Доклад Музыкальное оформление танца

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыкальное оформление танца
«Музыка - Величайшее искусство и искусство точное, искусство, которое учит на тому, что ничтожные доли секунды, ничтожные изменения ритма рождают фальшь. Музыка как форма учит нас мастерству, музыка как содержание учит нас взволнованности, вдохновению… Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце…» (Ю. Завадский). Выразительные возможности музыки неисчерпаемы. В музыке могут быть отражены образы жизни и смерти, героическая борьба, грезы, любовь, мечтания, тревожные предчувствия, сцены народного веселья, шествия, сражения, молитвы, радости, жалобы, шутки, гнев, ласки, грации и т. д. и т. п. Привлекаемая к постановке музыка лишь тогда сможет эмоционально и с полной силой воздействовать на зрителя, когда до конца будут раскрыты в гармоническом целом выразительные и изобразительные стороны всех ее элементов: мелодии, ритма, динамики, тембра. В музыке нет средств, чтобы передать внешний вид предмета. Однако музыкальный образ воздействует не только на чувства и мышление зрителя, а также на его воображении, то есть может как бы изобразительно конкретизировать те явления действительности, которые породили эти чувства и мысли. Роль музыкальной изобразительности различна в разных жанрах музыки. Особенно значительна эта роль в музыке театра и кино. Нельзя, например, с помощью звуков "нарисовать» поезд, однако посредством музыки можно передать ускоряющее движение, стук колес, звук гудка. Звуки чередуются в разном темпе, с различной громкостью. И если они будут вначале следовать друг за другом спокойно, а затем темп будет ускоряться и в добавок одним инструментом будет изображен стук колес, другим - нарастающий или удаляющийся звук гудка, то, даже не видя предмет, зритель поймет, что музыкой и звуками передано движение поезда. Но, кроме движения, музыка передает обычно и чувство, которое испытывает при этом герой, то есть музыка поезда будет созвучна настроению данной сцены. Мелодия является важнейшим элементом музыкального искусства. Привлекая музыку к хореографической постановке, суждение о ней следует начинать с оценки ее мелодии. Мелодия, как и музыка в целом, имеет интонационную природу, то есть через интонацию выражается способность мелодии художественно воплощать чувства и мысли человека, его душевное состояние. Мелодия - богатейший источник самой разнообразной музыкальной выразительности. Богатство мелодии неисчерпаемо. Они могут носить самый различный характер: быть нежными, страстными, шутливыми, энергичными, мужественными и т. д. и т. п. Отдельные мелодии способны воссоздать тончайшие оттенки разнообразных эмоциональных состояний. В танце эти факторы очень важны для передачи мыслей, чувств героя, его переживаний. Мелодия состоит из звуков, различающихся как по высоте, так и по своему значению (устойчивые и неустойчивые). Соотношение, связь между собой устойчивых и неустойчивых звуков называется ладом - словом, равнозначным понятиям порядок, система. Лады отличаются друг от друга своим характером, выразительными возможностями. В современной ладовой системе самыми распространенными являются мажор и минор. С ладовой стороны часто связаны черты национального своеобразия мелодии. Хореограф, работающий над музыкальным оформлением танца, для отражения национального колорита обязательно учитывает ладовую сторону мелодии, характерные ладовые обороты. Так, например, для русской народной мелодии (песни, танцы) применяются сопоставления мажора и минора. При подборе музыке к хореографической постановке следует найти ту тональность его звучания, которая соответствует характеру сценического действия. Ритм в музыке - это организация звука музыкального произведения во времени. Выразительное значение ритма в музыке трудно переоценить. Ритм не меньше, чем мелодия, тесно связывает содержание музыки с окружающей действительностью. Через ритмы передается духовная жизнь человека, интенсивность его эмоционального мира, чувств, которыми он живет. Ритм воспринимается слушателями гораздо легче, чем некоторые другие элементы музыкальной выразительности. По утверждению Станиславского, музыка с ее ритмом и мелодией способна самым прямым путем влиять на чувства зрителя и непосредственно вызывать и закреплять на сцене необходимое актеру самочувствие. С ритмом тесно связан темп, степень скорости исполнения и характер движения музыкального произведения. Существует три основных вида: быстрый, умеренный и медленный; каждый из которых имеет много разновидностей. При неправильно выбранном темпе музыкального произведения (чрезмерно быстром или необоснованно замедленном) характер сценического действия может существенно измениться. При музыкальном оформлении танца широко используются разнообразные выразительные возможности тембра. Это одно из самых сильных и то же время тонких средств выявления и передачи образов, мыслей и чувств в музыке. Каждое чувство требует соответствующей окраски звука для своего выражения. Верно чувствовать музыкальную мысль - значит верно почувствовать звучащие краски, выражающие ее сущность. Динамикой музыкального произведения приятно называть процесс изменения громкости, протекающий во времени и связанный с музыкальным развитием. Этот процесс включает в себя как постепенное усиление громкости (крещендо) и уменьшение громкости (диминуэндо), так и контрастные, внезапные сопоставления различных степеней громкости. Динамика, как и все остальные элементы музыкального языка, служит целям создания художественных образов. Все основные музыкальные элементы можно сопоставить с элементами сценической выразительности. Сравнивая характеристику какого-либо музыкального произведения с характеристикой сценического действия, можно пользоваться одним и тем же языком. Станиславский говорил о том, что не только темпоритм музыки, но и все ее составные элементы могут подсказать характер сценического действия. Музыка известна своим «магическим» влиянием на человеческую психологию: она влияет на действия, настроения, отношения к происходящему, некоторая музыка вводит в транс. Если дополнить музыку движением, то подобные эффект усиливается, так как две «силы» - музыка и движение совместятся, составят общую картину одного целостного танца. Пропуская музыку через себя, танцем человек рисует ее картину, добавляя свои краски, свое отношение.

Список используемой литературы

  1. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. Пособие для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.
  2. Базанов В. В. Сцена XX века. - Ленинградское отделение: «Искусство», 1990. - 240 с.
  3. Козюренко Ю. И. Музыкальное оформление спектакля. - М.: «Советская Россия», 1979. - 126 с.
  4. Козюренко Ю. И. Звуковое оформление спектакля. - М.: «Советская Россия», 1981. - 110 с.
  5. Рубб А. Пока занавес закрыт. - М.: «Советская Россия», 1987. - 112 с.
  6. grachev.distudy.ru
  7. studio.starport.ru
  8. audioproducer.625-net.ru



© 2010-2022