Конспект урока русского языка на тему правописание суффиксов -ец-, -иц-

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока русского языка на тему правописание суффиксов -ец- , -иц-Конспект урока русского языка на тему правописание суффиксов -ец- , -иц-

Леонова Елена Петровна, МБОУ Заборьевская СШ Демидовского района Смоленской области







Конспект

урока по русскому языку по теме

«Учимся писать суффиксы -ец, -иц»

(Класс: 3 УМК «Начальная школа XXI века»

Автор учебника: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова)


Блок: Правописание

Тип урока : комбинированный Цели: познакомить учащихся с правописанием суффиксов -ец, -иц, формировать умение правильно писать слова с суффиксами -ец, -иц, способствовать развитию орфографической зоркости; развитию мотивов учебной деятельности, навыков конструкторского сотрудничества со сверстниками, учителем; способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, выработке умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в группах, самоконтроля, самооценки; Оборудование: - учебник для третьего класса. Авторы: С.В Иванов, А.О. Евдокимова; - рабочая тетрадь с печатной основой «Пишем грамотно» часть 2. Автор: Кузнецова М.И.; - карточки для парной работы; - карточки для самопроверки и самооценки; -доска.










Ход урока.

1.Организационная часть урока. Прозвенел звонок и смолк - Начинается урок. Все за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперёд, за новыми знаниями! 2. Актуализация опорных знаний. Учитель: Ребята, наш урок начнем с работы в парах. На столах у вас лежат карточки. Возьмите их, прочитайте. Учит…ль, храбр…сть, ключ…к, мыш…нок, умн…ца, брат…ц. -Подумайте, какое задание вам предстоит выполнить? Дети: Вставить пропущенную букву в слове. Учитель: С чего начнем работу? Дети: Нужно прочитать слова, определить, в какой части слова орфограмма, вставить в слова пропущенные буквы, объяснить ее написание. Учитель: Определите, в какой части слова находится пропущенная орфограмма. Дети: В суффиксе. Учитель: Давайте вспомним все суффиксы, которые мы знаем и умеем писать.

(Дети составляют кластер на тему «Суффиксы») Учитель: А теперь приступайте к выполнению задания.

(Дети вставляют пропущенную букву в суффиксе каждого слова) Учитель: Проверим, как вы справились с заданием. Читаем по цепочке слова, объясняем выбор вставленной буквы. (При проверке сопоставляем с кластером, что такой суффикс действительно существует и нам знаком) - Кто выполнил задание без ошибок? Кто допустил ошибку? В чем она заключалась? 3. Выдвижение проблемы. Учитель: А встретились ли вам слова, которые вызвали затруднение? (да, братец, умница) В какой части слова пропущена орфограмма в этих словах? Дети: В суффиксе. Учитель: Докажите, что это суффикс. Дети: Брат +суффикс[иц] +окончание; ум+н+суффикс[иц] +окончание -С какой гласной пишется суффикс в этих словах?( ответы детей могут разные, в том числе и ошибочные варианты ) Учитель: Произнесите эти слова. Что мы слышим в суффиксе? Дети: Слышится [и]. Учитель: Итак, что необходимо выяснить сегодня на уроке? Дети: Есть ли такой суффикс и как он пишется. Учитель: Как мы сможем доказать, что это действительно суффикс? Дети: Нужно образовать новые слова с этим суффиксом, например: брат + [иц], умен+[ица], колесн + [ица]. Учитель: Давайте посмотрим, одинаково ли пишутся слова с этим суффиксом? (На доске запись братец, умница) Дети: Нет, не одинаково. В слове братец пишется буква «и», а в слове умница-буква «е». Учитель: Поставьте ударение в получившихся словах и определите, в каком положении находится этот суффикс? Дети : В безударном. Учитель: Давайте обратимся к нашему учебнику и посмотрим, верным ли путем мы начинаем работать. Дети: (читают статью учебника стр.29) -В безударном положении суффиксы -ец- и -иц- звучат одинаково [иц], поэтому важно их различать. 4.Сообщение темы и цели урока. Учитель: Итак, мы выяснили, что суффикс [иц] существует в русском языке. Кто из вас догадался, какова же тема сегодняшнего урока? Дети: Тема урока: «Учимся писать суффиксы -ец- и -иц-» . Учитель: Какую цель теперь поставите на уроке? Дети: Нужно понять, какая гласная пишется в этом суффиксе. Учитель: Как спланируем свою работу по этой проблеме. Что будем делать сначала? Что потом? Дети: План работы будет таким: (на доске) 1.Узнаю, когда в словах пишется суффикс -ец-, а когда - иц-. 2.Буду учиться писать суффиксы -ец- и -иц-. 3. Проверю себя. 4.Оценю себя.
5.Изучение нового материала. Учитель: Итак, ребята, давайте решать нашу проблему и попробуйте самостоятельно сделать вывод. -Прочитайте слова, записанные в учебнике на стр. 29. братец красавец умелец старец умница красавица умелица лужица Учитель: Что общего у этих слов? Дети: В учебнике записаны имена существительные. Учитель: А теперь посмотрите на слова первого столбика. Что вы заметили, какой общий признак у имен существительных первого столбика?
Дети: В первом столбике записаны имена существительные мужского рода.
Учитель: А теперь посмотрите на слова второго столбика. Какой общий признак у имен существительных второго столбика?
Дети: Во втором столбике записаны имена существительные женского рода. Учитель: Какой же признак определяет написание суффиксов -ец- и -иц-? Дети: Род имен существительных. Учитель: Кто может сделать вывод, когда пишется суффикс -ец-, а когда - -иц в безударной позиции? Дети: В именах существительных мужского рода пишется суффикс -ец-, в именах существительных женского рода пишется суффикс -иц. Учитель: Теперь давайте сравним наше открытие с правилом учебника. Откройте стр. 30.

