Статья для классных руководителей Адаптация первоклассника

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Центр информатизации образования государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центра повышения квалификации специалистов

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

«ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»



Курсы «Профессиональное развитие учителя начальных классов в современных условиях»











Адаптация первоклассника




Работу выполнила

Шабалина Е.Б.

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 311



Санкт-Петербург

2014 г.

Содержание

  1. Введение 3

  2. Инструкция для родителей 3

  3. Психологические условия адаптации ребенка к школе. 4

  4. Взаимоотношение с ребёнком в семье. 5

4.1. Шкала общения родителей с ребенком. 5

4.2. Правила, которые помогут ребёнку в общении. 6

4.3. Фразы для общения с ребёнком. 6

  1. Выводы 7

  2. Литература 7

  1. Введение

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями. Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже. Как же помочь своему любимому малышу и себе легче пройти адаптацию к школе? Цель этой работы: помочь родителям и детям в адаптации первоклассников.
  1. Инструкция для родителей:

  1. Измените режим дня ребенка. Примерно за 2 - 4 недели до начала учебы начинайте приучать ребенка вставать в то время, когда будет необходимо вставать к началу занятий.
  2. Режим дня школьника можно посмотреть на нашем школьном сайте.
  3. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос. Не торопитесь. Умение рассчитать время - Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
  4. Предоставьте первокласснику время и место для активного отдыха.
  5. Наблюдайте за правильной позой во время домашних занятий, соблюдайте правила освещения рабочего места.
  6. Выполняйте вместе с ребенком во время подготовки к занятиям «зарядку» для глаз и кистей рук.
  7. Введите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи.
  8. Организуйте правильное питание ребенка.
  9. Воспитывайте самостоятельность и ответственность ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.
  10. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
  11. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
  12. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит - не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
  13. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
  14. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
  15. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий - 10 минут перерыв.
  16. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
  17. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
  18. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
  19. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу воспитания решайте без него.
  20. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
  21. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.



  1. Психологические условия адаптации ребенка к школе.

Чтобы помочь сформировать ребенку модель поведения для вхождения в новый коллектив, на семейном совете подумайте над такими вопросами:
  • Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
  • Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
  • Первое условие школьного успеха - самоценность ребенка для его родителей.
  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
  • Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности.
  • Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

4. Взаимоотношение с ребёнком в семье.

4.1. Шкала общения родителей с ребенком. Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи - индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.

Методы воспитания, вызывающие у ребенка


положительные эмоции

отрицательные эмоции

Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)


хвалили 1 _________________10

упрекали

поощряли 1 _________________10

подавляли

одобряли 1 _________________10

унижали

целовали 1 _________________10

обвиняли

обнимали 1 _________________10

осуждали

ласкали 1 _________________10

отвергали

симпатизировали 1 _________________10

одергивали

сопереживали 1 _________________10

позорили

улыбались 1 _________________10

читали нотации

восхищались 1 _________________10

лишали чего-то необходимого

делали приятные сюрпризы 1 _________________10

шлепали, пороли

делали подарки 1 _________________10

ставили в угол



По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе Вашего общения с малышом.

4.2. Правила, которые помогут ребёнку в общении. Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

Инструкция для ребенка.

  1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  2. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  10. Старайся быть аккуратным.
  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

4.3. Фразы для общения с ребёнком.

Не рекомендуемые фразы для общения:

-Я тысячу раз говорил тебе, что…

-Сколько раз надо повторять…

-О чём ты только думаешь…

-Неужели тебе трудно запомнить, что…

-Ты становишься…

-Ты такой же как,…

-Отстань, некогда мне…

-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Рекомендуемые фразы для общения:

-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).

-Как хорошо, что у меня есть ты.

-Ты у меня молодец.

-Я тебя очень люблю.

-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.

-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

5. Выводы. Чтобы помочь в такой сложный период ребенку и себе необходимо: -Помогать преодолевать детям адаптационный период. -Оказывать детям поддержку. -Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.
От того как пройдет адаптация ребенка зависит какую позицию займет ребенок в классе. Поступая в первый класс, ребенок попадает в мини-лабораторию общества. Модели поведения, которые он выработает в школе останутся на всю жизнь. В дальнейшей жизни будет очень сложно изменить поведение и, соответственно, отношение окружающих.

6. Литература .

  1. Корнеева Е.Н., Ох уж эти первоклашки!.. , Ярославль, «Академия развития», 2000год.
  2. Алла Баркан, Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка., Москва, «Аст-Пресс», 2000 год.
  3. Алоева М.А., Лучшие родительские собрания в начальной школе., Ростон-на-Дону, Феникс, 2007 год.
  4. Зайцева В., 7 лет - не только начало школьной жизни., Москва, «Первое сентября», 2008 год.
  5. maminsite.ru/pages.files/trudnosty_adaptacii_pervoklassnikov.html
© 2010-2022