Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса

по окружающему миру

для учащихся начальной школы 1 класса


















1. Пояснительная записка

Статус документа Рабочая программа по окружающему миру для начального общего образования составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Примерной программы начального общего образования по окружающему миру;
  • Планируемых результатов начального общего образования.

Цели обучения Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи реализации содержания курса:
  1. Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. Осознание ребёнком ценности, целостности, многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  3. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающему материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личностного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценить своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет на ряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-ценностному постижению окружающего мира.

Место предмета в базисном учебном плане В Федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира в первом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего - 64 учебных часа. Для оценки результатов обучения используются следующие методы и формы проверки: практические работы, тесты.
Рабочая программа ориентирована на использование:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 частях. М.; Просвещение. 2011.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 частях. М.: Просвещение. 2011.
  4. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 1 класс. М.: Просвещение. 2011.

В основу данного УМК положены идеи:
  • приобретение учащимися обще- учебных умений, навыков
  • освоение способами деятельности, предусмотренными стандартом начального общего образования.
  • наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
  • выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
  • работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.


Результаты изучения курса.
Личностные результаты:
  • формирование основ российского гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностей ориентаций;
  • формирование целостного, социально-ориентированного взгляды на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку события;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:
  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.




























2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Наименование разделов, тем

Количество часов Контрольные работы 1 Введение. Задавайте вопросы
8 3 экскурсии 2 Кто и что? 18 1 практическая работа 3 экскурсии 3 Как, откуда и куда?
12
4 Где и когда? 9

5 Почему и зачем?
16

6 Заключение 1















































3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Тема 1. Введение Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек - часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения; опыты; измерения; работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно; источники информации об окружающем мире: учебники, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях), телевидение и др. Экскурсии с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением. Практические работы: элементарные приемы чтения плана, карты; ориентирование на местности с помощью компаса; поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер); работа со справочниками и энциклопедиями.
Тема 2. Кто и что?

Обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Экскурсии с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением Тема 3. Как, откуда и куда?

Это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей.
Тема4. Где и когда?

Развивает представления детей о пространстве и времени.


Тема 5. Почему и зачем?

Обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.



Тема 6. Заключение Как мы находили ответы на свои вопросы. Как изменился за год наш учебник. Экскурсии с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением































  1. СПИСОК практических работ


Тема 2. Кто и что? Практическая работа №1 по теме «Знакомство с разнообразием камней»


ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ
Тема 1. Введение
Экскурсия №1 по теме «Мир вокруг нас, его многообразие» Экскурсия №2 по теме «Мир вокруг нас, его многообразие» Экскурсия №3 по теме «Наша школа»
Тема2. Кто и что?
Экскурсия №4 по теме «Что это за листья?» Экскурсия № 5 по теме «Что такое хвоинки?» Экскурсия №6 по теме «Что умеет компьютер?». Экскурсия в кабинет информатики





















  1. Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать:  название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);  государственную символику России;  государственные праздники;  основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;  общие условия, необходимые для жизни живых организмов;  правила сохранения и укрепления здоровья;  основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе); уметь:  определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);  различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;  различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);  приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:  для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;  определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;  установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;  ухода за растениями (животными);  выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;  оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
© 2010-2022