- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья для классных руководителей Адаптация первоклассника
Статья для классных руководителей Адаптация первоклассника
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шабалина Е.Б. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
8
Центр информатизации образования государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центра повышения квалификации специалистов
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
«ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Курсы «Профессиональное развитие учителя начальных классов в современных условиях»
Адаптация первоклассника
Работу выполнила
Шабалина Е.Б.
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 311
Санкт-Петербург
2014 г.
Содержание
-
Введение 3
-
Инструкция для родителей 3
-
Психологические условия адаптации ребенка к школе. 4
-
Взаимоотношение с ребёнком в семье. 5
4.1. Шкала общения родителей с ребенком. 5
4.2. Правила, которые помогут ребёнку в общении. 6
4.3. Фразы для общения с ребёнком. 6
-
Выводы 7
-
Литература 7
-
Введение
-
Инструкция для родителей:
- Измените режим дня ребенка. Примерно за 2 - 4 недели до начала учебы начинайте приучать ребенка вставать в то время, когда будет необходимо вставать к началу занятий.
- Режим дня школьника можно посмотреть на нашем школьном сайте.
- Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос. Не торопитесь. Умение рассчитать время - Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
- Предоставьте первокласснику время и место для активного отдыха.
- Наблюдайте за правильной позой во время домашних занятий, соблюдайте правила освещения рабочего места.
- Выполняйте вместе с ребенком во время подготовки к занятиям «зарядку» для глаз и кистей рук.
- Введите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи.
- Организуйте правильное питание ребенка.
- Воспитывайте самостоятельность и ответственность ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.
- Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит - не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
- Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий - 10 минут перерыв.
- Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
- В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
- Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу воспитания решайте без него.
- Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
- Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.
-
Психологические условия адаптации ребенка к школе.
- Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
- Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
- Первое условие школьного успеха - самоценность ребенка для его родителей.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
- Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности.
- Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
4. Взаимоотношение с ребёнком в семье.
4.1. Шкала общения родителей с ребенком. Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи - индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.
Методы воспитания, вызывающие у ребенка
положительные эмоции
отрицательные эмоции
Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)
хвалили 1 _________________10
упрекали
поощряли 1 _________________10
подавляли
одобряли 1 _________________10
унижали
целовали 1 _________________10
обвиняли
обнимали 1 _________________10
осуждали
ласкали 1 _________________10
отвергали
симпатизировали 1 _________________10
одергивали
сопереживали 1 _________________10
позорили
улыбались 1 _________________10
читали нотации
восхищались 1 _________________10
лишали чего-то необходимого
делали приятные сюрпризы 1 _________________10
шлепали, пороли
делали подарки 1 _________________10
ставили в угол
По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе Вашего общения с малышом.
4.2. Правила, которые помогут ребёнку в общении. Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.
Инструкция для ребенка.
- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
- Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
4.3. Фразы для общения с ребёнком.
Не рекомендуемые фразы для общения:
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
Рекомендуемые фразы для общения:
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
5. Выводы. Чтобы помочь в такой сложный период ребенку и себе необходимо: -Помогать преодолевать детям адаптационный период. -Оказывать детям поддержку. -Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.
От того как пройдет адаптация ребенка зависит какую позицию займет ребенок в классе. Поступая в первый класс, ребенок попадает в мини-лабораторию общества. Модели поведения, которые он выработает в школе останутся на всю жизнь. В дальнейшей жизни будет очень сложно изменить поведение и, соответственно, отношение окружающих.
6. Литература .
- Корнеева Е.Н., Ох уж эти первоклашки!.. , Ярославль, «Академия развития», 2000год.
- Алла Баркан, Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка., Москва, «Аст-Пресс», 2000 год.
- Алоева М.А., Лучшие родительские собрания в начальной школе., Ростон-на-Дону, Феникс, 2007 год.
- Зайцева В., 7 лет - не только начало школьной жизни., Москва, «Первое сентября», 2008 год.
- maminsite.ru/pages.files/trudnosty_adaptacii_pervoklassnikov.html