(Дети читают правило в учебнике) -В именах существительных мужского рода пишется суффикс -ец-, в именах существительных женского рода пишется суффикс -иц. Учитель: Наш вывод совпал с правилом? Молодцы. Учитель: Вспомните, какой мы наметили план работы на уроке.

(Обращаемся к плану урока на схеме) План работы: Узнаю .. Буду учиться .. Проверю Оценю
Учитель: Мы узнали, когда пишется суффикс-ец-, а когда - -иц-? -А теперь, что нам нужно сделать? Дети: Буду учиться правильно писать суффиксы. Учитель: Но прежде давайте определим шаги, которые должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы - ец- и -иц-. Учитель: Мы слышим [иц]. Какие суффиксы можно написать? Дети: Суффиксы - ец- или -иц-. Учитель: Какую часть слова нужно выделить, чтобы определить суффикс? Дети: Корень Учитель: Что нужно определить, чтобы правильно написать суффикс? Дети: Надо определить род имени существительного. Учитель: Следующий шаг? Дети: Если имя существительное мужского рода, пишется суффикс -ец-, а если имя существительное женского рода, пишется суффикс -иц. Учитель: Давайте сверим наш вывод с памяткой в учебнике с 30.

(Дети читают памятку в учебнике «Учись применять правило»)

Алгоритм (на доске) 1) Выделяю, если [иц] -? 2) Определяю род. 3) Если м.р., то -ец- Если ж.р., то -иц- Учитель: Приведите свои примеры. А какую гласную вы вставите в слова сердец, писец? 6. Физкультминутка Предлагаю заменить активную мыслительную деятельность активной физической. Мы ногами - топ-топ, мы руками - хлоп-хлоп, Мы плечами - чик-чик, мы глазами - миг-миг. Раз - присели¸ два - привстали, Три, четыре - поскакали. Пять - нагнулись, разогнулись. Шесть - друг другу улыбнулись. Семь - за парту тихо сесть, А на восемь - лень отбросим. 7. Закрепление изученного материала. 1) Работа по учебнику Учитель: Найдите упр. 1 на стр. 31. Прочитайте. Как вы поняли задание? Дети: Записать слова в два столбика в зависимости от суффикса. (Дети выполняют задание на доске и в тетрадях) Учитель: Проверим, во всех ли словах нужно проверять написание суффиксов -ец- и -иц? Дети: Нет Учитель: Почему? Дети: У некоторых существительных суффикс находится в ударной (сильной) позиции. Учитель:Назовите эти слова. (Дети называют: тигрица, орлица) Учитель: В каких именах существительных написали суффикс - ец-, -иц-? 2)Задание в рабочей тетради С.6, упр. 1 Учитель: Чему учились, выполняя это упражнение? Дети: Учились писать суффиксы -ец-, -иц-? 3)Спиши. Обозначь часть слова, в которой пропущена буква. Объясни пословицу.

(Дети работают самостоятельно в парах) Белый свет не окол.ца, пустая речь не послов.ца. Учитель: Как вы считаете, понял ли ваш сосед по парте тему нашего сегодняшнего урока? Обоснуйте. 8.Контроль и оценка знаний. Учитель: Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке? Дети: Узнать, в каком случае в безударной позиции в суффиксе [иц] пишется гласная «е», а в каком случае «и». Учитель: Можем ли мы теперь различать, когда в суффиксе [иц] пишется гласная «е», а в когда «и»? Учитель: давайте составим себе памятку для следующих классов Дети: 1) Выделяю, если [иц] -? 2) Определяю род. 3) Если м.р., то -ец- Если ж.р., то -иц- Учитель: Выполните работу по карточке «Проверь себя» и проверьте свою работу по эталону.

(У каждого на столе) Проверь себя У имён существительных женского рода пишется суффикс _____ У имён существительных мужского рода пишется суффикс _____ Подберите и запишите свои примеры. Самооценка . - У кого все задания сделаны правильно, поставьте в карточках для самооценки, которые лежат у вас на партах,«+». 9.Домашнее задание. Подберите по 5 своих слов для словарного диктанта с данными суффиксами для работы на следующем уроке. 11. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Оцените свою работу на уроке.

© 2010-2022