правила игры, работы. О трудолюбии. Значение труда в жизни человека. Элементы культуры труда. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Анализ и оценка своих действий. УУД: - анализировать свой распорядок дня, корректировать его; - оценивать свои действия во время любой деятельности. Культура внешнего вида. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: чистота ,опрятность, аккуратность , удобство, соответствие ситуации. УУД : - воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; - оценивать внешний вид человека. Внешкольный этикет: Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Правила вежливости с окружающими. Правила поведения в общественных местах. УУД : - использование доброжелательного тона в общении; - оценивать характер общения ( тон, интонацию, лексику). Во время занятий используются разнообразные методы работы с детьми:
  • личностно направленные, когда содержание становиться актуальным для каждого ребёнка;
  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
  • развивающие нравственное сознание;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание материалов курса ориентировано на такие формы и виды деятельности, как игровые, познавательные, творческие формы, работу с фольклорной и художественной литературой, проектную деятельность, просмотр мультфильмов, экскурсии, конкурсы, праздники. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека. В процессе освоения материалов курса обучающийся получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения), развитие их эмоционального восприятия. Участие каждого ребёнка в литературных сценках, даёт ему возможность попробовать свои силы в роли артиста, развивает речь ребёнка, увеличивает его словарный запас, делает его более уверенным в жизни, раскованным, умеющим держаться на сцене перед зрительской аудиторией. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями. ( Например : «Что такое добрый поступок?», « Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить» и т. д.) Для овладения метапредметных результатов (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление причинно - следственной связей) в материалах курса содержаться упражнения, способствующих активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предполагается установить соответствие поступков нравственным правилам, сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о доброте, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состоянии героев. В целях формирования коммуникативных ууд (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения, отстаивание своего мнения, уважительное отношение к другому мнению) на занятиях представлены задания их формирующие. С обучающимися организуются коллективные обсуждения, задаются вопросы «открытого» типа ( Почему? Как?), которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников. Предполагается работа в парах, группах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения. В результате прохождения программы курса внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов: Первый уровень результатов - обучающиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений. Для достижении данного уровня результатов необходимо сформировать позитивное отношение обучающихся к занятием этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношениям с окружающими. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня необходимо :
  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся в классе, то есть в дружественной среде, в которой каждый ребёнок получает практическое подтверждение приобретённых знаний и начинает их ценить.
  2. Обучающиеся должны получать опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущения себя гражданином, свободным человеком. Для достижения уровня необходимо сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе и за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным и постоянным. В результате реализации программы курса « Этика: азбука добра» могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение младшим
  • знание традиций семьи, образовательных учреждений, общества.
Для оценки планируемых результатов мы поводим мониторинг, целью которого является отслеживание динамики уровня сформированного духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения. Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность опросных листов, тестов, наблюдений, различных диагностик, анкетирование родителей и обучающихся. Внедрение мониторинга уровня сформированного духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся направлено на решение следующих задач:
  • выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление об уровне сформированного духовно - нравственного развития обучающихся;
  • систематизация информации об уровне сформированного духовно - нравственного развития обучающихся;
  • информационное обеспечение анализа и прогнозирования динамики уровня сформированности духовно-нравственного развития обучающихся.
Мониторинг проводиться учителем дважды в год по трём показателям духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся:
  1. Личностная культуры (доброта, отзывчивость, честность, милосердие).
  2. Социальная культура (долг, товарищество, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, отношение к учёбе).
  3. Семейная культура ( уважение ,забота о близких, следование семейным ценностям, авторитет семьи).
Далее все данные на каждого ученика заносятся в сводную таблицу.

Показатель

Критерии

Ф.И. ученика

Социальная культура

Долг, товарищество ответственность

Трудолюбие

Дисциплинированность, отношение к учебе

Показатель (средний арифметический)

Семейная культура

Следование семейным ценностям

Уважение, забота о родителях

Авторитет семьи

Показатель (средний арифметический)

Личностная культура

Доброта, отзывчивость

Честность

Милосердие

Показатель (средний арифметический)

Суммарный показатель


Затем я считаю процент успешности каждого класса и составляю диаграмму на начало и на конец учебного года. Анализ результатов, представленных в сводной таблицы, в сравнение диаграмм, позволяет выявить эффективность деятельности по формировании духовно- нравственной сферы как каждого обучающегося, так и всего класса. И на основе этого появляется возможность планирования и коррекция мероприятий на следующий учебный год. В завершении, я могу сказать что, нравственное воспитание -непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне-развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов.



Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы . М.,Вентана-Граф 2011.
  4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.
  5. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2.


© 2010-2022