- Преподавателю
- Начальные классы
- ДокладДуховно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности через курс: Этика: азбука добра + презентация
ДокладДуховно-нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности через курс: Этика: азбука добра + презентация
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Боева И.В. |
Дата | 29.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
12
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 с.Огоньки»
Сахалинской области
ДОКЛАД
« Духовно - нравственное воспитание
в рамках внеурочной деятельности
через курс « Этика: азбука добра».
Учитель начальных классов: Боева И.В.
с.Огоньки
2014г
«Руководить нравственным воспитанием -
это значит создавать тот моральный тонус
школьной жизни, который выражается в
том, что каждый воспитанник о ком то
заботиться, о ком то печется и
беспокоиться, кому - то отдает свое
сердце».
В.А. Сухомлинский Что же такое нравственность?! В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова «нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Казалось бы, эти понятия появились не сейчас, но именно сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания детей в современной России как нельзя актуален. В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности явно преобладают над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Кризис человечности, захвативший все слой населения, является следствием, за которым стоит причина - дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становиться центром внимания педагога. Для реализации этой цели разработан федеральный государственный стандарт второго поколения. Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения обучающихся принадлежит начальной школе, поскольку, во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой». Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром. В то же время учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности, поэтому особую роль здесь призвана сыграть система дополнительного образования детей, одна из основных задач которой - раскрыть внутренний, творческий потенциал ребенка, «усилить» его природные способности. Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривает в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Одно из направлений нашей школы духовно-нравственное, которое реализуется через курс « Этика: азбука добра». Данный курс введен по запросу родителей и представлен как продолжение внеурочной деятельности в системе учебников «Начальная школа ХХI века», которую мы выбрали как основную общеобразовательную программу нашей начальной школы». Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не только много знающей, но и легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя и за своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы занятия, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе находить путь к самовоспитанию и саморазвитию. Основная цель курса - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений. Задачи курса:
- развивать духовное единство, устанавливать взаимное доверие;
- предоставить ребёнку возможность проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
- научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
- прививать детям стремление к постоянному познанию, убеждать ,что каждый может объявить войну своему невежеству.
- Школьный этикет.
- Этика общения.
- О трудолюбии.
- Культура внешнего вида.
- Внешкольный этикет.
- личностно направленные, когда содержание становиться актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
- Воспитать взаимоотношения обучающихся в классе, то есть в дружественной среде, в которой каждый ребёнок получает практическое подтверждение приобретённых знаний и начинает их ценить.
- Обучающиеся должны получать опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии общепринятыми нравственными нормами.
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение младшим
- знание традиций семьи, образовательных учреждений, общества.
- выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление об уровне сформированного духовно - нравственного развития обучающихся;
- систематизация информации об уровне сформированного духовно - нравственного развития обучающихся;
- информационное обеспечение анализа и прогнозирования динамики уровня сформированности духовно-нравственного развития обучающихся.
- Личностная культуры (доброта, отзывчивость, честность, милосердие).
- Социальная культура (долг, товарищество, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, отношение к учёбе).
- Семейная культура ( уважение ,забота о близких, следование семейным ценностям, авторитет семьи).
№
Показатель
Критерии
Ф.И. ученика
Социальная культура
Долг, товарищество ответственность
Трудолюбие
Дисциплинированность, отношение к учебе
Показатель (средний арифметический)
Семейная культура
Следование семейным ценностям
Уважение, забота о родителях
Авторитет семьи
Показатель (средний арифметический)
Личностная культура
Доброта, отзывчивость
Честность
Милосердие
Показатель (средний арифметический)
Суммарный показатель
Затем я считаю процент успешности каждого класса и составляю диаграмму на начало и на конец учебного года. Анализ результатов, представленных в сводной таблицы, в сравнение диаграмм, позволяет выявить эффективность деятельности по формировании духовно- нравственной сферы как каждого обучающегося, так и всего класса. И на основе этого появляется возможность планирования и коррекция мероприятий на следующий учебный год. В завершении, я могу сказать что, нравственное воспитание -непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне-развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания младших школьников, добиваясь нужных результатов.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
- Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы . М.,Вентана-Граф 2011.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.
- Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2.